Сейчас смотрю на сына и понимаю, что перейти на семейное образование было очень правильное решение! Конечно, всё ещё может поменяться, месяц не показатель, но пока моя душа спокойна - мы всё делаем как надо.
Главное сейчас - не убить имеющийся задор и желание человечка учиться. А что касается меня - всё адекватно распланировать и этому плану +/- следовать. О том, как распланировали год, рассказала в этой статье:
А сегодня расскажу о планировании недели.
Расписание уроков на неделю
Так как одна из моих главных задач - научить ребёнка учиться, то мы проделали такую штуку: три дня в неделю занимаемся вместе, два дня - Ян самостоятельно. В дни со мной изучаем новый материал, много считаем устно и читаем вслух, стараюсь как-то разнообразить уроки разными дополнительными материалами. В самостоятельные дни пишу ему в обычный школьный дневник план, что надо прорешать, написать, какую информацию найти. В основном работает над закреплением нового материала или делает что-то творческое.
Это пока. Буду за ним наблюдать и потихоньку перекладывать на его плечики и свои дни тоже, чтоб и новые темы он мог разобрать самостоятельно. Но не во втором классе, конечно.
Теперь само расписание. Математика - каждый день. Чтение и русский язык - 4 раза в неделю. По пятницам мы их заменили на развитие речи и чистописание. Окружающий мир Ян попросил проводить каждый день. Учитывая его бешеный интерес, а также то, что он захотел включить в школьную программу динозавроведение - нам дел на весь год с лихвой хватит.
ИЗО мы формально сделали один раз в неделю в тот день, когда он занимается со мной. В этот день мы занимаемся по программе. Но, по сути, уроки рисования у Яна каждый день. Если на каком-либо уроке он встречает что-то интересное, что можно дополнить иллюстрацией, то потом ищет на рутубе видеоурок и рисует по нему самостоятельно.
То же самое и с музыкой, и с трудами - ими мы занимаемся по одному уроку в неделю, а Ян дополнительно по своему желанию. А желания у него много.
Про английский пока ничего не пишу, потому что пока ничего не понятно.
Но и это ещё не всё. Не знаю, конечно, на сколько хватит энтузиазма Яна, но он попросил заниматься с ним и по субботам. Я лично против, потому что за неделю у меня накапливается уйма дел. Но пришли к компромиссу. По субботам договорились делать выездные уроки, различные культпоходы, работа над проектами, лабораторные. Короче, всё интересное и познавательное, чем можно заниматься всей семьёй.
Организация уроков, мамино планирование
Имея на руках, а, точнее, в виде хвостика, двухлетку, заниматься нормально, пока этот хвостик не спит, нереально. Занимаемся в дневной сон. Поэтому моё рабочее и личное время сократилось до двух дней в неделю, пока Ян занимается самостоятельно.
Уроки короткие - по 30-35 минут. За это время мы успеваем очень много! Больше, чем наши бывшие одноклассники за 40, я сверялась))) Но в сон только основные предметы, остальные - когда Трофим бодрствует, он тоже активно участвует, и лепит, и рисует, и песни поёт.
Я составляю план урока накануне, на всю неделю. Это выглядит вот так:
Потом каждый урок планирую прям пошагово, сама всё прорешиваю, слова по словарю проверяю, ищу дополнительную информацию, но если времени нет, то просто составляю урок по методичкам.
По ходу занятий, поняла, что мне очень нужно ещё и записывать, а что мы прошли фактически, отмечать для себя, что заинтересовало Яна, что даётся легко, что с трудом. Поэтому прямо во время урока я веду вот такую таблицу:
Она меня очень выручает, это, по сути, дневник саморефлексии, точнее, Янорефлексии. Да и моей тоже, потому что я учусь вместе с сыном. Оказалось, то, что я окончила школу с тремя четвёрками и получила два высших образования - это ещё ничего не значит. У меня такие пробелы в знаниях! Мне столько нужно выучить, узнать, подтянуть! Но от этого, если честно, только интереснее.
А главное, меня эти пробелы принижают. Я не становлюсь в позицию учителя для своего сына, а остаюсь ему мамой и хорошим товарищем. Мы с ним учимся вместе. Поэтому и оценок никаких у нас нет, хотя Ян их очень просил. Я просто пишу ему в тетрадях ободряющие слова и дарю наклейки за качественно проделанную работу.
После каждого урока мы с сыном обсуждаем, что ему понравилось, что его заинтересовало. По его поведению я вижу, что пацан в восторге! Ему пока что нравится всё! В самостоятельные дни он садится и одним махом проделывает все задания, не прерываясь на игры, книги и перекусы. Меня это всё очень вдохновляет, я готова из кожи вон вылезти, чтоб так было и дальше.
Простите за такую огромную статью, просто пишу, пока выдалась такая возможность, а то ведь её может и не быть потом, а поделиться очень хочется. Буду рада, если наш опыт кому-нибудь пригодится, всё это можно прекрасно применить и для ребёнка-приготовишки. Очень постараюсь в ближайшее время рассказать, о том, как устроены наши "уроки", накопилось очень много всего интересного!
Засим позвольте откланяться, ваши мама и Янчик на СО
П.С.: статья писалась ещё в середине сентября, сейчас уже всё изменилось, и расписание, и наполнение уроков, и формат самостоятельной работы. С английским, наконец, определились. Об этом я буду рассказывать дальше, а это решила, пусть остаётся, тоже полезная информация, на мой взгляд.