Слюдянка - Байкал, пожалуй, самая живописная и интересная в историческом и в эмоциональном планах железная дорога на просторах Северной Евразии.
Бывшая часть Транссиба, из-за проблем с безопасностью превратилась в тупиковый однопутный "огрызок", где фактически прекратилось какое-либо движение. В 80-е "железку" даже планировали окончательно разбирать.
Шутка ли, пускать поезда по ветке, где постоянно случаются обвалы и аварии?
Но волею судеб, участок всё же сохранился и даже превратился в туристический аттракцион.
И эта его "баянность" здесь единственный недостаток. С другой стороны, богатые поступления от экскурсионных поездов позволяют РЖД не скупится на содержание, и все причастные, независимо от их финансов, отныне могут проникнуться красотой этого поистине многогранного и прекраснейшего в мировых железнодорожных масштабов места.
Итак, на закате я сошёл на каком-то километре, нашёл между путями и водой клочок земли для палатки, поужинал и мирно заснул под умиротворяющий плеск волн Славного моря.
1. Вот такой пейзаж открылся с утра:
2. С трудом насобирав дров для приготовления завтрака (ведь здесь не только я останавливался), и испив пару кружек с водой из Байкала, отправляюсь в дальнейшую дорогу.
3.
4. И сразу навстречу поезд!
5. Я ждал тебя! Два голубых вагона, вьются, повторяя змеиные изгибы колеи, зажатой на узкой полке между двумя стихиями.
6. Скорость движения настолько низкая, что можно запрыгнуть на ходу!
7. Дело, как мы вчера выяснили, не в состоянии путей, которые как видно конкретно здесь недавно откапиталены, а в риске обвала скал. Машинист должен бы максимально бдителен, чтобы успеть затормозить при виде препятствия.
Получается, зря ремонтировали? Всё равно ведь не разогнаться...
8. Приветственный гудок!
9. И хвост, который почему-то "горит" так же как голова, скрывается за очередным поворотом.
10. Всё-таки потрясающие тут железнодорожные места. Таких видов нигде на полигоне РЖД больше нет. Разве что отдельные участки на БАМе и то - нет.
11. Туннели проходить безопасно. Они двухпутные. Второй путь снят в 60-е, а оставшийся вот переложили по центру из-за чего может показаться, что тоннель однопутный.
12.
13. На КБЖД чуть ли ни каждые полкилометра либо тоннель, либо мост, либо подпорная стенка. Очень насыщенный на рукотворные достопримечательности участок.
14. Исторических зданий тоже немало. Часть заброшены.
15. Свет в конце тоннеля.
16.
17.
18. Памятная табличка об одной из многочисленных аварий на КБЖД. Эти люди пережили Вторую Мировую, но не пережили дорогу домой...
Тут целый поминальный стол на двоих. Совсем места нет, часть снеди падает на землю, но продолжают оставлять.
Вообще эту еду исторически клали, чтобы путник помянул в молитве преставившихся, но сейчас данная традиция трансформировалась в какой-то языческий обряд. Типа кладут самим покойникам или духам. Не надо так.
Взяв запечатанную пачку печенья, помолился об этих бедолагах. Надо так)
Это правильная, хорошая традиция.
19. На столбе очередная табличка "Обвал".
20. Вау!!! Грузовой поезд!!!
21. Оказывается здесь и такое есть! Скорость также чрезвычайно низкая, хоть запрыгивай, жаль не в мою сторону!
22. На каком-то километре встретил промышленных альпинистов. Они приехали на "нерпе" - том самом голубом поезде, уедут на нём же.
Укрепляют сетками опасные места, а также производят контролируемые обвалы.
Про грузовой сказали, что "водовоз". Только я не понял, забирает он воду или привозит. Я знаю, что на Байкале проблемы с питьевой водой из-за загрязнения озера, но здесь, вроде, вода чистая.
23. Впереди - "населёнка".
24.
25. Тоже изолированное сельцо на колее. Попадание на лодке, пешком или на поезде 1,5 раза в день.
26. Часовня Николая Чудотворца в Ангасолке.
27. Живописное местечко, судя по всему, в сезон будут отдыхающие.
28. А горы понижаются, здесь обвалов точно не будет.
29. Слева - исторический мост, справа - менее исторический. Изначально участок был построен однопутным, потом 40 лет был двухпутным, теперь снова однопутный. Современные пути проложены по более новым коммуникациям.
30. Противоположный берег всё ближе. Ещё километров 15 и Байкал "кончится".
31. Сливной желоб.
32. Ненужный тоннель.
33. Остановочный пункт 154 км. Отсчёт, как мы помним, от Иркутска через Порт Байкал по уже разобранной линии.
Прежде чем что-то спрашивать и комментировать по предмету, посмотрите их.
34. При остановке - жилой дом, бывшая железнодорожная казарма. А может разъезд. Обычно квартплату в таком случае жильцы платят в РЖД.
Кучеряво устроились. Собственная, семейная "станция" считай)
И корова. Чтоб все так жили.
35.
36. Ну всё - горы кончаются.
37. Горловина станции Култук.
38. Памятник КБЖД.
39. Култук предстала невероятно душевной станцией. Одно из тех редких мест на полигоне 1520, не обезображенных известными ремонтными вредительскими инициативами РЖД.
40. Приятный вокзал исторического цвета безо всякого сайдинга и прочей ерунды.
41. Нормальная табличка с крупными буквами и дизайном. Никакого захламления ненужной информацией.
42. Церковка.
43. Элементы декора, не зашиты под слоем металлошифера и не сбиты.
44. Железнодорожный пёс, вместо каноничного кота.
45. Ещё пару деталей.
46. Чтоб все станции такими были! И ведь для этого ничего не надо делать. Просто не красить в серый цвет, не зашивать в сайдинг, ничего не ломать и не закапывать столбы с табличками и заборами (для каждой таблички отдельный столб). А ну и у русского начальства должно быть хотя бы минимальное чувство эстетики и тяготение к прекрасному, которое судя по оперативным сводкам из дворцов в стиле "цыганское барокко" отсутствует напрочь.
Какое же приятное место. Спасибо причастным к такому виду станции Култук, короче.
47. Станция когда-то обслуживала порт и предприятия большого рабочего посёлка Култук.
48. Порт сейчас, судя по всему не действует, как и остальные порты на Байкале. Диву даёшься, развалу речного и озёрного сообщения в стране.
49. Рядом со станцией проходит трасса "Байкал".
50. А в 600 метрах наверху о.п. Земляничный Транссибирской магистрали. Именно этот участок построили в 50-е годы взамен опасной неперспективной КБЖД.
51. Вид с О.П. Земляничный.
52. Далее на электропоездах. В Иркутск, Ангарск, Усолье. В горах выпал снег. За хребтом днём около нуля. Из тёплого бабьего лета попал в зиму: Байкал оказывается греет.
Спасибо.
Смотрите также:
В рубрике железнодорожье уже сто материалов! Другой путь через призму стальных магистралей. Рельсовые путешествия, интересные необычные ветки и системы. Неординарный подвижной состав. Бесподобная архитектура станций и сооружений, забытое культурное наследие и другие неочевидные моменты из действительно многогранного мира путей сообщения. Каждому найдётся контент по душе.