Эх, работа, работа, перейди на Федота… Как давно я не заморачивалась об атмосфере в “дружном” коллективе, потому что уже очень давно являюсь фрилансером, с тех самых пор, как нам открылись чудо-технологии работы прямо из дома. Но все еще шрамом на сердце остались воспоминания о тех временах, когда я была и офисным планктоном, и частью дружного женского коллектива (как вспомню - мурашки по коже). Конечно, тогда я не так глубоко изучала психологические особенности своей личности, не знала, что такое базовая забота и улучшение качества жизни. Многое позволяла себе, а именно позволяла собой манипулировать, обесценивала сама свою значимость и жутко комплексовала, потому что хорошо дружила с комплексом самозванца. Да и токсичность в коллективе - не просто красивый эпитет: она имеет место быть. Поэтому сегодня поделюсь полезными знаниями, которые пригодятся вам, а заодно проведем проверку токсичности вашего рабочего окружения.
Для начала определим - что принято считать токсичной рабочей средой? Наиболее распространенный ответ - это та среда, в которой человек не чувствует себя комфортно и безопасно. Психологически возникает ощущение дискомфорта, негатива, нездоровой конкуренции, иногда даже агрессии. Для токсичной рабочей среды характерны: нарциссизм коллег, оскорбляющее руководство, приставания, запугивания, угрозы, остракизм (выживание из коллектива), травля, газлайтинг.
Какие признаки говорят о токсичной рабочей среде:
- если начальник заранее говорит, что у вас не получится выполнить задачу (саботирование)
- чрезмерный контроль сотрудников со стороны начальства и подавление инициативы (микроменеджмент)
- нежелание общаться и работать в команде, замкнутость коллег
- собирание сплетен, которое становится ритуалом (например, встреча у кулера с водой)
- если коллеги выбирают пассивно-агрессивный тип общения
- если в коллективе игнорируется дискриминация или харассмент
- запугивания со стороны начальника или коллег, угрозы, шантаж, намеки на неприятные последствия
- если коллеги пытаются присвоить ваши заслуги себе, атмосфера зависти и высокой конкурентности
- отсутствие уважение и обесценивание результатов
- сильные рабочие нагрузки, не соответствующие условиям трудового кодекса
- если в коллективе отсутствует возможность карьерного роста
- плавающий и непредсказуемый график, когда могут вызвать на работу в любой момент
- если начальство игнорирует неподобающее поведение среди коллег
- низкая зарплата, отсутствие других способов мотивации
- неконструктивная критика, переходящая на личности
- если начальник постоянно запугивает увольнением
- если в целом в коллективе атмосфера негатива, взвинченности, раздражительности
Как видите, признаков токсичности в коллективе очень много, и, наверное, каждый из вас столкнулся хоть с одним из них. А тем временем, мы в рабочем окружении проводим большую часть своей жизни. Я уже не говорю о том, что токсичный коллектив в принципе разрушает эффективность организации и снижает продуктивность и результаты работы. Такая токсичность может негативно влиять на ваше физическое и ментальное здоровье, вызывая напряжение, высокий уровень постоянного, непрекращающегося стресса, раздражительности и злости. А к чему приводит ненависть к миру и к окружающим - я рассказывала в этой статье.
Что можно сделать для себя, чтобы справляться с токсичностью в рабочей атмосфере?
- Не брать вину на себя за негатив на работе. Вы можете быть положительно настроенным и вовлеченным на сотрудничество, но глобально повлиять на улучшение культуры общения на работе вы вряд ли сможете - это задача начальства и специалистов (менеджер по корпоративной культуре, коуч, медиатор и т.п.).
- Делайте продуктивные перерывы на работе. Старайтесь в перерыв максимально уходить от рабочей обстановки (покидать место работы, выходить из офиса, прогуляться по городу, по возможности быть поближе к природе и тишине).
- Устанавливайте границы по труду. Делайте перерывы, ходите на обед, не работайте сверхурочно, если начальство не готово оплачивать дополнительную нагрузку. Донесите до руководителя, что вам важно свободное время и отдых от работы, т.к. это влияет на вашу результативность.
- Откажитесь от участия в драмах и сплетнях. Ничего положительного из этого вы не получите, более того, можете пострадать сами. Не тратьте время на ненужную информацию и обсуждение коллег.
- Ставьте цели и идите к ним. Сосредоточьтесь на важном, не тратьте время на переживания и прокрастинацию, старайтесь как можно больше фокусироваться на позитивном мышлении и собственном состоянии.
- Придумайте ритуал после работы. Сделайте что-то, что приносит вам удовольствие и позволит сбросить лишний негатив после рабочих будней (прогулка на природе, пробежка, спортзал, музыкальное занятие или другое хобби, горячий душ).
- Обрастайте надежными связями. Общайтесь с теми коллегами, которые вам наиболее приятны и интересны, кому вы готовы доверять. Союзники на работе могут дать поддержку.
- Не берите пример с негативных коллег. Сохраняйте свои ценности и не стоит отвечать негативом на негатив - так вы еще больше привлечете к себе внимание токсичного коллеги.
- Работайте со стрессом. Старайтесь чаще использовать техники саморегуляции эмоций, будь то медитации или дыхательная практика, прогулки на свежем воздухе или массаж - все, что поможет вам справляться с хроническим стрессом.
- Не отказывайтесь от узкого специалиста на работе. Сейчас многие компании делают ракурс на психологическое здоровье, нанимая коуча или психолога, который оказывает бесплатную и эффективную помощь.
Таким образом, у меня вышло десять вариантов, как можно улучшить свое самочувствие в токсичной рабочей среде. Но я понимаю, что это может оказаться недостаточно для вашего самочувствия, или атмосфера на работе настолько ужасная, что эти техники не будут иметь никакого результата. В таких случаях самый эффективный метод работы с проблемой - поиск нового работодателя, которому будет важна культура общения в его коллективе и психологически здоровая атмосфера.
И помните, если вы с ужасом просыпаетесь по утрам, зная, что придется идти на эту работу, именно в этот коллектив, если негативное общение исходит не от вас (вы настроены на командную работу и готовы к диалогу) - то пора что-то обязательно менять. Лучше не будет, вы привыкнете к этой атмосфере, произойдет социальная и рабочая деформация, и вы просто станете “частью корабля”, который считает токсичность и девиантное поведение нормой. Берегите себя и свое здоровье!
А как атмосфера в вашем рабочем коллективе? Удачный коннект или школа выживания? Поделитесь в комментариях.
Рекомендую почитать статьи по теме:
Ненавижу всех! Разберемся, откуда взялось такое чувство и как его изменить
Как помочь себе, если стресс и тревога отравляют жизнь?
Что помогает человеку быть счастливым - 20 самых эффективных пунктов
Границы в текстах: как правильно отвечать людям, чтобы тебя поняли с первого раза
Такие разные “маски”: типы манипуляторов на работе, дома, в обществе
Почему мы становимся жертвами манипуляторов? Как избежать негативного давления