Большинство горожан регулярно замечают уже немаленьких, но еще желторотых воробьят, нахально выпрашивающих трепещущими крылышками угощение у задерганной мамаши. Нетрудно увидеть неловких подростков-галчат, летающих кое-как, косо-криво. И молодые вороны, тощие и неуклюжие, на улицах не редкость.
Однако во всех городах средней полосы (и не только) обитает тьма-тьмущая голубей, но часто ли удается заметить голубя-слетка? Такое впечатление, что эти наглые птицы размножаются почкованием и появляются на свет сразу взрослыми!
Тот еще Квазимодо
Орнитологи и работники коммунальных служб успокаивают: это не так. Голуби появляются на свет так же, как и все птицы – из яиц. В гнезде их обычно бывает одно-два. И относятся птенцы голубей к так называемому гнездовому типу.
Гнездовые птенцы – это те, которые в начале своей жизни полностью беспомощны и зависимы от родителей (в отличие от выводковых, вроде цыплят или утят, которые буквально с первых часов умеют самостоятельно передвигаться и находить пищу). Большинство таких птичьих детенышей в юности, мягко говоря, не отличаются красотой. Но голуби отличились и в этом смысле.
Птенец голубя – тот еще Квазимодо. При рождении (то есть сразу после вылупления) он напоминает картинку-страшилку антиникотинной социальной рекламы с пачки сигарет. Через пару дней превращается в нескладного монстра, покрытого неряшливым серо-желтым пухом грязного тона, с огромным нескладным клювом и большими слепыми глазами.
На человека (то есть на птицу) голубенок начинает походить на третьей неделе жизни. Но птица эта – мокрая курица. Молодой голубь все еще нескладный, непропорционально носатый, и покрыт неэстетичной смесью пуха, перьев и прорастающих перьевых стержней.
Держат его при этом на малопривлекательной с нашей точки зрения, но совершенно детской и ну очень питательной диете из «птичьего молока». Эта субстанция представляет собой пищу, поглощенную родителем и измельченную и частично переваренную у него в зобу.
Однако примерно через 30 дней птенец выглядит уже почти как взрослая птица. Примерно тогда же (обычно на 30-35-й день жизни) он начинает летать, и учится очень быстро. Ну а затем «выходит в люди» – уже практически неотличимый от родителей.
Зачем такие сложности?
Получается, что голубята живут, как дети в современных «продвинутых» странах. До совершеннолетия родители с них пылинки сдувают, позволяя чадам буквально все, а потом – гудбай, дорогой, ты взрослый! Но почему так?
В дикой природе голуби строят гнезда на верхних ветках высоких деревьев или на скалах – в зависимости от вида. Это делается для защиты беспомощных выводковых птенцов.
Однако из таких гнезд проблематично «попробовать» летать, особенно такой сравнительно тяжелой птичке, как голубь. Очень уж велик риск, что первая попытка станет и последней.
Да, к примеру, врановые птицы тоже строят гнезда очень высоко и буквально выбрасывают из них оперившихся птенцов – ты большой, изволь стать на крыло! Но у врановых комплекция другая, и способ полета тоже, да и смертность их потомства от такого «обучения» довольно высока. К тому же эти птицы и в диких условиях долго живут, способны помогать друг другу, защищать друг друга, да и сами сдачи дать в состоянии. У голубей все иначе.
Потому они выбрали метод максимального сокрытия потомства, пока оно не станет достаточно сильным, чтобы суметь хотя бы резво удрать от врага. В городах голуби для этой цели оккупируют редко посещаемые чердаки, вентиляционные отдушины, пространства под мостами и другие подобные места.
Когда же птенцы покидают гнездо, они уже во всем (кроме способности к размножению, приходящей позже) подобны взрослым птицам, и шансов выжить у них не меньше. За продолжительное «детство» они успевают нарастить мышцы и обрести силу.
И при всей этой многоступенчатой системе защиты потомства городские голуби-сизари живут иной раз до 15 лет! А чего – укрытий много, теплых местечек зимой тоже, да еще сердобольные бабушки и детишки подкармливают! Вот и заполоняют города тучи голубей, столь многочисленные, что коммунальщики уже не знают, как с ними бороться!