А давайте, для разнообразия, о вечном и добром? Сколько можно про песочницу?
Представьте себе - середина тридцатых годов прошлого века. В то время не то что наши родители, у некоторых дедушки и бабушки еще не родились. Во всем мире бушует финансовый кризис.
В СССР - триумфально окончена первая пятилетка. В страну возвращается ее кумир - Максим Горький. Сдан ДнепроГЭС. В "Новом мире" печатается "Поднятая целина" Михаила Шолохова.
Произошло и еще одно событие, оставшееся тогда, вероятно, незамеченным на фоне ярких производственных побед.
Молодой ученый Лев Выготский формулирует свое учение - о так называемой Зоне Ближайшего Развития ребенка. Выготский считал, что ЗБР "определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает" ( - цитируется по статье Л.С. Выготского "Динамика умственного развития школьника в связи с обучением")
Как я (не специалист в области возрастной психологии, просто человек, интересующийся этим вопросом) поняла главный смысл ЗБР: взрослый немного направляет, или дает пример того, что ребенок сможет, через некоторое время сделать и сам. Например, мама дает в ручку малышу ложку, зачерпывает этой ложкой еду и подносит ее к ротику ребенка. Думаю, все мамы и бабушки через это проходили. Тут главное, не увлечься и не начать кормить ребенка с ложечки, так он еще долго не научится есть сам.
Лев Семенович писал : "«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве…, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»
Тезис Льва Семеновича Выготского, не успевшего, к огромному сожалению развить свои труды, был "принят в работу" его младшими коллегами, в том числе, например В.П. Зинченко. А В.К. Зарецкий сделал такой интересный вывод из общей теории ЗБР:
"Действия ребенка в зоне актуального развития бессмысленны, так как к развитию не ведут, а действия за пределами верхней границы ЗБР, т. е. в зоне актуально недоступного, не просто бесполезны, а вредны для ребенка. Вред связан с тем, что, несмотря ни на какие усилия (как взрослого, так и ребенка), ребенок не может быть успешным, если ему приходится действовать в зоне актуально недоступного, подобно тому, как если бы взрослый пытался помочь ребенку поднять штангу весом в 500 кг"
Цитируется по источнику
Под "зоной актуального развития" ученый имеет в виду то, что ребенок может делать и сам, без помощи взрослого. Например, незачем решать за первоклассника заданные ему на дом задачки - это его зона актуального развития, пусть посидит, поломает голову, взрослый может помочь только с оформлением решения в тетрадки. А про "действия за пределами верхней границы ЗБР" - надеюсь вы поняли, что имеется в виду. Даже если взрослый напишет первокласснику решение тригонометрической задачи, а первоклассник старательно перепишет ее в тетрадку - знаний тригонометрии у него вряд ли прибавится, ну если только он не вундеркинд какой нибудь.
Но весь смысл теории ЗБР у Выготского еще и в том, что эта зона у каждого ребенка своя. Одного ребенка, в начальной школе, можно заинтересовать тем, что пересказать ему начало "Трех мушкетеров" - и он возьмет книжку, чтобы узнать, чем окончилась эта история. Другого - сводить в Дарвиновский музей, и увлечение динозаврами на ближайшие полгода обеспечено.
Казалось бы, причем тут писатель Аркадий Гайдар?
А я вам хочу напомнить один короткий рассказик Гайдара под названием "Поход". Не буду пересказывать подробно и дословно, не хочу лишать вас удовольствия освежить его в памяти самостоятельно. Только основное.
Жил-был мальчик Алька с мамой и папой. Папа - военный, мама в каком то месте (метро? больница?) дежурит, то есть тоже работает.
Рано утром папу вызывают на службу и он уезжает воевать. Просыпается Алька - и тоже хочет, как папа, идти в поход, бороться с врагами.
Он, вероятно бы, закричал, заплакал. Но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила.
И вот для того, чтобы набрать перед дорогой силы, Алька съел без каприза полную тарелку каши, выпил молока. А потом они с матерью сели готовить походное снаряжение.
Мать шила ему штаны, а он, сидя на полу, выстругивал себе из доски саблю. И тут же, за работой, разучивали они походные марши, потому что с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие, в общем эта мелодия для боя совсем неподходящая.
Дальше идет рассказ о том, как маленький Алька и его умная и добрая мама не торопясь "готовились в поход" : мама шила мальчику штаны и рубахи, вязала носки (видимо уже по вечерам, после работы), а Алька готовил себе "вооружение"
Одних деревянных сабель рядом с ружьем и барабаном висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь еще короче, чем у всадника.
Потом наступила зима, и поход отложили до весны. А то еще простудится боец, как он тогда будет сражаться? Весной возвращается из похода отец.
Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел все Алькино походное снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: все это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжелых боев и опасных походов будет и впереди на этой земле еще немало.
Сколько бы раз я не читала этот рассказ, начиная со школьного возраста, для меня всегда было самым поразительным то, что мама не стала запрещать мальчику "идти в поход".
Казалось бы, это самое простое, сказать "Ну ты что удумал? Мал еще! Вырастешь, тогда иди в какие хочешь походы".
Но мудрая и добрая Алькина мама придумала, как ситуацию "маленький мальчик решил отправиться на фронт" обернуть для его пользы.
Разумеется, пока Алька сидел рядом с мамой и строгал свои деревянные сабельки, они с мамой вели долгие обстоятельные беседы. Например, мама могла рассказать парню, какие края лежат там, где идут бои, какие там текут реки, какие там города и люди. Это начало географии.
И они пели песни, возможно мама ему рассказывала что-то о прошлых сражениях и полководцах. Это и история, и "разговоры о важном" - патриотическое воспитание.
Да и про уроки труда не забыли - мама наверняка показывала Альке, как надо правильно держать орудие труда, чтобы не пораниться, да и заодно, почему бы не показать, как пришивают пуговицы - вдруг в походе оторвется?
Рассказ Аркадия Гайдара "Поход" был написан в 1940 году, а опубликован - в начале 1941 года. Выводы делайте сами.
Вот такая была (и я надеюсь - есть до сих пор!) в нашей стране зона ближайшего развития ребенка.
Еще о чем хотелось бы сказать : воспитание ребенка - оно не только (и может быть не столько) про обучение математике, языкам, физике, биологии, и другим обязательным предметам. А про то, как эти знания применять для своей и общей пользы. Зачем нужны знания, если ими не пользоваться? Зачем нужен диплом ради диплома, если свою будущую специальность не любишь, она тебе не интересна и ты не собираешься по ней работать?
Приглашаю к обсуждению, встречаемся как всегда в комментах, пароль "Крашеные старушки".