Какие столичные скульптуры появились благодаря первоапрельской шутке и чьи слова цитировал Владимир Жбанов будущей жене перед тем, как сделать предложение руки и сердца? Малоизвестными историями из жизни столичного мастера с корреспондентом агентства «Минск-Новости» поделилась его вдова Жанна Жбанова.
«Мой сын будет скульптором!»
В семье Жбановых воспитывалось трое детей, Володя был младшим. Папа видел в нем офицера, а тот был не против…
— Сохранилась фотография, где Володя, будучи мальчишкой, стоит в кителе отца. В его отсутствие сын иногда доставал форму из шкафа и примерял. И когда спустя годы Владимир нашел эту фотографию, сразу понял: надо оживить образ. Благодаря снимку появилась скульптура «Маленький генерал», установленная у входа в Минское суворовское училище, — рассказала Жанна.
Однако особое влияние на будущего мастера оказала мама. Она водила его по музеям, прививала чувство прекрасного. Обратила внимание на увлечение младшего сына — скульптуру. Володя лепил разные фигурки всегда и везде, даже во время уроков — под партой. В школе о нем говорили: «А ён усё лепіць!» Мама мальчика, рассуждая о его будущем, часто повторяла: «Какой офицер? Мой сын будет скульптором!»
— Владимир не очень хорошо учился. Ему повезло с учителем рисования. Она увидела, что у мальчика талант, и порекомендовала ему идти в художественное училище, — продолжила собеседница. — К поступлению помогала готовиться старшая сестра Лариса. У Володи был так называемый домашний двухмесячный арест — он жил и занимался по расписанию. Каждый день диктанты писал. И поступил! А когда школьные муки закончились, знаете, что он сделал? Разрубил топором учебники по физике и химии (эти предметы не любил) и закопал их.
Шутка ли?
— Как-то в мастерскую к Владимиру заглянул знакомый искусствовед: «Слушай, Вова, в Витебске будет проходить конкурс на парковую скульптуру. Ты подумай, что можешь предложить». Муж загорелся! — рассказала Жанна. — В кратчайшие сроки создал эскизы «Дамы с собачкой» и «Фотографа». Настолько вдохновился, что слепил в натуральную величину. Через некоторое время снова пришел тот же искусствовед. Смотрит на произведения: «Вовка, а это куда?» Жбанов ему: «Ты же сказал — в Витебск…» А тот: «Я же пошутил! Это было 1 апреля!»
Шутки шутками, но эти работы радуют минчан. В 2002 году накануне Дня города композицию установили на площадке у Комаровского рынка. Меня, к примеру, вдохновляет улыбающийся фотограф — летописец эпох, запечатлевающий нашу жизнь. Дети, по моим наблюдениям, часто подбегают к собачке, а женщины любят сделать снимок рядом с задумчивой девушкой.
«Соглашайся хотя бы на рай в шалаше…»
— Володя был одержим скульптурой. Работал не от заказа к заказу, а все время. Мы только один раз, в 1991 году, съездили на море! Жбанов — человек-радио. Много говорил и много двигался. Когда рассказывал анекдот, равнодушных не было — все хохотали. Смеялись не столько над анекдотом, а над тем, как он рассказывает. Сумасшедшая энергия! Даже аудиоаппаратура портилась! Включит в мастерской музыку на всю громкость (бедные соседи!) — и за работу. Любил и рок, и классику. У него целая коллекция музыкальных дисков — более 2 000, — показала сохранившееся вдова мастера.
Юрия Антонова часто слушал. Они с Жанной и познакомились под одну из его композиций.
— Владимира Высоцкого тоже постоянно включал. Цитировал во время ухаживания за мной: «Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял», — с улыбкой декламировала собеседница.
«Не переживай, прорвемся!»
— Многие почему-то думают, что скульптура — хобби. Это не так! — эмоционально сказала Жанна. — Ваятели, как и люди других творческих профессий, содержат семью, оплачивают мастерскую, покупают материалы, необходимые инструменты… Помню, муж создал произведение и, как всегда, пошел на уступки покупателю — для того дорого оказалось. Через пару месяцев говорит, что ему нужно и то, и другое… А от гонорара ничего не осталось! Он не понимает, как так получилось. Начинаю объяснять, сколько денег ушло на бензин, сколько израсходовали на мастерскую, продукты… Отняла все расходы. И тут он удивленно произносит: «И я за такие деньги год работал?!»
Благополучно в материальном плане они прожили недолго. Все заработанные средства скульптор вкладывал в материал, инструменты, оборудование. Да и две операции на тазобедренных суставах (последствия службы в Афганистане) отразились на семейном бюджете. В сложные периоды жизни мастер говорил жене: «Не переживай, прорвемся!»
Мало кто знает, но В. Жбанов любил хоккей и в юности вел дневники, куда записывал все матчи и наблюдения, вырезал из газет и журнала «Огонек» статьи и фотографии спортсменов, делал наброски. Он много писал: сохранились рассуждения о творчестве (и не только), рассказы и журнал с опубликованной повестью «Рыжий».
В Художественной галерее Михаила Савицкого 5 сентября открылась выставка «Городская летопись в бронзе». Она приурочена ко Дню города и 70-летию со дня рождения В. Жбанова.
Там представлены эскизы, фотографии скульптур мастера разных лет — от времени учебы в Минском художественном училище (сейчас Минский государственный художественный колледж им. А. К. Глебова) до его последних работ.