Когда в начале 20 века строили Транссиб, и встал вопрос о трассировке линии через Приморский хребет, что на юго-западе Байкала, то из всех решений выбрали самое, как тогда казалось, простое и правильное: провести пути от Иркутска вдоль реки Ангара, а потом обогнуть железной дорогой кусок озера. В итоге получилась так называемая Кругобайкальская железная дорога.
Но как выяснилось уже сразу после запуска участка, проектировщики не учли одной важной детали. Геологической и сейсмической обстановки территории.
На линии постоянно происходили обвалы, оползни и другие явления из ряда вон, влекущие за собой разрушение полотна, долгую остановку движения и даже сходы поездов.
В точных цифрах, публикуемых в старых отчётах, только за 16 лет с 1932 по 1948 год произошло 740 крупных обвалов, из которых более двухсот с серьёзными последствиями в виде закрытия перегонов и нарушения графика движения. 18 инцидентов повлекли несчастные случаи с поездами (в т.ч. пассажирскими).
КБЖД была настоящей проблемой советских железных дорог, и в 50-е, наконец, её устранили путём постройки новой линии Иркутск - Слюдянка.
А старый участок, оставшийся не у дел, потерял стратегическое значение, превратившись в "глухую" малодеятельную однопутку Слюдянка - Байкал.
Злополучную линию оставили лишь для связи изолированных прибрежных посёлков, находящихся на её пути.
Поддержание "неудобной" железки требовало несоизмеримых для транспортных потоков средств и потому в начале 80-х КБЖД хотели окончательно закрыть, взамен соорудив на её месте автотрассу.
Но в период Перестройки объект признали культурным наследием, тем самым наложив вето на разборку.
Полный исторический обзор КБЖД в предыдущей части 👇
А в новой России КБЖД приобретает широкую известность, постепенно превращаясь в аттракцион для туристов. Тысячи, даже десятки тысяч людей в год посещают железнодорожные экскурсии по КБЖД. Существуют специальные поезда для богачей, невероятные маршруты типа Москва - Порт Байкал, туры под паровозами и туры для иностранцев.
Людей привлекают красивые картинки побережья с выдающейся архитектурой инженерных сооружений и вьющейся у кромки воды змейкой стальных путей.
Но можно просто сесть на короткий пригородный поезд, курсирующий здесь круглогодично один или два раза в день для оставшихся местных жителей, и без пафоса, суеты и людей и фактически бесплатно проникнуться романтикой побережья байкальской глубинки, чего я и сделал золотой осенью 2021 года.
Можно рассматривать эту публикацию как фотоальбом. Я просто хочу поделится своими фото, грех оставлять их в закромах жёсткого диска.
Но если прочитаете подписи, то 100% узнаете что-то новое и интеллектуально обогатитесь, даже если и были здесь. Материалы являются частично эксклюзивными. Кроме того, я собираюсь сделать самый интересный, при прочих равных, материал по предмету. Пишите в комментариях, получилось ли.
1. Линия Слюдянка - Байкал хороша тем, что не является транспортным тупиком. Т.е. нет нужды ездить туда-обратно, что нам безусловно наруку. Концепция другого пути предполагает постоянное движение вперёд.
2. Переправляюсь в Порт-Байкал из рабочего посёлка Листвянка на противоположном берегу.
3. Обычно здесь ходит древний автомобильный паром Байкальские воды, но сейчас он был на ремонте, и Иркутское пароходство выделило на переправу редчайшее судно на подводных крыльях "Восход".
Восходы делались в Феодосии. Из ста с чем-то выпущенных, большая часть отправилась за рубеж, что-то уже не на плаву, потому встретить их в российских водах почти нереально.
Конкретно этот Восход используется в туристических рейсах, но сейчас глубокая осень - туристов нет, не жалко дать "покататься" и простым людям.
Положенный пяток километров Восход пролетел мгновенно, на швартовку ушло больше времени чем на сам переход! Ещё никогда переправа Листвянка - Байкал не была такой быстрой!
4. Порт-Байкал предстал депрессивным местом. Сам порт захудал и полон какого-то ржавого гнилья не на ходу.
Посёлок выглядит крайне убого даже для Иркутской области, диву даёшься. Топят углём. Городской статус убран в 2014. Это же едва ли не самое туристическое место на озере, неужели нельзя что-то сделать за 30 лет?
5. Единственное приличное здание - железнодорожный вокзал.
6. Станция Байкал интересная, сохраняет дух старины. Есть рабочая колонка для заправки паровозов. В тупике - на вечной стоянке - паровоз. Нет, он не на постаменте, а именно что в тупике.
Неужели приехал сюда своим когда-то ходом? В теории может и уехать 🤡.
7. Станция не всегда такая тихая и спокойная. В сезон чего сюда только не приезжает. Даже электрички! Да-да электрички на станции без "проводов", притом премиум-класса, о чём говорит индекс "К" (комфорт).
Этот рейс не РЖДшный. Зафрахтовала какая-то фирма. Притянули вместе с пассажирами-китайцами маневровым тепловозом. Китайцы не успевают осмотреть Порт-Байкал - их гонят на теплоход.
8. А вот поезд Байкал - Москва невероятной длины. Ещё несколько вагонов и не поместится на станцию!
9. Посёлок Порт-Байкал и станция Байкал с высоты. 70-километровый участок до Иркутска разобран в 1956 году.
Ну а мне на Слюдянку.
10. В Байкале кроме станции есть остановка у дальнего "квартала" Малый Баранчик. 74 километр. Отсчёт идёт от Иркутска по уже несуществующей линии.
11. Поезд меня догнал. Поехали.
12. Поезд представляет из себя две сцепленных мотрисы РА-1. Редчайший подвижной состав, построенный на основе метропоездов "Яуза" на предприятии "Метровагонмаш". Да ещё и покрасили красиво! На Байкале эти "малышки" были очень ограниченное время, потому фото с ними - настоящая редкость.
Возможно, фото моего авторства с ними в сети, больше чем всех остальных вместе взятых.
13. Внутри почти никого нет. Человек пять на весь салон.
Посадка только в первый вагон. Вторая всю дорогу следует закрытая в холодном виде. Просто так таскают 🤡.
14. Ну и поплыли за окном виды серого Байкала, цветных гор, тусклой осени ... и маленькие полустаночки, зажатые между скалами и водой.
15. Скорость поезда чрезвычайно низкая, девяносто километров по расписанию будем ехать пять часов. Но это не из-за плохого состояния пути.
Дело в том, что интенсивное разрушение склонов, как и сто лет назад остаётся проблемой на КБЖД.
Её нынешний статус весьма привлекателен для РЖД. Линия является весьма прибыльной, что редкость для тупиковой однопутки. В конторе не хотят негативной огласки в СМИ, а значит и риска падения турпотоков, и потому, кроме профилактики обвалов, ведомство искусственно ограничило скоростной режим, чтобы локомотивная бригада успела отреагировать в случае чего.
Принятые меры таки дали эффект, начиная с середины 90-х здесь не зафиксировано ни одного серьёзного происшествия с поездами. Между тем в период СССР счёт обрушений на КБЖД шёл сотнями!
По словам железнодорожников, обвалы всё ещё не редкость, но в гораздо меньших масштабах. Видимо, всё большое упало за сто лет.
16. Машинист и помощник зорко следят за состоянием пути, готовясь в любой момент применить экстренное торможение. В самых актуальных местах висят предупреждающие знаки.
Нам же это только на руку: плавная картинка за окном только усиливает медиативный эффект, позволяя глубже окунуться в окружающую действительность.
Как сюда попал автомобиль москвич?!? Не иначе как по льду...
16. Скорости маршруту не прибавляют множество остановок. По-видимому для постсоветского пространства их здесь рекордное количество.
Причём в последнее время добавились т.н. туристические платформы у знаковых достопримечательностей или баз отдыха.
Ближе к Слюдянке есть неординарнейший километр на протяжении которого существует аж три платформы! Людям лень лишние пару сотен метров пройти?
17. Когда-то участок был двухпутным, в 50-е второй пут естественно разобрали. Но осталось пара станций и разъездов, чтобы в случае чего разминуться со встречным.
Первый на пути - Уланово:
18. Соседняя остановка.
19. 80% видов справа из окна - "глухая" каменная стена.
20. Слева - озеро.
21 . О.п. 102 километр.
22. Населённый пункт на 102 километре называется Шумиха. Полностью попал на фото. Выглядит холёно, прилично: не иначе как полностью превращён в турбазу.
22. Как же хорош наш поезд. Хочется его фотографировать на каждой остановке. Собственно так я сделал, бригада терпеливо ждала.
Но я не наглел, в расписание укладывались чётко.
23. А внутри есть самовар. Можно что-нибудь приготовить, заварить чайку, что я конечно и сделал.
24. Вот одна из тех самых "экскурсионных остановок". Называется О.п. "Итальянская стенка".
КБЖД строили в т.ч. итальянцы, так как в России не нашлось мастеров туннельного дела.
25. Вообще, место скучное, лучше в который раз обратим внимание на наш поезд.
На поезда, обыватель обычно и не обращает внимания, а зря - ваш состав может таить в себе много загадок либо необычную историю.
Вот мотриса РА1-0031, построенная в 2005 году.
С завода поступила в депо Тайга Западно-Сибирской ЖД;
09.2006 — передана в депо Барнаул;
01.2007 — передана в депо Челябинск;
__.2013 — передана в депо Сакмарская;
05.2020 — передана в депо Брянск-I;
05.2021 г. в СПБ переоборудована салоном аналогичным электропоездам Simens ЭС2 "Ласточка"), установлена Wi-Fi точка, USB-розетки и т.п.
06.2021 — передана в депо Иркутск-Сортировочный;
В 2022 — отправлена в Карелию;
В 2023 — депо Дёма;
В 2024 — в депо СПБ - Балтийский.
Прямо сейчас ездит по Псковской, Новгородской и Тверской областям, может заглянуть и в Подмосковье (ст. Шаховская) ...
Солидный список, я бы даже сказал рекордный. Помотало этот вагончик по стране конечно, а народ сейчас видит его и не знает, что пару лет назад из того же окна можно было наблюдать не разбитые деревни Тверщины, а берег и воды легендарного Байкала. А в другие периоды то степи южного Урала, то леса Томской области или поля Брянщины.
А ещё именно эта РА-1 никогда не перекрашивалась в корпоративные цвета P\d! Единственный на территории РФ случай!!!
26. О.п. 107 км
Населённый пункт на 107 км - Пономарёвка. Да это вся Пономарёвка! Один дом и "гараж".
27. О.п. Половинная.
28. Сзади - самый длинный тоннель на КБЖД. В отличие от остальных, он абсолютно прямой и просматривается насквозь. Хорошо видно, что тоннель двухпутный.
29. А на бывшем втором пути перед мостом "воткнули" ещё памятник-паровоз. Композиция выглядит приятно в грязно-жёлтом осеннем антураже.
30. Станция Маритуй.
Нас пропускает "Передача". Этот одновагонный неежедневный поезд, оставленный для немногочисленных местных жителей и работников учреждений по берегу, долгое время был единственной связью КБЖД с внешним миром.
31. А в 2021 пустили второй поезд - "Нерпочка", на котором я и еду. Это такое животное типа тюленя. Их на Байкале больше чем людей.
"Передача" ходит 4 раза в неделю. Нерпа - 6. Выходит 1,5 пары пригородных поездов в день в среднем. По средам не ходит ничего - день ТО. Сойдёт.
32. Уникальное явление на "Передаче" - маршрутная доска! Много вы знаете поездов РЖД где осталась маршрутная доска!?! Походу он последний! Сколько эксклюзивов сегодня!
33. Станция также как и остальные ютится на узкой полке между землёй и морем.
34. Красивый исторический вокзал. РЖД запретили перекрашивать его в серый, чтобы не нарушать сложившуюся здесь идиллию.
35. "Передача" уехала, а мы всё стоим.
36. Это типа гигиеническая остановка, в РА-1 отсутствует туалетная комната. В теории все 150 гипотетических пассажиров должны успеть сделать свои дела.
37. В посёлке обнаружена странная могила-памятник некоему Н. Уланову. "Ага, Уланово проезжали с час назад. По любому есть связь" (спойлер - есть). Сперва подумалось, что это красный комиссар, который приехал "раскулачивать" байкальцев, но так и остался навсегда на этой благословенной земле. Такое часто бывало на Руси, и если вы встретите в деревеньке монумент безымянному большевику "великомученику", то это скорее всего оно.
Но всё оказалось интереснее. Раскопал в архивах:
В Гражданскую, по заданию партии, Уланов с отрядом был отправлен на КБЖД, чтобы организовать тер. акт - подрыв одного из тоннелей и лучше бы с воинским эшелоном белых. Красный десант в ночи подошёл к Маритую, но чехи предупредили диверсию. Диверсантов ждали: на путях станции стоял бронепоезд с орудием и тяжёлыми пулемётами. Комиссар был ликвидирован вместо тоннеля, остальным удалось скрыться на катере.
Впрочем, 23 июля 1918 другой тоннель (№ 39) всё-таки удалось разрушить. Движение на КБЖД отсутствовало почти 20 дней.
Вот так потомки чтят бывших героев (с другой стороны, где-то вовсе сносят):
38. Кстати, заценили оформление табличек на станциях и остановочных пунктах?
39. Маритуй из окна поезда:
40. Проезжаем противообвальную галерею.
41. О.п. Баклань.
Народу так и не прибавилось. Даже частично вышли. Считай для меня спецом поезд пустили! Как же хорошо путешествовать против потоков и не в сезон. Чего и вам желаю.
42.
43. Сквозь дымку проступает противоположный берег Байкала. Темнеет.
44. Разъезд Шарыжалгай. Длительная остановка, но никого не пропускаем. Никто спереди не едет. Прозапас "нитку" оставили.
45. Чмок:
46. Очень миленькое место, чтоб все с таким видом жили да ещё и с собственной остановкой:
47. Солнце почти скрылось. Планирую выходить на следующей остановке.
48. О.п. Старая Ангасолка. Поезд скрывается за поворотом, накрывает тишина.
49. Я бы и раньше вышел, но по пути уж совсем негде было ночевать и остановок долго не было.
50. На следующий день продолжу путь пешком и детальней осмотрю локацию.
Спасибо за внимание. Смотрите Другой путь напрямую, не дожидаясь показа в ленте.
Продолжение ЗДЕСЬ👈
Ваша любимая рубрика 👉Железнодорожье.
Поддержка автора в условиях санкций Дзена ЗДЕСЬ👈 (секретные уникальные материалы)