Не знаю, как вы, но я в детстве был очень впечатлительным ребенком. Увиденное на телеэкране как-то быстро впивалось в мозг и оставалось там, способствуя как неврозам, так и последующим приятным воспоминаниям. О приятном я писал уже не раз - про ОРТ, Рен-ТВ и ТВ-6, а теперь пришло время неврозов, главным поставщиком которых стала телекомпания ВИD и её инфернальная заставка.
Так что сегодня Позавчерашние новости вспоминают о главном кирпичном производстве нашего телевидения, и делают это с уважением, но не без содрогания.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Явление
Ноги у ВИDа (как и у любого постсоветского телевидения) растут из ЦТ тогда ещё СССР. На телевидении тогда уже было достаточно много фрондерски настроенных молодых работников, которым идеологический гнет мешал творить (на самом деле не столько он, сколько инерция мышления руководства ЦТ), и, когда государство отпустило вожжи, объявив гласность, на советского ещё зрителя тугой струей полетел творческий поток свободы слова.
Флагманом этого процесса однозначно был "Взгляд", появившийся на Первой программе ЦТ в 1987 году. Люди, собравшиеся там (Владислав Листьев, Александр Любимов, Андрей Разбаш, Александр Политковский, Иван Демидов и Александр Горожанкин), были полны творческих идей, креативили как не в себя и создание ими собственного производителя телепрограмм был делом времени и советского законодательства.
То как раз к 1989 году разрешило создавать частные малые предприятия и компания вышеупомянутых личностей в декабре 1990 года и создала того монстра, что пугал детей всё следующее десятилетие. Назвать новорожденного решили от главной программы коллектива - "Взгляд и Другие", а сокращённо - ВИD. Третья буква сознательно была написана латиницей - мол это символ и если бы сюда можно было бы воткнуть иероглиф, мы бы так и сделали. Но не одним названием был жив ВИD, был ещё и логотип.
Восхождение
Броский логотип - половина успеха, решили во вновь созданной конторе. Логотип должен быть символичным, незатертым и не быть похожим на что-то другое. С этими ценными указаниями новоявленная телекомпания отправила Андрея Разбаша по наводке Влада Листьева в музей Востока. Разбаш, попав в необычное окружение всяких странных штуковин, остановил свой выбор на терракотовом изображении головы китайского философа Го Сяна с примкнувшей к ней лягушкой. Вдоволь нафотографировавшись с артефактом и принеся в офис получившийся материал, Разбаш показал результаты поиска коллегам.
Те сразу же объявили находку самыми разными словами, среди которых самым цензурным было слово "чебурашка". "А может мы ей уши отрежем?" - предложил Разбаш. "А может быть не будем портить музейный фонд" - ответили коллеги. "Да нет же, на фотографии на компьютере уши отрежем" - парировал Разбаш. "А ну раз так, то режь" - согласились коллеги.
Полученный результат, в итоге, устроил всех собравшихся и они решили сделать из этой фотки зачётный скример. Для музыкального оформления позвали Владимира Рацкевича и Олега Литвишко, которые сбацали угрожающее ТО-ДИ-ДО-ДИ-ДО, а неизвестный работник "Останкино" создал странный видеоряд. Собранное вместе страшное лицо, угрожающая музыка и странное видео представляли собой тот ещё ночной кошмар.
Удивительно, но большинство впервые посмотревших сойдут с ума увидевших сей креатив уверенно говорили, что это Ельцин, несмотря на то, что сам он в те времена выглядел совсем не так. Впрочем, мнение самого Борис Николаича так никогда и не было услышано.
И ладно бы создатели логотипа остановились бы на изначальном варианте маски! Но нет, им хотелось пугать детишек ещё и ещё, отчего в программе "L-Club" была продемонстрирована самая криповая версия заставки - высовывающая язык. Она, кстати, долго считалась утерянной, но где интернет-энтузиаст не пропадал и чего не находил? В общем нашли и её.
Полёт
Обзаведясь инфернальным логотипом, ВИD начал лепить программы. Начинала телекомпания с шести программ - "Взгляд", "Шоу-биржа" (которое, внезапно о музыке), "Веди" (ретроновости), "Эльдорадо" (о паранормальных явлениях), "Синематограф" (о старом кино) и "Программа 500" (об экономике). Через полмесяца к ним примкнуло "Поле чудес", а там дальше, как говорится, все заверте...
К 1995 году ВИD уже так прочно стоял на ногах, что стал акционером создававшегося ОРТ, главным производителем программ для него и практически единственной крупной телекомпанией, производящей контент для телевидения. ВИD был на ОРТ, на РТР, на ТВ-6 и везде (кроме ТВ-6), даже в детских телепрограммах, мелькала эта жуткая рожа, пугая до усрачки детей, беременных женщин и случайно оказавшихся у телевизора торчков. Успешный полет не прервал даже экономический кризис 1998 года, после которого ВИD только упрочил свои позиции на ОРТ и РТР.
Вообще 1995-2001 года были самыми успешными для телекомпании. Новые проекты чуть ли не с самого начала становились максимально рейтинговыми ("Угадай мелодию", "Час Пик", "Акулы пера") или же вообще одними из первых в своем формате ("Последний герой"). Следующим шагом развития для ВИDа должен был быть свой телеканал - и в 2000 году компания даже заявилась на конкурс на частоту 3 ТВК в Москве. Но вот тут не получилось - конкурс выиграл (не без помощи столичного градоначальника) ТВЦ, а телекомпания получила сильный моральный урон.
Впрочем, казалось бы, будущее у телекомпании было блестящим - эксклюзивный поставщик контента для ОРТ/Первого канала - это поток денег для реализации любой идеи, а заодно - и возможные заказы со стороны других телеканалов (например - СТС, шоу "Кресло"), но вдруг что-то пошло не так.
Угасание
К 2007 году сама телекомпания ВИD практически не занималась производством телепрограмм, передав его в дочерние компании. Компания по прежнему приносила хорошие деньги, хотя некоторым и не нравилось то, что непосредственно ВИD производит только "Поле чудес" и "Жди меня". Одной из этих некоторых была Лариса Синельщикова, на тот момент - председатель совета директоров, предложившая вновь вернуть все дочерние компании в состав ВИDа, дабы более тонко управлять имеющимся персоналом, перекидывая его на приоритетные направления.
Но Александр Любимов, последний оставшийся изначальный акционер компании, был против таких реформ, не желая трогать то, что и так работает, из-за чего и произошёл конфликт акционеров, итогом которого стал уход Синельщиковой из ВИDа и создание "Красного квадрата".
И уж не знаю - то ли так Любимов всех задолбал, то ли дело в организаторских способностях Ларисы Васильевны (или же в связях с Эрнстом), но вслед за ней ушла и большая часть персонала компании, прихватив с собой и права на производство программ. ВИD же остался у разбитого корыта.
Казалось бы вот он, бесславный конец, но в начале 10-х в интернет вышло поколение тех, кто до усрачки боялся маски ВИDa в 90-е.
Маска стала вновь популярной, но была уже совсем не та - Го Сяна в очередной раз отсканировали, из-за чего он стал похож на Познера, угрожающую музыку сменили на легкий инструментальчик, да и эпических программ ВИD больше не делает.
Одно только "Поле чудес"...