Нынче на телевидении юмористический жанр в упадке. КВН уже давно не тот, юмористическую продукцию России-1 смотреть без слез невозможно, а ТНТ погряз в марафонах Камеди-клаба и юморке не первой свежести. Более-менее бодрячком держатся "Уральские пельмени", но и они далеко не на пике своей формы.
А вот в раньше почти каждый канал держал при себе годное юмористическое шоу. Начало 90-х в нашей стране было, с одной стороны, временем великих надежд, но с другой - временем великих обломов, когда все народное достояние за копеечку сменило собственника и оказалось в руках узкой группы особо хитрых дядь. Плохое житье требовало выхода негативных эмоций и наличия в округе хоть какого-то позитива. Было и "Оба-на!" Игоря Угольникова, и "Маски-шоу" имени Делиева, и "Джентльмен-шоу" Филимонова, и "Городок", и, разумеется, "Каламбур". Разнообразие, мои дорогие друзья, разнообразие и конкуренция между коллективами этих передач делали юмор острее и интереснее.
Позавчерашние новости много и с удовольствием пишут о телевидении. В статье-рубрикаторе вы найдете ссылки на все материалы о прошлом и нынешнем российском ТВ.
Сегодня разговор пойдет о "Каламбуре" и "Городке", как о лучших представителей скетч-шоу на российском телевидении. Но если этот материал вам зайдёт, то и о других стареньких передачах мы тоже поговорим.
Приколы нашего "Городка"
1993 год был золотым веком всякого рода юмористических телешоу. На 1-м канале Останкино злободневно шутили Игорь Угольников и компания, на РТР осели "Джентльмен-шоу" и "Маски-шоу", Пятый канал транслировал "Адамово яблоко", в котором-то (сюрприз-сюрприз) и появился впервые дуэт Ильи Олейникова и Юрия Стоянова. Тогда они пробавлялись анекдотами, но, впрочем, имели немалую популярность.
И когда они только заикнулись о том, что неплохо было бы сделать целую юмористическую передачу с собой любимыми, их тут же пригласили на РТР. Там, конечно, смешнявок было много и без этого (причем годного, ибо корифей юмора обитал на 1 кнопке), но что, если такую годноту переманит другой канал?
Так и осели Олейников со Стояновым на РТР. Народ веселили их скетчи с примесью крепкого сарказма и, периодически, очень черного юмора, хотя, поначалу, программа была экранизацией разных анекдотов. Профессиональных сценаристов начали привлекать только в 1997 году, когда старые анекдоты кончились. Удивительно то, что поставленное на поток производство практически не теряло в качестве ещё лет 10.
Многие, думаю, помнят шедеврального Модеста, рубрику "Приколы нашего городка", где простых жителей нашей страны разыгрывал не кто-нибудь, а сам Виктор Сухоруков (позже - Николай Валуев) или всплывшую не так давно из-за коронавируса миниатюру про карантин. Всё это было дерзко, остро и злободневно, из-за чего очередная серия "Городка" смотрелась не хуже репортажей НТВ того времени.
Но, со временем, сатиры в "Городке" становилось всё меньше (новые власти её в телевизоре вообще поприжали), да и Олейников со Стояновым от написания сценария к передаче отошли. Впрочем, точку в истории "Городка" поставила смерть Ильи Львовича, а не снизившееся качество передачи, но и без неё "Городок" постепенно скатывался сплошное уныние.
Хорошо хоть никому не пришло в голову снимать "Городок" без Олейникова.
Лицом я бел... А "Каламбур"?
Одним из парадоксов российского телевидения 90-х годов было то, что, за редким исключением, основной юмористической силой на нем были украинские коллективы. Одэсса просто-таки брала штурмом отечественное телевидение - оттуда были и филимоновские "Джентльмены", и делиевские "Маски".
И вот последние-то как раз и дали толчок появлению нового шоу. На съемках очередной серии "Масок" познакомились два коллектива - "Магазин "Фу" и дуэт "Сладкая жизнь". Они друг другу понравились и начали гастролировать вместе, обозвавшись "Фул хаус", что для русского уха звучит и как "Full House" (выигрышная комбинация в покере, а заодно и "Полный дом"), и как "Fool House" (дом дураков). Со временем, поглядев на успех "Масок" в телевизоре, комики решили и сами забацать что-нибудь эдакое.
На руках у Стыцковского и Ко был концепт Мужичка и Морячка, наметки будущего "Крутого пике" и желание догнать и перегнать "Городок" экранизировать (хотя бы поначалу и для раскрутки) баянные анекдоты.
С этим материалом 12 октября 1996 года первый выпуск тележурнала (слово "скетч" тогда ещё было не в моде) "Каламбур" просто разорвал аудиторию. И если всякие там "Аперитивчики" (как раз экранизация тех самых баянов), "Бар "Каламбур" и "Звуки ПИ" были абсолютно унылы, то на "Крутом пике" и "Деревне дураков" авторы отыгрывались по полной. Позже в компанию к неунывающему и мужественному Командору, а также Мужику, Бабе и Морячку добавились герои "Железного капута" в лице Хера Майора и прихлебателей.
Денег было мало, кое-что делалось на отвали, вроде "черного грозового неба" в "Крутом пике", которое представляло из себя простую черную тряпку, не очень аккуратно накинутую на кабину симулятора Ту-154 или же хаты в "Деревне дураков", у которой разная планировка на внешних и внутренних планах. Но зато было душевно - и очень, очень смешно.
Но хорошие годные юмористические ходы в скетчах как-то быстро закончились и весь тележурнал начал вязнуть в самоповторах. То ли Юрий Стыцковский оказался так себе сценаристом, то ли давили сроки, но к 2000 году шоу практически исчерпало себя. Первую половину эфирного времени в нем занимал унылейший "Вы написали - мы сыграли", а вторую - годная, но тоже уже выдыхающаяся "Деревня дураков".
На фоне этого грустной, но неизбежной новостью стало исчезновение программы из эфира ОРТ, переход на вторую кнопку и, наконец, окончательное закрытие передачи. Жить "Каламбур" продолжил то на СТС, то на ТНТ, то на ДТВ и его потомках, но всё же, лучшее, что с ним было - пять сезонов на ОРТ.
Я иногда его пересматриваю. Всё ради музычки из "Деревни дураков"