В составы экспертных советов, которые распределяют субсидии на производство национальных фильмов, войдут известные кинематографисты, представители Администрации Президента, родительского сообщества, духовенства, психологи, сообщили нашему изданию в Министерстве культуры. Вместе им предстоит решить судьбу больше 16 миллиардов бюджетных рублей. Кто и какие фильмы будет снимать в России в ближайшие годы, узнала «Парламентская газета».
Не всякий фестиваль проходит за госсчет
Минкультуры утвердило положение о привлечении экспертов, которые будут отбирать получателей субсидий на обеспечение проката и продвижения национальных фильмов, проведение тематических конференций, выставок, кинопремий, мастер-классов и фестивалей. Документ вступит в силу 7 сентября. Эксперты должны иметь специальные знания, опыт и квалификацию в области кинематографии, следует из приказа ведомства.
В ответ на запрос «Парламентской газеты» в Минкультуры сообщили, что на поддержку из бюджета смогут претендовать только кинофестивали, цель которых — популяризация современных и фильмов «золотой коллекции» российского кино, продвижение патриотических и духовно-нравственных ценностей. Целью семинаров и конференций должно быть обучение молодых специалистов кинопрофессиям, повышение качества и увеличение количества отечественных кинопроектов. Выставки профинансируют только те, что посвящены знаковым культурным событиям и личностям, а также направленные на сохранение исторической культурной памяти и продвижение духовно-нравственных ценностей.
Еще один приказ Минкультуры, который уже действует, посвящен порядку формирования экспертных советов по отбору национальных фильмов, съемки которых поддержит государство. Речь идет о дебютных работах режиссеров, социально значимых фильмах, картинах для детей и юношества, мультфильмах, документальном кино. В составы советов должны входить ведущие кинематографисты, представители профильных вузов, организаций, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, сотрудники Администрации Президента, представители родительского сообщества, духовенства, Российского военно-исторического общества, а также педагоги-психологи. Всего в экспертные советы привлекли 115 специалистов, следует из ответа Минкультуры.
За оплот народов — очно и заочно
В российском бюджете на 2024 год предусмотрено 16,2 миллиарда рублей на поддержку кинематографии, в прошлом году на это выделяли 14,4 миллиарда. Все деньги идут, что называется, в дело — по назначению, поскольку работа экспертов, которые их распределяют, как следует из документов Минкультуры, является добровольной и безвозмездной.
В состав каждого совета включили не меньше двадцати специалистов, но, чтобы решить, кому отдать деньги, достаточно мнение десяти. Сначала эксперты в течение двух месяцев изучают заявки, в которых содержатся описание проекта, сценарий фильма, производственная команда. Затем в течение шести недель должны пройти очные защиты, по итогам которых принимают окончательное решение.
Ежегодно Минкультуры определяет приоритетные направления господдержки, то есть темы, на которые нужно снимать так называемые национальные фильмы. В 2024 году в их числе появились сохранение и популяризация традиционных семейных ценностей, укрепление позитивного образа многодетной семьи, повышение туристической привлекательности регионов и России в целом, пропаганда здорового образа жизни и сохранения народонаселения. Отдельный блок сценариев, которые могут претендовать на госденьги, называется «Миротворческая миссия России». В описании сказано: «Россия как оплот народов и наций, борющихся за самоопределение, основоположник антиколониального движения».
А судьи кто?
Персональный состав каждого экспертного совета Минкультуры определяет отдельным приказом. В 2023 году в списке появились новые люди. Во-первых, стало больше представителей самого ведомства, его подразделений. Во-вторых, появились новые члены, например, в совет по отбору фильмов для детей и юношества вошел депутат Госдумы, народный артист России Дмитрий Певцов. Там же работают настоятель московского храма святителя Николая Мирликийского Дмитрий Рощин, проректор Православного Свято-Тихоновского университета Филипп Ильяшенко, декан психфака МГУ Юрий Зинченко, глава Объединения многодетных семей Москвы Наталья Карпович и другие.
Работы много — ежегодно на вычитку присылают от 50 до 150 сценариев, рассказал «Парламентской газете» режиссер Олег Штром, который много лет входит в состав экспертного совета. «Чтобы правильно оценить заявку, нужно быть в курсе сценарных тенденций, находить интересных авторов, общаться с коллегами», — уверен эксперт. При этом он считает, что работа совета должна оставаться безвозмездной, то есть общественной.
Зампред Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов в состав совета по детскому кино вошел впервые и признался, что этот опыт ему понравился: «Есть и авторы интересные, и сценарии хорошие, но на экране воплощается далеко не все и не всегда так, как было написано». А еще актер и депутат сообщил «Парламентской газете», что неоднократно настаивал на включении в состав совета представителей духовенства, многодетных матерей, военных, поскольку они — «нормальные зрители» и не допустят на экране «мракобесия, пошлости и ксенофобии».
С коллегой по думскому комитету и актерскому цеху не согласилась Елена Драпеко, которая считает, что оценивать кино, тем более на этапе сценария, должны профессионалы. Правда, сама Драпеко в состав совета не входит.
Принимаемые решения можно счесть объективными, сказал «Парламентской газете» президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский: «Есть картины, которые я поддерживаю, а совет в целом отвергает, — это нормальная практика. Но есть общая проблема в качестве сценарного материала. Главная беда — отрыв нашего кино от реальности, отсутствие актуального материала, современных героев и смыслов».