На протяжении тысячелетий роспись по шелку формировала богатую визуальную историю Китая. Эта изысканная практика сочетает в себе две самые знаменитые художественные традиции китайской культуры - филигранную работу кистью и тактическое скручивание ткани, - это делает ее исключительным ремеслом. Помимо своей культурной значимости, роспись по шелку ценится за неземную эстетику, которую художники продолжают перенимать и адаптировать с древних времен.
Однако, прежде чем проследить эволюцию этого ремесла, важно понимать базовые знания о практике росписи по шелку.
ЧТО ТАКОЕ РОСПИСЬ ПО ШЕЛКУ?
Роспись по шелку относится к практике нанесения краски на шелковые ткани. Шелк - это тонкое волокно, изготовленное из нитей коконов шелкопряда. При осторожном разматывании куколок получают шелковые нити, которые, в свою очередь, используют для изготовления тканей.
После грунтования шелк украшали узорами, выполненными цветными минеральными пигментами или черными чернилами (часто изготавливаемыми из сажи и клея). Последние в основном использовались для каллиграфии - одной из важнейших форм китайского искусства и самых ранних воплощений шелковой росписи.
ИСТОРИЯ
ШЕЛК В КИТАЕ
Самое раннее известное свидетельство производства шелка в Китае было найдено в гробнице IV века до н. э. расположенной в Цзяху - неолитическом поселении недалеко от реки Хуанхэ. Этот участок был богатым источником артефактов с тех пор, как его заново открыли в 1962 году. В дополнение к образцам фиброина (основного белка шелка), найденного внутри гробницы (вероятно, это были остатки одежды, использовавшейся для погребения), был найден "самые ранние музыкальные инструменты (костяные флейты); самый ранний ферментированный напиток из риса, меда и фруктов; самый ранний одомашненный рис в северном Китае; и, возможно, самое раннее китайское пиктографическое письмо".
ПИСЬМЕННЫЕ СВИТКИ
Со времен династии Шан (около 1600-1100 гг. до н. э.) каллиграфия была неотъемлемой частью китайской культуры. Каллиграфия подчеркивает сдержанную красоту рукописных символов посредством тщательно выполненных штрихов. Ярким примером этой формы искусства является серия подвесных рукописей, найденных в Мавандуе, археологическом памятнике в Чанше. Эти рукописи датируются династией Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Они использовались для документирования военной, медицинской и астрономической информации.
Каллиграфия выполнялась на шелковых (иногда и бамбуковых) свитках, пока в I веке не была изобретена бумага - новый, более дешевый в производстве материал.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КАРТИНЫ
В дополнение к погребальным одеждам и письменным свиткам китайские ремесленники вскоре начали ткать шелковые ткани для использования в других целях - для живописи. Самые ранние известные примеры этой практики - это росписи гробниц периода Воюющих царств, включая два национальных сокровища: роспись по шелку, изображающая человека верхом на драконе, и роспись по шелку с женщиной, фениксом и драконом. Обе эти работы были обнаружены в гробницах в Чанше, они были созданы между 475 и 221 годами до н. э. На каждой картине изображен портрет в профиль (мужской и женской фигуры соответственно), выполненный черными чернилами, линиями, напоминающими каллиграфию.
Изделия выполняли одну и ту же функцию: помогать мертвым, когда они переходят в загробную жизнь. "Во время похоронной процессии картина располагалась перед гробом, что, как говорили, приносило утешение и спокойствие душе усопшего".
ТЕХНИКА ГУНБИ
В последующие столетия китайские мастера продолжали создавать картины на шелке. Однако вскоре они вышли за рамки простых рисунков черной тушью и начали рисовать композиции в стиле Гунби.
Гунби - " тщательная живопись" или "прилежная кисть", славится своей яркой цветовой палитрой, реалистичными деталями и образными сюжетами. Этот подход к живописи достиг пика своей популярности между VII и XIII веками, достигнув кульминации в изобилии прекрасно выполненных свитков. Тогда же стиль Гунби распространился до Японии, Индии и даже Западной Европы, где расписную шелковую ткань можно было найти "накинутой на алтари или сшитой в виде занавесок".
СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ПО ШЕЛКУ
Хотя роспись по шелку непрерывно развивалась, использование тонкого волокна в качестве холста по-прежнему требует особого подхода.
Сегодня этот вид искусства может быть нам знаком по технике холодного батика - "Гутта".
Перед нанесением рисунка, шёлковый холст растягивают, затем наносят контурный рисунок резервирующим бесцветным или цветным составом на поверхность шелка. Контур действует как барьер и предотвращает растекание краски.
Кстати, эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку.