Иногда приходится приложить немало усилий, чтобы выбраться на поверхность. Именно так многие творческие люди думают о своих голливудских проектах, и это во многих смыслах верно и для новой экранизации вампирской истории Стивена Кинга, "Жребий Салема". И речь тут не только о жителях маленького городка, которые после смерти один за одним превращаются в вампиров, охотящихся по ночам, но и о долгом (куда более долгом, чем он сам думал) пути, который пришлось пройти режиссёру и сценаристу Гэри Доберману, который взялся за этот фильм, после того как доказал своё право на работу с творчеством Кинга, написав сценарии фильмов "Оно" и "Оно: Часть 2"
Когда "Уорнер Бразерс" в последний момент сдвинула первоначальную дату выхода "Жребия Салема" в сентябре 2022 года, фанаты стали задаваться вопросом, а выйдет ли фильм вообще. Сам Стивен Кинг хотел знать ответ на этот вопрос. В начале года он выразил своё недовольство в "Твиттере": "По секрету, Твиттер, я тут посмотрел новую экранизацию "Жребия Салема", и она весьма хороша. Ужастик, снятый в духе старой школы. Не совсем понимаю, почему "УБ" решили попридержать его; он вовсе не халтурный, ничего подобного. ХЗ, я, мать его, всего лишь писатель".
"Жребий Салема" стал заложником внутренних процессов реструктуризации в головной компании "Уорнер Бразерс Дискавери", когда другие, практически готовые проекты - такие, как "Бэтгёрл" и комедия с героями "Луни Тюнз", "Койот против "Акме" - были вовсе отменены ради налоговых списаний. Поклонники Кинга опасались, что и новую адаптацию постигнет та же участь, но потом пошли слухи, что фильм не отменён, а лишь отложен для премьеры на стриминговом сервисе Max. "У меня были те же вопросы, что и у остальных, - сказал Доберман в эксклюзивном интервью "Вэнити Фэйр", - Фильм снимался во время перехода к новым владельцам, и это стало интересным опытом. В какой-то момент ты просто перестаёшь контролировать ситуацию. Люди спрашивали меня: "А фильм-то где?", а я в ответ мог лишь пожимать плечами и говорить: "Не знаю".
Сейчас он точно знает - "Жребий Салема" благополучно выбрался из чистилища корпоративных слияний и битв за место в графике релизов. Премьера состоится в октябре на стриминговом сервисе Max, в самый разгар "жуткого сезона" (период, захватывающий Хэллоуин и предшествующие ему дни. На это время часто назначают премьеры фильмов в жанре хоррор). "Я рад, что фильм наконец-то выйдет, и люди увидят его", - говорит Доберман.
Теперь, когда тайна даты выхода наконец-то разгадана, главным вопросом о фильме станет вопрос, как новая экранизация расскажет знаменитую историю, которой отведено особое место в сердцах многих поклонников Кинга.
Роман, опубликованный в 1975 году, был всего лишь второй книгой Кинга. В ней сплелись готические мотивы "Дракулы" Брэма Стокера и идиллическая Америка Нормана Рокуэлла. Роман был дважды экранизирован на телевидении. Первый раз в 1979 году Тобом Хупером, впоследствии снявшем "Полтергейст". Зведза фильма "Старски и Хатч", Дэвид Соул, сыграл в нём главную роль - писателя, вернувшегося в родной город, который ныне оказался во власти немыслимого ужаса. Эту же роль в телефильме 2004 года сыграл Роб Лоув.
После оглушительного успеха фильма "Оно" в 2016 году для Стивена Кинга начался период Возрождения, а в Голливуде начали сдувать пыль и с других историй, ставших классикой ужасов. Гэри Доберман, вскоре после своего режиссёрского дебюта с фильмом 2019 года "Проклятие Аннабель 3", начал обивать пороги студии "Нью Лайн", упрашивая дать ему шанс попробовать свои силы с экранизацией "Жребия Салема". "Я считаю этот роман бриллиантом в творчестве Кинга, и я всегда был уверен, что из него получится отличный художественный фильм", - говорит он. Идея Добермана заключалась в том, чтобы не пытаться осовременить "Жребий Салема". Наоборот, он предложил сделать его в стиле ретро и оставить местом действия сонный городок 70-х годов двадцатого века, такой, каким и задумал его Кинг.
Фильмы "Оно" и "Аннабель" пропитаны своей эпохой, поэтому такой выбор со стороны режиссёра закономерен. "В большей части моего творчества действие происходит в 70-х. Мне нравится музыка тех лет, наряды, вайб", - говорит Доберман.
Экранизации Кинга многотонны: от душераздирающего реализма "Побега из Шоушенка" и "Останься со мной" до ужастиков низкого пошиба, вроде "Калейдоскопа Ужасов" и "Ночной Смены". Большинство же из них находятся где-то посередине, и Доберман в своей экранизации больше склоняется в сторону зрелищности. Да, там есть дух "Нашего Городка" Торнтона Уайлдера, но ещё там присутствует мрачный юмор и жутковатые сцены, свойственные фильмам, которые показывали в грайндхаусах в 70-х годах прошлого века - когда музыкой правил стиль диско, все носили одежду с широким воротником, а фильмы умели выходить за рамки.
"Можно было снять очень сухой фильм, но это претит мой личности, - говорит Доберман, - Для меня кино сродни катанию на волнах: сначала тебе весело, потом тебя охватывает страх, а затем тебе снова весело. Надеюсь, у меня получилось благополучно завершить эти покатушки".
Льюис Пуллман ("Топ Ган: Маверик", "Уроки Химии") возглавляет актёрский ансамбль фильма в роли писателя Бена Мирса, автора бестселлеров, которому стали не рады в родном городе после того, как он слишком правдоподобно изобразил его жителей в своей книге. "Он - стопроцентный обыватель, именно такой человек и был мне нужен. Человек, который останется очень приземлённым и простым, когда вокруг него начнёт твориться вся эта чертовщина", - говорит о нём Доберман.
Когда Бен возвращается в родной город Жребий Иерусалима, он встречает местную девушку по имени Сьюзан Нортон (Макензи Ли), влюблённую в книги девушку, которая верит, что в жизни должно быть нечто большее, чем существование в захолустном городке. "Она - девушка из маленького города, - говорит Доберман, - И когда она встречает незнакомца, это встреча в духе "О, путник, какие вести ты принёс из далёких краёв?"
И пока их отношения крепнут, Бен понимает, что теперь жители городка не будут бить в спину, как раньше. Вместо это они станут кусать в шею, причём, в буквальном смысле. Всё благодаря новому жителю, первостатейному щёголю из Европы по имени Ричард Стрейкер, который открыл антикварный магазин на Главной Улице и поселился в больше похожем на замок особняке, который возвышается над городом. У Стрейкера (в исполнении датского актёра Пилу Эсбека) есть молчаливый партнёр по имени Курт Барлоу, который появляется только по ночам и которому по вкусу люди (в буквальном смысле).
"Пилу просто охрененно харизматичный тип, - говорит Доберман, - Я хотел, чтобы он оторвался по полной, чтобы его герой вёл его. Это было очень весело. Я говорил ему: Давай, сыграй в этом дубле сдержанно... а в этом добавь эмоций... а теперь давай на всю катушку".
Отличие этого персонажа от Ренфилда из прошлогоднего одноимённого фильма - отличный пример того, какими яркими Доберман делает своих героев. Стрейкер у него разряжен в пурпурный плащ, шляпу хомбург с пером и носит пышные усы. Он не из тех, кто хочет остаться неприметным, и поэтому для горожан он выглядит скорее экзотичным, нежели чужаком.
"Я прошёл через внутреннюю борьбу, пытаясь понять, каким у меня будет Стрейкер. Будет ли он похож на героя из романа Кинга? Или больше на Джеймса Мэнсона из фильма 1979 года? - говорит Доберман, - В этом городе он посторонний. А в маленьких городках к таким людям зачастую проявляют интерес, тянутся к ним: "О, этот человек открыл антикварный магазин, там столько диковинных вещей". А незнакомец в это время плетёт сети и опутывает ими людей".
Стрейкер начинает свою кровавую жатву, и его первыми жертвами становятся двое братьев Глик, старший Дэнни и младший Ральфи (Николас Кроветти и Кейд Вудвард соответственно). Их друг по имени Марк Петри (Джордан Престон Картер) посмотрел достаточно ужастиков чтобы понимать, что, когда за окном парит твой школьный приятель, у которого выросли острые клыки, надо запирать окно на засов. Он пытается рассказать о случившемся взрослым, но ему никто не хочет верить, кроме старого усталого учителя Мэттью Берка (Билл Кэмп, известный нам по сериалу "Ход Королевы"), которому в этой истории отведена роль Ван Хельсинга.
Для Картера, которому на момент съёмок было всего 13, эта роль стала прорывом. Доберман сказал, что актёр выжал максимум из этого яркого персонажа: "Сцена, в которой мы впервые встречаем его в романе, просто отличная. В ней он от души отлупил одного задиру. Он не из тех, кто возвращается побитым из школы домой. Он умеет дать сдачи. И это умение поможет ему впоследствии не стушеваться во время встречи с вампирами".
Население городка начинает уменьшаться с каждым днём. Мама братьев Глик проиграла борьбу с неизлечимой болезнью вскоре после того, как её сыновья исчезли. Вскоре, однако, ко всеобщему удивлению, она воскресла в морге, да ещё и отрастила длинные клыки и когти. Этого оказывается достаточно, чтобы местный врач, доктор Коди (Элфри Вудард) поняла, что в городке творится какая-то чертовщина.
И последний человек в этой группе, восставшей против нашествия злых сил - местный священник Отец Каллагэн (Джон Бенджамин Хикки, известный по роли в сериале "Манхэттен"), который мог бы стать сильным союзником, будь он сам твёрд в своей вере. "В фильмах ужасов вы всегда идёте за помощью к священнику. А им достался священник, который совсем не стремится становиться героем. Да он облачён в сутану, но внутри он сломлен. В романе он алкоголик. Человек Божий, в котором не осталось веры в Бога".
Источники вдохновения режиссёра видны в его версии "Жребия Салема" повсюду в виде отсылок, которые он не пытается особо скрывать.
Например, в самой известной сцене романа - где вернувшийся из мёртвых мальчик парит за окном спальни своего друга - Доберман повесил в комнате постер знаменитого фильма 1974 года в жанре блэксплойтейшн "Шугар Хилл", в котором повествуется о женщине, решившей отомстить бандитам, убившим её парня, при помощи мертвецов, воскрешённых ритуалом вуду. "Да, мне по вкусу такие вещи, - говорит режиссёр, - Впрочем, и на сам роман "Жребий Салема" огромное влияние оказали "Дракула" и прочие произведения популярной культуры, которые Стивен прочёл или посмотрел".
Даже обложка романа Стивена Кинга в духе эпохи 80-х, на которой изображена пара глаз, парящая в сумеречном небе, стала источником вдохновения для сцены, в которой братья Глики бредут по лесу. Доберман снял эту сцену монохроматически, с чёрными силуэтами, вырисовывающимися на ярко-синем фоне. Позднее, обрабатывая сцену с колористом Питером Дойлом, режиссёр решил добавить кроваво-красного оттенка, отдавая дань старой обложке романа.
Эстетика фильмов ужасов помогла создать и ещё одну ключевую сцену, в которой оказавшиеся в трудном положении герои начинают ответную атаку на воскресших жителей городка. Вместо того, чтобы, как в романе, ходить из одного дома в другой, борцы с нечистью уничтожают кровопийц в настоящем кинотеатре под открытым небом. Мы видим, как вампиры вылазят из багажников автомобилей, а на заднем плане закатное солнце прячется за огромный белый киноэкран. "Это чумовая сцена, - говорит Доберман, - я подумал про себя: пусть будет именно так, ведь именно такие фильмы, как мой, и крутили в автокинотеатрах".
В оригинальном романе даже есть строки, где одна из героинь вспоминает, откуда она узнала про Носферату: "Она достаточно насмотрелась фильмов студии "Хаммер" во время двойных свиданий в открытых кинотеатрах и знала, что вампиру в сердце нужно вбить осиновый кол".
Создатель фильма считает, что кинотеатр под открытым небом - лучшее место для просмотра его работы, но, поскольку фильм выходит эксклюзивно на стриминговом сервисе "Max", у него есть идея, как можно воссоздать ощущение того, что вы сидите в таком кинотеатре. "Как и в большинстве ужастиков, в моём фильме можно усилить впечатления от просмотра. Собраться тесной компанией на одном большом диване. Лично я буду смотреть именно так".