В нашем организме есть две противоборствующие силы, и пока силы эти в балансе, дзене, гармонии, то мы и не задумываемся о их существовании. Речь идет о тех клетках и молекулах, которые стремятся свернуть кровь, и тех, кто эти сгустки крови расщепляет. За остановку крови отвечают тромбоциты и белок фибриноген. Фибриноген постоянно путешествует в крови. Когда происходит кровотечение, организм превращает фибриноген в нитевидные волокна, называемые фибрином, которые как паутина заволакивают брешь и ловят всё, что плавает в крови, главным образом тромбоциты. Эти безъядерные клетки прилипают к поврежденным частям кровеносного сосуда, друг к другу и к фибриногену. В сети фибриногена также попадают красные и белые кровяные тельца. Так образуется кровяной сгусток или же пробка, называемая тромбом. Тут срабатывает другая сила — которая начинает разрушать некоторые волокна фибриногена, чтобы тромб не стал слишком большим, иначе он блокирует кровеносные сосуды.
Большинство кровотечений незначительны и останавливаются компонентами самой крови. Но если травма серьезнее, то может произойти обширное кровоизлияние, когда человек может потерять половину своей крови менее чем за три часа. Каждый четвертый тяжелораненый пациент с большой кровопотерей умирает. Это не все плохие новости, примерно у четырех из десяти человек с обширным кровоизлиянием развивается состояние, называемое травматической коагулопатией. Когда из-за травм у людей возникают проблемы со многими белками свертывания крови, что затрудняет хирургические и реанимационные попытки. Здесь та сила, что отвечает за разжижение крови, чрезмерно активничает и не позволяет крови свернуться. Люди с травматической коагулопатией кровоточат чаще и умирают с большей вероятностью, чем люди без неё.
Одна из причин — это низкое количество фибриногена в крови вследствие истощения его запасов при обширном кровотечении. И тут напрашивается логический вывод: людям с травматической коагулопатией надо вводить больше фибриногена. Ведь некоторые исследования это подтверждали. Вот и решили провести исследование CRYOSTAT 2, чтобы проверить, поможет ли введение людям дополнительного количества фибриногена сразу после получения травмы, когда они поступают в отделение неотложной помощи, остановить кровотечение и увеличить число выживших.
Так как стандартный тест на фибриноген занимает около часа, что очень долго для неотложной помощи, то в исследовании решили не проверять, был ли у человека низкий уровень своего фибриногена или нет. Так как в неотложку доставляли людей с обширным кровоизлиянием, то не всегда они были в сознании, чтобы дать согласие на участие. Поэтому исследователи получили специальное разрешение на включение их в исследование без согласия. С одной стороны, это несправедливо по отношению к участникам, с другой стороны, наука так не продвинется вперед. Как такое вообще могли разрешить? Такое возможно в США и Великобритании, если исследователи не могут провести исследование другим способом, при условии, что они позже попросят разрешения, и только 50 человек из 1 604 выживших не захотели участвовать, когда они очнулись и их спросили.
При поступлении врачи вскрывали конверт, в котором было указано, какое лечение кровотечения следует назначить: обычное (стандартное) или новое (раннее введение фибриногена). Перед началом исследования компьютер случайным образом определял, какое лечение будет в конверте, и никто не мог знать, что находится внутри. Это называется случайным контролируемым исследованием. То есть случай — рандом решает, кто что получит. Такие испытания считаются золотыми стандартами в науке.
Основываясь на предыдущих результатах, ученые считали, что итог будет успешен. Примерно четверть пациентов умирали от полученных травм в обеих группах. В группе с дополнительным фибриногеном людям с тупыми травмами было полезно раннее введение фибриногена, а люди с проникающими травмами чаще умирали, если получали фибриноген. А у пациентов с низким уровнем своего фибриногена дополнительный фибриноген был введен не вовремя и не в нужном количестве. А так как фибриноген не измеряли, то и не знали, нужен ли был дополнительный фибриноген или нет.
Так что из этого вынесли ученые? Во-первых, дополнительное введение фибриногена некоторым пациентам с обширным кровоизлиянием не помогает остановить их смерть. А во-вторых, может её ускорить. И вывод один — необходимы дальнейшие исследования, чтобы узнать, кому и когда получение дополнительного фибриногена не навредит.
Источники:
Davenport, Ross, et al. "Early and empirical high-dose cryoprecipitate for hemorrhage after traumatic injury: the CRYOSTAT-2 randomized clinical trial." Jama 330.19 (2023): 1882-1891.
Piercy J, Lindsay C and Davenport R (2024) Can We Help Stop Bleeding in Badly Injured People. Front. Young Minds. 12:1352052. doi: 10.3389/frym.2024.1352052
Ставя любо и подписываясь, Вы помогаете мне продвигать настоящую науку.
Предыдущая статья: Бобовая теорема Пифагора