Проскользнула в ленте новостей информация - мол Comedy Club, флагман телепродукции канала ТНТ, каза болду накануне своего двадцатилетия. Заявление, конечно, сильное, и проверять мы его, разумеется, не будем - дойных коров просто так не режут, однако по замечанию моего постоянного читателя Вениамина (кстати, подписывайтесь на телеграм-канал и чат Позавчерашних новостей, там трэш, угар и костромские новости), это прекрасный повод вспомнить историю сего прельстивого зрелища и пройтись по тем временам, когда в моде был русский гламур и клубная, прости Господи, культура.
Итак, Comedy Club, великий и ужасный!
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Откуда быть пошёл Comedy Club?
А началось всё, как водится, с Клуба Веселых и Находчивых. Кто бы что ни говорил, что КВН уже не тот и скатился, но социальным лифтом он был всегда, да и сейчас им остается. Пройти сквозь огонь и воду региональных лиг и попасть в медные трубы Высшей лиги могли лишь самые стойкие и талантливые, призом для которых становилась народная слава и узнаваемость, которую можно было конвертировать в закрепление на телеэкранах. Собственно говоря, создатели КК (позвольте мне и дальше писать название передачи именно так, чтобы не переключаться на английскую раскладку и не тратить лишние буквы) были не первым поколением КВНщиков, попавших в телевизор - до них были прамастадонты изначального Клуба из 60-х, Одесские джентльмены и О.С.П.-студия, которые на телевидение тоже оказывали огромное влияние - но почему-то именно КК задержался на телевидении на двадцать лет.
Так вот, началось всё с КВН, а если быть совсем точным, то с команды "Новые Армяне", чемпионов Высшей лиги КВН 1997 года. После (а то и во время) удачного выступления команда из Еревана поехала на гастроли, которые, помимо городов и весей СНГ, немного захватывали и США. И вот в ходе этих самых гастролей, где-то в 2001 году, Арташес Саркисян (да, тот самый Таш в килте, первый ведущий КК) посетил клуб Dublin в Лос-Анджелесе, где организовывалось шоу местных стенд-ап комиков, которое произвело на бывалого КВНщика неизгладимое впечатление. Собственно говоря, в России тогда такого не было, был юмор эстрадный (корнями идущий к Аркадию Райкину, а в 90-е и 2000-е представленный Аншлагом и Петросяном и его продукцией) и телевизионный (КВН и его производные, а также "Маски-шоу", "Каламбур" и "Городок"). Первые, кстати, к стенд-апу приближались опасно близко, достаточно часто работая именно с аудиторией - особенно этим отличался великий, но недооцененный Ян Арлазоров - но, в основном, это было всё то же исполнение монологов, просто обращенных куда-то там.
И вот, на девственный мозг молодого армянского мальчика упали вот эти невиданные раньше зрелища, когда со сцены шутят над гостями, над своей жизнью и над птичками, обращаясь не к абстрактной аудитории, а к конкретному человеку в зале (эй, мужик, да ты!). И, разумеется, как все молодые люди, восхищенные чем-то новым, он потащил каку в рот концепт концерта своим товарищам по команде. Та, была уже на излете популярности - последним трофеем в КВН стал президентский КиВиН в 2000 году, да и гастроли приносили всё меньше и меньше, отчего новый концепт невиданного жанра был спасительной соломинкой, за которую грех было не схватиться.
Дело было в стартовом капитале, который в размере 600 долларов нашёлся у Артура Джанибекяна, и в месте, где будут шутки шутить - оным стал "Касбар" на Остоженке, куда пригласили бомонд первой величины - Юдашкина, Киркорова и группу "Отпетые мошенники". Шутить же позвали всё тех же бывших КВНщиков - Гарика Мартиросяна, бывшего капитана "Новых Армян", Павла Волю, который в те годы озвучивал Масяню на Муз-ТВ, Гарика Харламова, и прочих, в числе которых был Вадим Галыгин и "Сёстры Зайцевы". Формат, стартовавший 12 сентября 2003 года (оцените - два года подготовки!) посетителям бара понравился - и зритель на новое шоу пошёл, привлеченный сарафанным радио. Впрочем, первые полтора года на вечеринки можно было попасть бесплатно, весь проект жил на долю от прибыли места преступления выступления, благо у тех выручка росла как на дрожжах, равно как и популярность комиков. В это время отрабатывались форматы, изучался рынок и вообще закладывалось основание будущей глыбы отечественного медиабизнеса - компании "Comedy Club Production".
Ну а пока всё начиналось с малого - первыми на будущий КК вышли люди с российского MTV, ищущие новые интересные форматы. Сотрудничество, впрочем, оказалось скоротечным и вылилось в съемки новогодней вечеринки 2003-2004, но продукт увидели и другие люди, в числе которых был и Александр Цекало, продюсировавший на тот момент телеканал СТС. Ему КК понравился и он тоже потянул каку в рот подумал, что такая корова неплохо бы смотрелась в эфире первого развлекательного. Но и тут сотрудничество не получилось - СТС кренился в сторону семейного телевидения, а тут какие-то представители юмористического андерграунда, где шутили про сиськи-письки, зачастую - с нетрадиционным уклоном, да и генеральный директор СТС Роднянский (признан иноагентом), увлеченный своей новой игрушкой - украинским телеканалом 1+1 - не рассмотрел потенциал популярного зрелища. Впрочем, пилот "Комедийного Клуба" (на таком названии настоял Цекало), всё-таки был снят в концертном зале казино Golden Palace за 22 000 долларов, взятых в долг Артуром Джанибекяном. И этот же пилот был распространён по всем возможным телеканалам - мало ли кто клюнет.
Клюнул, в итоге телеканал ТНТ. На одной из вечеринок КК побывал тогдашний генеральный продюсер телеканала Роман Петренко, который горячо рекомендовал генеральному директору ТНТ Дмитрию Троицкому приютить комедиантов, тем более на канале как раз нащупывали свою целевую аудиторию молодых да дерзких зрителей.
И вот, 23 апреля 2005 года первый выпуск КК вышел в эфир ТНТ
От телепрограммы к продюсерскому центру
По большому счету, стенд-апа как такового в КК и не было, если не считать разогрева от Павла Воли в начале каждого выпуска, это был всё тот же старый-добрый КВН, основанный на театре студенческих эстрадных миниатюр, который со временем впитывал всё больше и больше КВНовских трендов по мере пополнения авторской группы передачи бывшими КВНщиками.
Действо КК от КВНа отличала, разумеется, подача. И если сам КВН подавал себя как элиту отечественного юмора, то КК подавался как элита вдвойне - андерграундный юмор на грани фола, в который очень модно втыкать, а если ты не втыкаешь, то ты лох и лузер. Буквально каждый элемент шоу подчеркивал, что это что-то новое, что-то модное и что-то не такое, как у всех - смотрите, у нас тут РЕЗИДЕНТЫ а не актеры, каждый из них выходит под крутой музон в исполнении кого-то там модного, оператор снимает так, как будто он пьяный, полуголые девочки извиваются под музычку, а ещё у нас ведущий - армянин в килте и вообще мы тут модные, глянцевые, гламурные и в клубе, где чиксы танцуют.
Вообще, выход КК очень удачно совпал с долгожданным ростом российской экономики и повышением уровня жизни граждан. Тогда и показушное потребление, которое в мире стало называться "русским гламуром", было в моде и гламурные подонки из КК имели весьма попадающие в этот мэйнстрим образы. Из-за этого большую часть того, олдового КК, смотреть совершенно невозможно - китч и дичь, которую несут со сцены, звучат слишком вызывающе в наши чуть более пуританские времена. Впрочем, это я сегодняшний так считаю, поскольку несколько вырос из того юморка - да и сами юмористы из того юморка выросли, но когда тебе 14-17 лет, то и взгляды на происходящее будут иными. В любом случае, не посмотреть КК в субботу в 22.00 было сродни потере социального статуса - а о чем в понедельник с одноклассниками разговаривать?
Так вот, бешеный успех принес, конечно, бешеные деньги, которые в лучших традициях Джорджа Лукаса делались на всём. Какого только мерча с символикой КК не было вброшено на рынок - от банальных календариков с логотипом программы, до весьма странных поделок, следы которых нет-нет, да всплывут в сети.
Продавались картинки на телефоны, рингтоны, книги с лучшими шутками, школьные тетради, дневники, блокноты, ручки - в общем всё, на что можно было шлепнуть логотип КК. Более популярной была, пожалуй, только продукция по мотивам "Бригады" и "Бумера", но там и таланта было вложено побольше.
При этом программа зарабатывала ещё и на эксклюзивности контента - выходящие на видеохостингах выпуски оперативно удалялись, а единственным на тот момент способом получить дозу КК вне эфирного времени была покупка сюжетиков на сайте ТНТ, ну или просмотр на Рутьюбе, который в те далекие времена был таким же говном, как и сейчас. Впрочем, телевидение - это бизнес и нельзя отрицать то, что раскрутиться и расшириться у Джанибекяна сотоварищи получилось отменно. Вплоть до того, что в регионах стали появляться филиалы КК, которые пытались отнимать хлеб у региональных же лиг КВН - делать интересный юмористический продукт. Впрочем, КВН оказался серьезнее КК и о региональном КК после 2010 года я как-то и не слышал. Однако эксперименты с попаданием в КК продолжились - были запущены шоу "Смех без правил" (это где Турчинский скидывал нахрен плохих шутников) и "Убойная лига" - это где отфильтрованные хорошие шутники соревновались кто же из них достоин попасть на экраны во флагмане ТНТшного юмора. Чем не альтернативный КВН?
Параллельно, КК расширялся и в сопредельные сферы - в 2006 году была представлена линия одежды Comedy Club, в 2008 - запущен спутниковый телеканал Comedy TV с круглосуточным вещанием КК прямо в мозг, в 2009 - открыто специализированное Comedy Cafe. К тому моменту производством программы занимался уже не телеканал ТНТ, как таковой, а специально созданное юрлицо под названием Comedy Club Production, которое начало захватывать своей продукцией эфир ТНТ не хуже раковой опухоли, вплоть до того, что даже "Дом-2" компания производила в 2010-2015 году, не говоря уже о программах поменьше. В списке сотрудничающих с Comedy Club Production числится даже телеканал Россия-1 - в последний раз такое было только в 90-х, когда балом правил ВИD, вот только последний сериалы не снимал, иначе было бы вообще точь-в-точь.
Впрочем, вернемся непосредственно КК и его истории.
Попытки подражания и нынешнее состояние
В какой-то момент КК напару с "Дом-2" стал основой эфира ТНТ. Марафоны этих двух передач запускались по любому поводу и в какой-то момент к каналу намертво прилипло название "дегрод-тв". Мол выключи мозг, включи ТНТ, сейчас тебе сделают смешно. Но успех КК произвел на отечественном ТВ маленькую революцию - такое же шоу захотели себе все. Рен-ТВ запустил "Бла-Бла Шоу" с Александром Пряниковым вместо ведущего, а СТС - "Лигу Наций" со Стасом Ярушиным и Сангаджи Тарбаевым. Впрочем, жалкие копии не смогли превзойти оригинал и просуществовали весьма короткий по меркам ТВ срок - по паре сезонов.
А вот КК продолжил существовать. В 2010 году прошло легкое обновление содержимого - обновился состав резидентов, появились всякие разные рубрики, сменился ведущий - теперь вместо Таша программу вели Воля и Мартиросян, ну и в целом жизнь удалась - в таком виде программа до наших дней дожила. Там, конечно, и Харламов вширь раздался, и Батруха стал ещё более складчатым, но, по большому счету, КК стал привычным зрелищем. Мода на гламур и китч схлынула, юмор в основе своей стал куда менее хулиганским и вызывающим, так что, можно сказать, программа выросла со своим зрителем.
Да, большинство тех подростков, юношей и девушек, что смотрели КК субботними вечерами выросли, стали семейными людьми, с детьми, с машинами, с ипотеками, в общем - совершенно обычными гражданами, чувство смешного в которых не подорвал ни гламурно-китчевый КК, ни его более спокойная ипостась после 2010 года. Кто-то уже и не вспомнит, как в нулевые залипал в новогодние праздники в телевизор, стремясь ухватить пропущенный некогда выпуск.
Зато КК стал второй по значимости после КВНа кузницей кадров. Бывшие резиденты КК ездят на гастроли, Марина Кравец вон вообще из телевизора не вылезает, в рекламе снимается, Тимур Родригез уже наверно и сам забыл, что в КК участвовал, как и Александр Ревва, который теперь ещё и поёт, и в кино снимается.
Отдельные номера, к тому же, активно вирусятся в сети - коронавирус ли, важные ли совещания или что либо ещё - злободневные и остроумные номера программа всё так же продолжает генерировать, и, конечно же, на один удачный номер приходится десять дрянных, но это всё естественно и не безобразно, такова жизнь. С другой стороны, на нашем телевидении так долго не живут, и программа в нынешнем виде уже исчерпала себя - на что и намекает вся нынешняя информационная политика Comedy Club Production. Там ведь теперь за креатив Харламов отвечает, ну вот и посмотрим, что он там накреативит.
Ну а с вами были Позавчерашние новости, спасибо за внимание и до новых хреновых встреч.