История The Who полна противоречий. Четыре абсолютно разные личности, объединенные страстью к музыке, создали на сцене ураган эмоций и звука. Их концерты были легендарными: бешеный Кит Мун крушил установку, Пит Таунсенд взмывал в воздух с гитарой, Роджер Долтри вышагивал по сцене с угрожающим видом, а Джон Энтвистл, невозмутимый, как скала, уравновешивал этот хаос.
Противоречия, трения, конфликты – все это было неотъемлемой частью The Who. Но именно эти столкновения характеров и породили ту самую музыку, которая покорила мир. Путь к славе занял у них почти пять лет, но к концу 60-х The Who достигли невероятной популярности, соперничая с самими Rolling Stones.
The Who стали не просто символом британского вторжения и модов, но и настоящей силой, перевернувшей представление о рок-музыке.
Формирование стиля: от диксиленда до максимального R&B
История The Who началась со знакомства Пита Таунсенда и Джона Энтвистла в школе. Они играли в диксиленд-бэнде, а к началу 60-х сколотили рок-н-ролльную группу. Энтвистл в 1962 году присоединился к The Detours, где на гитаре играл жестянщик Роджер Долтри. Вскоре к ним пришел и Таунсенд, а Долтри стал вокалистом.
На их творчество оказали влияние американские звезды – James Brown, Booker T. & the MG's, Eddie Cochran. Но особенно важным стало знакомство с британской группой Johnny Kidd & the Pirates. Именно у них The Detours позаимствовали минималистичный подход с одним гитаристом, отвечавшим и за ритм, и за соло.
Стремясь идти в ногу с модой, группа сменила название на The Who. Вместо ушедшего барабанщика пришел Кит Мун, до этого игравший в серф-рок группе. The Who стали резидентами лондонского клуба Marquee, где их заметил менеджер Пит Миден. По его совету группа сменила название на The High Numbers и начала одеваться в стильные костюмы, чтобы привлечь внимание модов. Моды – были независимыми подростками, увлеченными танцами, R&B и соулом. Многие группы пытались завоевать их расположение, и The High Numbers не были исключением.
Первый успех и смена курса
Под руководством Мидена The High Numbers выпустили сингл "I'm the Face" , но успеха он не имел. Группа рассталась с менеджером и начала работать с Китом Ламбертом и Крисом Стэмпом, начинающими музыкальными менеджерами. Ламберт первым заметил потенциал группы и убедил Стэмпа взяться за них.
Ламберт и Стэмп не стали отговаривать The Who от модов, а, наоборот, посоветовали им глубже погрузиться в эту культуру. Группа вернула себе название The Who и начала играть сеты, состоящие исключительно из соула, R&B и музыки Motown. Именно в этот период Таунсенд впервые разбил гитару на сцене. Случайность быстро превратилась в фишку, привлекающую публику. К концу 1964 года у The Who появились преданные фанаты, а Таунсенд написал песню "I Can't Explain", ставшую их визитной карточкой.
Прорыв в Великобритании и первые шаги в Америке
"I Can't Explain", спродюсированная Шелом Талми (известным по работе с The Kinks), стала хитом в Англии, а скандальное выступление на телешоу Ready, Steady, Go! лишь укрепило успех. Сингл "Anyway, Anyhow, Anywhere" стал гимном модов, а "My Generation" заняла второе место в чартах, окончательно утвердив The Who как звезд.
В это время Ламберт знакомил Таунсенда с классической музыкой, что расширило его представление о возможностях песенной формы. Сингл "Substitute", спродюсированный уже самим Ламбертом, ознаменовал разрыв с Талми и начало сотрудничества с лейблом Polydor. "I'm a Boy", вышедший летом 1966 года, показал, как далеко группа продвинулась за полтора года. The Who создавали не просто хиты, а настоящие мини-драмы, раздвигая границы поп-музыки.
В Америке дела шли не так хорошо. "I Can't Explain" прошла практически незамеченной, а "My Generation" едва попала в топ-100. Британские гастроли приносили деньги, но разбитые инструменты и дорогие спецэффекты съедали прибыль. Ламберт и Стэмп основали собственный лейбл Track Records, подписав Джими Хендрикса, но The Who срочно нуждались в прорыве на американском рынке.
Концептуальные альбомы и долгожданный успех
Второй альбом, A Quick One, был более амбициозным. Каждый участник написал по песне, а заглавная композиция стала мини-оперой. "A Quick One While He's Away" показал, что Таунсенд и The Who способны на большее, чем просто рок-н-ролл. На альбоме также были представлены песни Энтвистла, продемонстрировавшего свой талант композитора. A Quick One стал хитом в Великобритании, а в Америке, где он вышел под названием Happy Jack, заглавная песня попала в топ-40.
Для раскрутки альбома The Who отправились в турне по США вместе с Cream, Джимом и Джин и Уилсоном Пикеттом. Гастроли не принесли больших денег, но помогли группе обрести известность. В Америке вышел еще один альбом, Magic Bus, собранный из британских синглов и EP.
В 1968 году The Who выпустили концептуальный альбом The Sell Out, стилизованный под пиратскую радиостанцию. Сингл "I Can See for Miles" стал хитом, но группа не смогла повторить его успех, а синглы "Dogs", "Call Me Lightning" и "Magic Bus" продавались хуже ожидаемого.
Tommy и всемирная слава
Работа над рок-оперой Tommy длилась больше года. The Who вложили в нее все силы и средства, и к моменту выхода были на грани банкротства. Риск оправдался. Tommy стал сенсацией. Критики восхищались амбициозностью замысла, а публика была в восторге от новой музыки и грандиозного сценического шоу.
Tommy стал знаковым событием в истории рок-музыки. Его ставили в театрах, он лег в основу фильма Кена Рассела, а в 1993 году Таунсенд перенес оперу на Бродвей. The Who же оказались заложниками собственного успеха. Поклонники требовали исполнения Tommy в полном объеме на каждом концерте, и группа была вынуждена играть по два часа, исполняя одни и те же песни.
Who’s Next и Quadrophenia: поиск новых горизонтов
После успеха Tommy Таунсенд задумал новую оперу, Lifehouse. Но его увлечение философией Мэхер Баба и желание использовать электронику не нашли отклика у остальных участников группы. Работа над Lifehouse привела Таунсенда к нервному срыву, и проект был за abandoned.
Из материалов, записанных для Lifehouse, был собран альбом Who's Next, который стал еще одним триумфом The Who. "Baba O'Riley", "Bargain", "Behind Blue Eyes", "Won't Get Fooled Again" — эти песни стали классикой рока. Турне в поддержку альбома закрепило статус The Who как одной из лучших концертных групп мира.
В 1973 году вышел Quadrophenia, рок-опера о жизни модов. Альбом имел коммерческий успех, но оказался слишком сложным для восприятия на концертах. The Who были вынуждены сократить сет-лист, что разочаровало многих фанатов.
Распад, сольные проекты и трагедия Кита Муна
После Quadrophenia The Who начали разваливаться. Таунсенд устал от роли рок-звезды и пристрастился к алкоголю. Энтвистл сосредоточился на сольной карьере, а Долтри успешно снимался в кино и записывал собственные песни. Кит Мун, тем временем, продолжал вести разгульный образ жизни.
В 1975 году вышел альбом The Who by Numbers, наполненный личными переживаниями Таунсенда. После гастролей группа ушла на перерыв. В 1978 году The Who снова собрались вместе, чтобы записать Who Are You. Альбом стал хитом, но радость была омрачена трагедией: 7 сентября 1978 года Кит Мун скончался от передозировки наркотиков.
The Who без Кита Муна: попытки двигаться дальше
Смерть Муна стала тяжелейшим ударом для The Who. Заменить его было невозможно, но группа решила продолжить выступления. Место за барабанной установкой занял Кенни Джонс, а также к ним присоединился клавишник Джон "Rabbit" Бандрик.
В 1979 году The Who отправились в турне, которое было омрачено трагедией в Цинциннати, где в давке погибли 11 человек. В 1981 году вышел альбом Face Dances, записанный уже без Муна, а в 1982-м — It's Hard. После прощального турне в 1982 году The Who официально прекратили существование.
Воссоединения, новые трагедии и Endless Wire
В середине 80-х The Who несколько раз выступали вместе, в том числе на Live Aid в 1985 году. В 1989 году группа воссоединилась для юбилейного тура, но он был воспринят как жалкая попытка заработать. В 1994 году The Who дали два концерта в честь 50-летия Долтри. Успех Tommy на Бродвее вернул интерес к творчеству группы, и в 1996 году The Who решили возродить Quadrophenia.
В 2002 году The Who готовились к новому турне, но планам не суждено было сбыться: 27 июня в Лас-Вегасе скончался Джон Энтвистл.
В 2006 году Таунсенд и Долтри выпустили мини-оперу Wire & Glass, свою первую совместную работу за последние 25 лет. Полностью альбом Endless Wire, включающий в себя Wire & Glass, вышел в том же году и получил самые положительные отзывы со времен Who Are You.
После тринадцатилетнего перерыва, The Who всколыхнули мир музыки, объявив в январе 2019 года о работе над новым студийным альбомом. Последний на тот момент альбом, Endless Wire, вышел в далеком 2006 году, и поклонники с нетерпением ждали новых творений легендарной группы.
По словам участников группы, новый альбом должен был стать настоящим подарком для фанатов, сочетая в себе все грани The Who: от мрачных баллад до тяжелых рок-боевиков, от экспериментальной электроники до фирменных мелодий, покоривших мир еще в 60-е.
Заинтриговав публику, The Who приоткрыли завесу тайны над процессом создания альбома. Роджер Долтри и Пит Таунсенд, два столпа группы, работали над записью отдельно друг от друга, что придавало ожиданию дополнительную интригу.
Первая ласточка с нового альбома не заставила себя долго ждать. В сентябре 2019 года мир услышал "Ball and Chain" — песню, ранее выпускавшуюся Таунсендом сольно под названием "Guantanamo". Следом, 3 октября, вышел сингл "All This Music Must Fade", а в ноябре на Spotify и iTunes появилась "I Don’t Wanna Get Wise".
Несмотря на все потери и разочарования, The Who до сих пор остаются одной из величайших рок-групп всех времен, а их музыка продолжает вдохновлять миллионы людей по всему миру.