Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Bach - Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD 5.1: Баха много не бывает

Оглавление

Я большой поклонник клавишных инструментов, в том числе, органа. У меня есть десятки компакт-дисков с различной клавишной музыкой, включая органную музыку Баха с пятиканальными миксами.

(рецензии на них см. под этой статьёй)

Я не очень долго думал о покупке данного диска, даже понимая, что возможны совпадения с теми произведениями, которые уже есть на других моих дисках, да и имея полное представление о том, с каким градусом объёма записывается вся классическая музыка.

(Спойлер: почти с нулевым)
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Вчитавшись в кредиты и указание в логотипе на присутствие микса, я решил его купить, и я рад, что сделал это! Настал момент, чтобы познакомить моих читателей и владельцев ДК, как с исполнителем, так и качеством объёмной записи.

Начну с Масааки Сузуки - японца, получившего образование в Нидерландах, а в настоящее время являющегося приглашённым профессором Йельского института духовной музыки. В 2001 году он был награждён крестом "За заслуги" Федеративной Республики Германия, а в 2012 году получил медаль Баха, присуждаемую городом Лейпциг.

Масааки Судзуки (р. 1954) - выдающийся музыкант и выдающийся исполнитель произведений И.С. Баха. Он, пожалуй, наиболее известен благодаря своим 55 компакт-дискам с полным собранием священных кантат И.С. Баха, выпущенным совместно с Японской Баховской коллегией, которую он основал в 1990 году. Судзуки и Баховский коллегиум в настоящее время записывают светские кантаты Баха. Судзуки основал кафедру старинной музыки в Токийском университете искусств и в настоящее время преподает в Школе духовной музыки Йельского университета. Помимо своей дирижерской деятельности, Судзуки известен как клавесинист и органист.
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Инструмент

Этот отмеченный наградами 79-минутный диск, японский барочный виртуоз Масааки Сузуки исполнил на историческом богатом по звучанию органе Шнитгера / Хинца из Мартиникерка (в церкви святого Мартина), Гронинген, Нидерланды.

Орган датируется концом 17 века и реставрировался в 1976 - 1984 годах. У него объёмное и в то же время лирическое звучание. Игра японского маэстро на мягких прикосновениях элегантна, точна и подчеркивает как архитектуру великих риторических произведений, так и моменты благоговения, зная, как использовать все цветовые ресурсы, предлагаемые этим великолепным органом. Звук прекрасно передает великолепную красоту клавиш и их сочетаний, а также атмосферу большой церкви.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Как насчёт музыки?

Концерт включает в себя семь различных органных произведений Баха. Программа открывается, пожалуй, самым известным произведением органной музыки в мире - Токкатой и фугой ре минор BWV 565.

Даже те, кто мало что знает об органе или о Бахе, любят этот шедевр. Прочтение Сузуки свежее и интересное, в лирической, плавной манере и с новым подходом к большому произведению. Исполнение драматично, но его привлекательность заключается скорее в плавности и музыкальности, чем в громкости звука. Возможно, знатокам понадобится прослушать несколько раз, чтобы уловить тонкости и изящные штрихи в этой интерпретации и найти здесь что-то новое: не выдуманное, а просто подчёркнутое разными способами.

Другим замечательным произведением на этом диске является заключительный трек, Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548. Это драматическое, почти оркестровое произведение большого масштаба, самая длинная фуга, когда-либо написанная Бахом для органа соло. Сузуки представляет это шедевральное произведение в масштабном исполнении, с непосредственностью и неугомонностью, которые приводят к волнующим чувствам у слушателей, и не обязательно прихожан европейского кафедрального собора.

Третья главная достопримечательность этого концерта - Фантазия соль мажор, BWV 572. Это произведение состоит из трёх частей, с акцентом на длинную драматическую середину. Она полностью написана в стиле французской органной музыки, в отличие, например, от французских сюит Баха, которые имеют мало общего с французским стилем.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Диск также включает в себя очень сложную серию канонических вариаций на тему "Vom Himmel hoch da komm ich her", BWV 769, которую Бах написал, чтобы получить допуск в общество, исследующее взаимосвязь между философией и музыкой.

Хотя это произведение можно слушать и просто наслаждаться им, оно изобилует музыкальной сложностью и религиозной символикой, которые объясняются в пояснительной записке Альберта Клемента (см. буклет).

Есть ещё один набор хоральных вариаций на тему гимна, "О, Боже, ты мой", прекрасная пастораль из четырёх частей, BWV 590, и юношеская прелюдия и фуга соль минор, BWV 535.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

После этого яркого вступления Сузуки расслабляется и почти погружается в созерцание в пасторали фа мажор и продолжает вдумчивое чтение партиты "О, боже, ты мой", прелюдии и фуги соль минор, а также канонических вариаций на тему "Я хочу быть с тобой".

"Я хочу быть с тобой"… Какой прекрасный призыв! – Определённо, где-то я уже слышал это…

Тем не менее, он исполнил две искромётные виртуозные партии - Фантазию соль мажор и Прелюдию и фугу ми минор, благодаря которым альбом не получился слишком мягким и приглушённым.

В дополнение к комментариям Альберта Клемента к каждому произведению, буклет содержит полные тексты, которые Бах использовал для своих вариаций в BWV 769 и BWV 536. Полезно посмотреть, как Бах адаптировал свои хоральные композиции к словам гимнов.

Это замечательный диск для тех, кто любит Баха, даже для слушателей, которые не знакомы с его обширным творчеством для органа.

J. S. Bach "Organ Works" (Masaaki Suzuki)

Запись выпущена на лейбле BIS и распространяется компанией Naxos. Обобщая всё вышесказанное, необходимо констатировать: этот супер-аудио (если кто-то ещё сомневается) компакт-диск станет прекрасным введением в удивительную органную музыку И.С. Баха.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Гибридный SACD 5.0

Toccata and Fugue in D minor, BWV565 8'28
1. Toccata 2'26
2. Fugue 6'02

Pastorale (Pastorella) in F major, BWV590 12'48
3. [F major] 2'41
4. [C major] 2'42
5. [C minor] 3'02
6. [F major] 4'21

Partite diverse sopra il Corale 'O Gott, du frommer Gott', BWV767 15'06
7. Partita I 1'05
8. Partita II (a 2 Clav.) 2'39
9. Partita III 1'15
10. Partita IV 0'49
11. Partita V 1'19
12. Partita VI 1'12
13. Partita VII 1'32
14. Partita VIII 2'11
15. Partita IX (a 2 Clav.) 2'59

16. Fantasia (Pièce d'orgue) in G major, BWV572 8'40

Prelude and Fugue in G minor, BWV535 7'08
17. Prelude 2'46
18. Fugue 4'22

Canonic Variations on 'Vom Himmel hoch da komm' ich her', BWV769 11'26
19. I. Canone all' Ottava 1'24
20. II. Alio modo in Canone alla Quinta 1'15
21. III. Canone alla Settima 2'24
22. IV. Canon all' Ottava per augmentationem 3'23
23. V. L'altra sorte del Canone all' rovescio 2'57

Prelude and Fugue in E minor, BWV548 14'25
24. Prelude 6'41
25. Fugue 7'43

Total Time: 79'26

Masaaki Suzuki plays Schnitzer/Hinz organ in the Martinikerk (Martin's Church), Groningen. Producer and sound engineer – Hans Kipfer (Take5 Music Production)

32-page booklet with notes in English, German and French, with lyrics of the Chorales in German. Made in the EU

BIS (SACD-2111) © & ℗ 2015

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Как насчёт записи?

Почему я ставлю вопрос настолько ребром, насколько это возможно? Дело в том, по моему наблюдению, классику записывают на плёнку инженеры с «академическими тараканами в голове».

1 - Когда их (т.е. вредных постулатов) мало, эти кудесники не жалеют микрофонов, чтобы приставить к каждому «скрипящему» (от слова скрипка), «дующему» (от слова дудка) и т.д. исполнителю по отдельному детектору звука на минимальном расстоянии от источника.
2 - Дело обстоит чуть хуже, когда микрофонов жалеют количественно и удаляют их от музыкантов чуть дальше.
3 - И совсем ужасны записи с выставленными в зрительном зале микрофонами. Двумя. Но лучше одним, как кажется упёртым в консерваторской академичности «пуристам».

Рассматриваемая тут запись подходит под второе определение: микрофоны чуть удалены от органных труб. Таким образом, видимо, инженеры добивались ощущения объёма в помещении.

Запись, в принципе, раскрывает звук, но я бы предпочёл излучение звука в микрофоны по первому (и лучшему на мой взгляд) прямому и близкому пути на консоль звукозаписи. А так называемый эффект присутствия лучше сделать с помощью обработки (эффектов эха и т.п.).

Почему? – Потому что труб у органа много и каждая из них даёт свой уникальный «статический» звук, который требует выделения и отделения от других. В противном случае, если этим не озаботиться, мы получим на выходе унылое месиво в монозвучании. Ну, .... вы поняли… (какое)....

(то есть третий способ – т.н. из зала)

Определившись с приоритетами, запустим диск и послушаем его.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Дальше всё просто: и я не могу не отметить внимание к деталям, красоту тембров, который маэстро извлекает из этого мощного инструмента, а также полное, выразительное звучание записи, детали которой по нашей методике таковы:

1. Баланс. Нет. В тылах если не откровенное тихое эхо, то очень придавленный полезный сигнал.

2. Статика. Труб, конечно, много, однако инструмент один. Статичность «труб» нижних и верхних регистров, их выпуклость только угадывается, так как все они «размазаны» по передней сцене.

3. Динамика. Нет.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Вывод

Если вы ищете естественную картинку "в зале", вы можете быть довольны качеством звука. Эффекта окружения нет по очевидным причинам: дисбаланс + едва намеченная статика - НЧ трубы кажутся ближе, ВЧ подальше от слушателя.

Если вы ищете запись, которая передавала бы мощь педали для низких нот, то есть другие записи, которые лучше подходят для демонстрации сабвуфера.

Поэтому, если вы озабочены не мифической натуральностью, а реальным погружением в звуковые волны, находясь внутри (а не на удалении) них, ощущая их вибрации на своей коже (а не ушах), то я настоятельно рекомендую включать ап-миксеры (процессоры). Почти все они работают хорошо, с выделением различных звуковых нюансов. Подберите по вкусу.

Самое главное, чего вы таким образом добьётесь - работы всех пяти каналов: моментально возникает баланс, словно вы расправили, перетащили «одеяло с ног за голову». Звуковое поле принимает вас и вовлекает в игру клавишника от трёх и более источников: ожившие задние каналы громко транслируют фронты, а в центре резвятся переливы от верхних регистров великого органа.

Вот это я и называю «эффектом исполнителя».

Вы (да-да, лично вы!) садитесь на его место и слышите даже больше, чем он сам! Это круче, чем сидеть где-то в зале, на 22 ряду, на удалении от божественного инструмента.

(запись именно такова – в стерео слышится удаление)
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Резюме

Подведём итоги. В этом диске, полным знаменитых органных произведений И.С. Баха Масааки Сузуки играет на отреставрированном органе Шнитгера-Хинца в Мартиникерк (церкви Мартина) в Гронингене, одном из самых знаменитых инструментов Нидерландов, который восходит ко временам Баха.

Яркое барочное звучание и исторически обоснованные интерпретации Сузуки придают этим трактовкам неповторимое ощущение аутентичности и стиля того времени. Эти произведения входят в число величайших хитов Баха, особенно Токката и фуга ре минор, которые открывают программу.

Диск с органной музыкой Баха Масааки Сузуки удостоился редкой для органного концерта чести быть названным граммофонным диском месяца. В своей рецензии на запись Джонатан Фриман-Эттвуд высоко оценил музыку и исполнение:

"Из всех нынешних знатоков современного баховского исполнительства Масааки Сузуки не знает границ в своих изысканиях. Это великолепное сольное выступление (от музыканта, более известного как режиссер-клавесинист), искусно собранное и поддерживаемое тремя великими опорами: вездесущими Токкатой и фугой ре минор, BWV565; органным концертом, BWV572, в котором Бах увёл 17-й век у Франции из-под носа; и, в заключение - большая прелюдия и фуга ми минор, BWV548".

Когда я собирал информацию про японского исполнителя, обнаружил, что он продолжил серию своих интерпретаций классических работ.

После 2015 года он ещё несколько раз посещал европейские города, известные своими кафедральными органами и записывал в них другие органные работы Баха. Эти выступления впоследствии издавались в серии компакт-дисков под порядковым номером «тома - vol.»: 1, 2, 3, 4....

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Так, например, Судзуки работал над "Orgel-Büchlein" (буквально "маленькой книгой для органа"), сборником из 45 коротких хоральных прелюдий на мелодии из сборника лютеранских гимнов, проектом, который возник в связи с назначением Баха органистом и камерным музыкантом при герцогском дворе в Веймаре в 1708 году.

В этом сборнике представлены хоралы для разных периодов церковного года, и он служит общим руководством по текстовой композиции, уделяя особое внимание соотношению слов и звуков и музыкальному выражению конкретного содержания.

Три прелюдии и фуги завершают «Второй том», посвященный "Оргель-Бюхляйн", иллюстрируя принцип разнообразия и структурности, который исторически применялся концертирующими органистами для демонстрации тембровых оттенков и выразительных возможностей их инструмента.

В «Пятом томе» серии сочинений Баха для органа Масааки Сузуки представлен один из самых важных сохранившихся инструментов времён Баха, изготовленный немецким органным мастером Кристофом Трейтманом Старшим.

Широко известный своим необыкновенным качеством звучания, этот инструмент был изготовлен между 1734 и 1737 годами.

В ходе недавней общей реставрации были сохранены или обновлены все основные конструктивные элементы, сохраняя при этом верность оригиналам, что делает этот инструмент идеальным для интерпретаторов Баха.

Подводя черту: если вас привлекает качественное звучание европейских органов, обратите внимание на работу этого японского маэстро. Лучшим выбором станут супер-аудио компакт-диски SACD, которые звучат фантастически и хорошо записаны.

Предполагаю, что мультиканальная запись на них будет на том же почти нулевом уровне, только с одним моим комментарием: подключайте свои цифровые процессоры / ап-миксеры.

Инженеры BIS, конечно, хорошо работают, но только в стерео.

Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD
Masaaki Suzuki "Masaaki Suzuki Plays Bach Organ Works" SACD

Понимаете, почему мне понравился этот диск? Мастер Сузуки вдохнул новую жизнь в те произведения (с которыми многие любители классики знакомы), он сделал их интересными: исполнение превосходное.

Хотя запись далека от мультиканального эффекта, она прекрасно исправляется программными средствами вашего (современного, т.е после 2021 года) ресивера. Это значит, что диск достоин многократного прослушивания. Он требует только одного – вхождения в эмоциональный резонанс с настроением баховской музыки.

Безусловно, это лучший органный диск за последние несколько лет, и его настоятельно рекомендуют. Проще говоря, он великолепен!

Другие многоканальные альбомы органной и классической музыки:

Bach - Don Jackson - LSO "Bach Classics" MLP 5.1: Время боится пирамид и Баха

George Ritchie & Joan Lippincott "Uncommon Bach - Johann Sebastian Bach Organ Works" DTS-CD 5.1: Неизвестный Бах

Vivaldi - David Juritz & London Mozart Players "The Four Seasons" DVD-A 5.1: "Сезониана" из Лондона

Isao Tomita "Okhotsk Fantasy" SACD 4.0: Лебединая песня

Σ = 4

Σ = 9 (Ресивер: Denon AVR-X4700H, up-mixer: Movie: Multi-Chanel Stereo)

Рейтинг многоканального микса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Dozan Fujiwara & Isao Tomita "Kyo" SACD 5.1: Флейта и синтезатор

Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот

Kazuma Jinnouchi "Halo 5: Guardians" Blu-ray 5.1: Геймерская музыка?

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0: Старомодная архаика

M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии
Tamiya Terashima "Tales From Earthsea" SACD 5.0: Сказанья Земноморья

Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 8 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 7 - 13" (1997)

Isao Tomita "Daphnis et Chloé" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Равеля

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 21 серия: Irene Papas + Vangelis "Odes" (1979)

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Даже классику нужно слушать с окружающим воздухом звукового поля от ДК 5.1
Даже классику нужно слушать с окружающим воздухом звукового поля от ДК 5.1