Внимательные гости моего канала могли заметить, что некоторые учебные материалы у меня маркированы словом "мультисенсорный". Давайте вместе разберёмся, что это такое.
Усаживайтесь поудобнее, приготовьтесь узнать что-то полезное и интересное.
Начнем с поиска ответа на вопрос: если есть задача научить кого то чему то в короткий срок и так, чтобы знания были прочными и остались в голове навсегда, то как этого достичь?
Конечно, нужно использовать арсенал самых эффективных методик, плюс максимально задействовать каналы получения информации и органы чувств у обучающегося.
Какие такие каналы?
А вот они: зрение, слух, осязание, двигательная активность, обоняние, тактильность, эмоции и т.д. Комплексное воздействие сенсорных стимулов во время обучения дает самый лучший результат. Органы чувств работают всегда сообща, а это помогает мозгу получить наиболее целостную картину изучаемого явления и удержать в памяти как можно больше полученной информации. В этом и заключается мультисенсорность.
Например, ребенок, получая информацию о таком фрукте, как апельсин, запоминает его цвет, запах, вкус, форму, текстуру, плотность и вес и уже несет этот багаж знаний по жизни. А ведь, по сути, для этого состоялось мультисенсорное знакомство с апельсином.
Мы всегда познаем мир через работу нашей сенсорной системы. И получение академических знаний не является здесь исключением. Но нам об этом не всегда рассказывают, а может даже и умышленно об этом молчат. Но мы сейчас все исправим и наполнимся новыми знаниями.
В 60-е годы 20 века исследователи установили, что человек запоминает 10 процентов того, что читает, 20 процентов того, что видит, 30 процентов того, что слышит, и 50 процентов того, что он видит и слышит одновременно. Значит, чтобы улучшить запоминание необходимо, чтобы человек не только читал текст, но и слышал его и видел визуально-образное подкрепление текста.
Эти знания и взяла на вооружение педагогика. Американские ученые разработали метод, который получил название "мультисенсорное обучение". Кстати, понятие «мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от латинского multum – много, и «сенсорный» от латинского sensus – восприятие, чувство, ощущение.
Вначале этот метод применялся к детям, у которых были проблемы с письмом, чтением, говорением, позже его адаптировали к детям, у которых были сложности с математикой. И когда метод показал свою эффективность, его стали применять более широко. Как результат, учеба давалась детям гораздо легче, материал усваивался лучше и прочнее, учебный процесс приобретал более живой характер, цели и задачи уроков достигались быстрее.
Далее метод мультисенсорного обучения стал применяться и к взрослым. Ведь необходимость в новых знаниях есть не только у детей-школьников, но и у взрослых, работающих людей.
Метод мультисенсорного обучения показывает эффективность в любых возрастных группах и в обучении любым дисциплинам, в том числе иностранному языку.
Современные исследования говорят нам о том, что у обучающихся, показывающих самую высокую успеваемость, наблюдается самое большое взаимодействие между различными областями мозга. Переведем это на простой язык. Учебный материал, воздействующий на разные каналы сенсорной системы человека, воспринимается и воспроизводится гораздо легче и эффективнее, помогает концентрировать и удерживать внимание, активизировать воображение и мышление. Итог - хорошая обучаемость и успеваемость.
А теперь давайте посмотрим на мультисенсорность с двух позиций: обучающегося (ученика) и того, кто обучает (педагога).
Какие очевидные плюсы есть в мультисенсорном обучении для ученика:
- такое обучение позволяет снять напряжение и повышает концентрацию внимания, так как информация заходит по нескольким каналам одновременно и достигает целевого значения быстрее и легче;
- повышается шанс хорошо воспринять, обработать и удержать в памяти информацию за счет воздействия не просто на сенсорные каналы, но и на ведущий канал, который и примет основной объем работы;
- есть гарантия, что учебный материал можно принять с той позиции чувств, которая наиболее расположена к этому;
- у ученика появляется возможность реализовать свои сильные стороны согласно ведущему типу восприятия учебного материала;
- все вышеперечисленные аспекты позволяют учащимся более активно участвовать в учебном процессе, реализовывать свой потенциал, развиваться как успешная гармоничная личность.
Очевидных минусов мультисенсорного обучения для учеников не выявлено. Это здорово!
Теперь перейдем на позицию педагога-учителя. Найдем ли мы только плюсы? А минусы будут?
Сразу отметим, что все плюсы, которые мы перечислили для ученика, идут и в арсенал учителя. Это же понятно. Ведь учитель и ученик - это сообщающиеся сосуды. Физику помним? Объяснять не буду. В конце концов, каждому понятно, а прежде всего и самому учителю, что успех ученика означает успех учителя.
А если ученик чего то не усвоил, не смог понять, то .... может, ему просто нужно объяснять материал иначе?
"Если ребенок не учится так, как вы его учите, поменяйте свою стратегию и учите ребенка так, чтобы он учился!"
Вот тут то и начинаются минусы мультисенсорного обучения для педагога-учителя. Главный минус - это время, которое требуется для качественной подготовки к урокам.
А есть ли время у наших учителей?
Остается ли время для творческого мультисенсорного подхода после проведенных 8 уроков в две смены, проверки тетрадей, заполнения отчетов, проведения родительских собраний, посещения педсоветов и т.п.?
Мне можно не писать ответ? Все же сами могут на него ответить, правда?
Мы знаем, что очень многие школы не укомплектованы учителями, их неоткуда взять, их просто нет. Точка.
И вынуждены те, кто еще не сбежал, взваливать на себя груз ответственности, чтобы не оставить учеников без английского языка, алгебры и геометрии, биологии и химии, физики и географии. Какой уж там мультисенсорный подход! И рады бы, да возможностей не совсем хватает.
Так что .... остается ждать, что как только учителям сделают достойную зарплату, потянутся в школы желающие отдать нашим детям ценные знания, научить их премудростям наук. А иначе не известно к чему мы придем.
Давайте надеяться на лучшее. Говорят, мысли материальны. Вот если эту статью прочитают как можно больше людей и пожелают то, чего следует пожелать нашим детям-школьникам (да и студентам тоже) и учителям, то в выигрыше окажемся все мы вместе взятые. Ведь дети - это наше будущее. Именно от них зависит то, какой будет наша старость страна, когда эти дети повзрослеют и станут инженерами, докторами, экономистами, учителями, айтишниками и т.п.
Вот так неожиданно мы свернули от методики обучения к перспективам нашей жизни. А потому что всё взаимосвязано. Как нас научили, так мы и живем.
А пока светлые и радостные времена еще не настали, я вас приглашаю посмотреть некоторые мои публикации (ролики), где вы наглядно увидите работу мультисенсорного метода обучения. Все ролики созданы мною лично, моими творческими силами, техническими умениями и энтузиазмом, подкрепляемым верой в то, что кому-нибудь это обязательно пригодится и окажется полезным. Переходите на активные вкладки ниже по тексту этой статьи.
Напишите мне, что вы думаете о мультисенсорном обучении.
А о мнемотехнике вы знаете? Это тоже один из моих любимых методов обучения.