Знаете, какое самое главное качество у автора Позавчерашних новостей? Умение забывать свои собственные планы. Где-то полтора года назад на канале вышла статья про юмористические шоу на нашем телевидении - "Городок" и "Каламбур". С тех пор меня неоднократно спрашивали - а будет ли продолжение, на что я каждый раз отвечал, что будет и как только, так сразу. Обещанного ведь три года ждут, не так ли?
Но сегодня мы немножко ускоримся (спасибо за это читателям, проголосовавшим в нашем телеграм-канале) и поговорим об одном из самых годных юмористических шоу 90-х и начала 00-х - "Маски-шоу". Так что включаем прикрепленное ниже видео и под главную тему программы начинаем читать.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я иногда пишу о кино и сериалах, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Комик-группа "Маски" в классическом составе родилась аж в 1984 году при Одесской филармонии. Занимательный факт - труппа состояла из персонала сцены, что немного внезапно, но рабочие культуры культурны во всем, тем более в Одессе, матери всего отечественного юмора. Так вот, в 1984 в город Одессу приехал один очень интересный молодой человек. В город он вошел в зеленом, узком, в талию, костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию.
Впрочем нет, все было не так.
Георгий Делиев, будущий художественный руководитель и режиссер "Масок", родился и вырос в Херсоне, и в Одессу впервые попал в семнадцатилетнем возрасте - поступать в архитектурный институт. Там он участвовал во всевозможных кружках самодеятельности, среди которых была и студия пантомимы "Крик", в которой сам Делиев уже чувствовал свое призвание. Институт это, разумеется, закончить не помешало, но сам Георгий уже пропал в актерском деле. За время учебы он успел не только подружиться с ребятами из своей студии, но и познакомиться с людьми из конкурирующих студий, вроде будущего мегаусача всея "Масок" - Бориса Барского. Кроме того, где-то в 1979 году Делиев познакомился со Славой Полуниным (номер с телефоном и заглавной фразой "Асисяй?" помните? Так вот, это он), который очень повлиял на молодого артиста и, собственно, и определил будущее Делиева. Все эти дружеские связи пригодятся впоследствии, но пока Георгию Викторовичу, закончившему институт в 1982 году, пришлось уехать по распределению в Пятигорск, а впоследствии - в Кишинев, где он работал архитектором, а в свободное время продолжал заниматься пантомимой в свежесозданных собой студиях.
Впрочем, архитектурой Делиеву долго заниматься не пришлось - в 1984 году он переезжает в Ленинград и устраивается в ансамбль "Лицедеи" того самого Славы Полунина. Казалось бы - вот он, хвост удачи, хватайся за него, да держись, но Делиеву, к тому моменту уже семейному человеку все никак не давали ленинградскую квартиру. Зато поступило предложение из родной Одессы - поработать в местной филармонии, где старые знакомые Делиева - Барский и Постоленко создали свой ансамбль пантомимы, которому аккомпаниировал вокально-инструментальный ансамбль. Подумав, что дело верное, Георгий взял да и сорвался с Балтийского моря на Черное, к друзьям и любимой работе.
Новоявленный ансамбль отправили гастролировать по городам и весям, в которых народ совершенно не врубался, что за дичь ему пытаются втирать люди в костюмах клоунов. А между тем, как мимы надеялись на свой опыт! Казалось бы, столько лет в пантомиме, ан нет, тут не просто на сцене находится нужно, тут ещё и режиссер требуется. Так в коллективе оказался Владислав Дружинин, который причесал номера ансамбля, да и Делиева чему-то научил, поскольку тот сам через полгода уже вполне справлялся с должностью художественного руководителя и режиссера ансамбля. Ансамбль оный, поначалу названный "Смехачи" в процессе своего существования сменил название, навевающие мысли о советском официозе (ну или о Велимире Хлебникове), на куда более изящное и короткое - "Маски". С этим названием дело пошло пошустрее.
Вообще, надо сказать, что Делиев и компания оказались очень удачливы - ярко выстрелил один из первых их номеров, незабвенная "Мана-мана" с участием Делиева и Постоленко.
Номер попал в программу "Вокруг смеха", и коллектив получил всесоюзную известность. Тут начались гастроли, узнаваемость и даже выезды за границу. Впрочем, до создания программы было ещё далеко.
И тут, как всегда бывает со всем гениальным, в дело вмешался случай.
К концу 80-х железный занавес SECAM пал и артистам стало проще выехать на гастроли за рубеж. Касалось это и таких ансамблей как "Маски". И вот тут-то произошла эта история, хотя я несколько и сомневаюсь в её реальности. Так вот, "Масок" пригласили на телевидение аж в страну интересных листьев и порошков - Колумбию. Даже сейчас ехать туда - логистический ад, что уж говорить про тогда. С первой попытки улететь не удалось - оказалось, что из страны могут вылететь только те, кто привиты от желтой лихорадки. Делать нечего - пришлось прививаться, вот только прямая дорожка в Колумбию уже закрыта - самолет улетел. Ближайший - слишком поздно. Зато есть самолет на Кубу. Что же делать?
А делать нечего - пришлось лететь через остров Свободы. Но и тут злоключения труппы не закончились - оказалось, что Фидель взял и запретил вылеты из Гаваны аж на пять дней в честь Первомая. Свобода свободой, ром, сигары и тростник, но делать пять дней в ожидании рейса было решительно нечего. Тогда и начали появляться идеи заняться хоть чем-то и попридумывать какие-то сценки, чтобы снять их на колумбийских улицах в качестве этакого влога начала 90-х. Кто-то предложил назвать это "Маски-шоу" и понеслось.
В общем, пять дней пролетели незаметно. Успев на съемки, команда осталась в Колумбии ещё на неделю - ждать обратного рейса, ну и реализовывать свои кубинские идеи. Материала с колес наснимали много, монтировать было что, но оставался вопрос - как воспримет получившееся зритель? Попробовать свои силы решили на котиках на колумбийцах - отправили на местный телеканал получившиеся записи и сели ждать - что получится. Оказалось, что колумбийский зритель такое одобряет и просит ещё. Ну и, соответственно, что колумбийцу хорошо, то и нашему телезрителю понравится.
"Маски-шоу" впервые появились на российском телевидении 5 сентября 1991 года - правда до тех "Масок", что мы помним и любим было ещё далеко - на РТВ (оно же РТР) поначалу показывали только нарезки старых скетчей и спектаклей. Такое сотрудничество с телеканалом Делиеву не понравилось - слишком мало творческой свободы, да и хотелось творить, а не показывать то, что уже давно лежало в загашниках. Ситуацию удалось исправить в 1992 году, когда в эфир вышли отснятые полностью в Одессе "Маски на свадьбе" и "Маски на именинах", сопровождаемые бодрой музычкой настоящего одесского композитора Константина Пенчковского (и та самая "Тумба" тоже написана им). В первых выпусках, кстати, принимали участие Юрий Стыцковский и Алексей Агопьян, чьими стараниями блеснет на телевизионном небосклоне звезда "Каламбура".
Принятие пришло не сразу. Жанр-то был специфический и издевательство (а иначе кое-какие моменты в шоу и не назвать) над всем известными реалиями бывшего СССР (а на них, в основном и строился юмор) многим казалось неприемлемым. Но люди втянулись, "Маски" полюбили, и до 1999 года программа была хитом второго канала, пока не переехала на ОРТ. Там, впрочем, "Маски" задержались ненадолго, до сентября 2000 года и отправились в путешествие дальше, на этот раз на ТНТ, всплыв там в 2004 году и закончившись окончательно в 2006.
Что удивительно, исчезли из телеэфира "Маски" вовсе не по вине телевизионщиков. Дело в том, что у "Масок" в Одессе появился свой театр и он стал требовать столько времени, что на съемки телепередачи не оставалось ни одной свободной минуты. Тогда и произошла смена приоритетов - "Маски" обитали в Одессе, периодически выезжая с гастролями во всевозможные места, а телевидение продолжало развиваться по своим парадигмам.
И в тот момент, когда Делиев и компания созрели вернуться на телевидение, оказалось, что телевидение уже не готово принять их обратно - формат, мол не тот, да и куда вас ставить-то, у нас правит бал стенд-ап, а не ваши кривляния. Между тем, морально "Маски-шоу" не устарели ни на миг - если то же "Джентльмен-шоу" сейчас смотреть сложно, а иногда и непонятно, поскольку кардинально сменились реалии и пародии на новых русских выглядят уже как-то тухло, то в "Масках" юмор, основанный на гэгах и актерской игре устареть не может никогда. Чего греха таить, даже жаль, что повторы старых выпусков сейчас если и показывают, то на какой-нибудь "Ностальгии", но это не точно.
Тем не менее, попытки вернуться на телеэкран Делиев предпринимает постоянно, жаль только, что все пока неудачные. Ну а мы что?
А мы смотрим старые выпуски и радуемся жизни.