Рассуждая на тему рабства на Руси мы почему то ориентируемся на архаичный его вариант, аналогичной системе рабства в Древнем мире, утверждая, что рабства на Руси никогда не было. Однако, как показывает история, оно было на территории нашей страны достаточно длительное время. О чем я рассказывала в одной из статей ранее.
Хотя так далеко ходить не надо. Соборное уложение 1649 года окончательно закабалило крестьянское сословие, лишив его практически всех прав. История нового времени, а именно просвещенного 18 и 19 века, коего принято считать веком технического прогресса, имели в числе своих страниц жуткую историю рабства почти поголовно целого сословия: крепостных крестьян.
К 1861 году крепостных крестьян в России насчитывалось 23 миллиона, все же население нашей страны составляло немногим более 60 миллионов. То есть более трети жителей были абсолютно бесправными. Это не фигура речи, крепостные действительно не имели никаких гражданских прав и даже не считались подданными. За все отвечал их владелец. По сути, крепостные люди были движимым имуществом аналогичным скоту (это усугублялось примерно одинаковой стоимостью молодого коня и мужчины).
Те кто захочет мне тут же возразить, о правах крепостных крестьян и их возможности противостоять произволу помещиков рекомендую перечитать повесть Радищева «Путешестаие из Петербурга в Москву», а так же для разнообразия поднять записи судебных актов того времени, чтобы убедиться, что наказание за свои зверства помещики и дворяне практически никогда не подвергались, зато стоило крестьянину возмутиться и не дай бог поднять руку на мучителя его и его семьи как его ждала как минимум каторга, не говоря уж о вероятности мести и физической расправы со стороны жертвы.
Любые попытки крестьян искать справедливости у вышестоящих инстанций расценивались, согласно законам Российской империи, как откровенный бунт. Это дало дворянам возможность поступать и ощущать себя как завоеватели в покоренной стране, отданной им «на поток и разграбление».
Обращение с живыми людьми как с животными или товаром было не редкостью. Про дикий обычай помещичьих гаремов я уже рассказывала.
Но что только не вытворяли помещиков с крестьянами ради забавы.
Однажды княжна Дарья Голицына с радостью встретила приехавшего к ней в имение гостя и обратилась к нему со следующими словами: «Какое счастье, что вы меня посетили! А то я со скуки хотела уже приказать пороть моих мужиков».
Помещик Ефимов велел недавно родившей жене своего дворового грудью выкармливать двух породистых щенков, чья мать умерла при родах. Муж этой женщины не вынес такого издевательства и утопил хозяйских щенков, за что ему по приказу барина жгли ноги, поставив босиком на раскаленные уголья.
Следуем отметить, что на щенков и породистых охотничьих собак часто обменивали крепостных, причём за хорошую собаку могли дать не одну крестьянскую девку.
На смерть крестьян, как и на каторгу все же старались не посылать, ибо каждый крепостной особенно мужского пола стоил немалую по тем временам сумму.
При Елизавете Петровне обычная цена была по 30 руб. за душу мужского пола. Женщины стоили гораздо дешевле. Отправив крепостных на каторгу или сослав на поселение, помещик имел право оставить у себя их малолетних детей и затем продать. Отпускать их с родителями было невыгодно: государство платило за мальчиков до пяти лет 10 руб., от пяти до 15 лет — 20 руб., а с 15 лет их засчитывали в рекруты. За девочек — полцены. Дети рекрутов, родившиеся до отсылки отца в военную службу, также оставались у помещика.
Цены на подневольные души со временем росли. Так во времена императрицы Анны Иоанновны крепостной стоил уже 40-50 рублей, а в правление Екатерины II цена души мужского пола возросла до 100 рублей и приблизительно равнялась стоимости молодой лошади.
Самым прибыльным товаром были выросшие красавицами крестьянские дочери, поэтому их чаще всего отнимали у родителей.
«У одной петербургской вдовы, госпожи Поздняковой, недалеко от столицы было имение с довольно большим количеством душ. Ежегодно по ее приказанию оттуда доставлялись самые красивые и стройные девочки, достигшие десяти—двенадцати лет.
Они воспитывались у нее в доме под надзором особой гувернантки и обучались полезным и приятным искусствам… танцам, и музыке, и шитью, и вышиванью, и причесыванию и др., так что дом ее, всегда наполненный дюжиной молоденьких девушек, казался пансионом благовоспитанных девиц. В пятнадцать лет она их продавала с небывалой наценкой: наиболее ловкие попадали горничными к знатным дамам, наиболее красивые — к светским развратникам в качестве любовниц.
И так как она брала до 500 рублей за штуку, то это давало ей определенный ежегодный доход».
Следствие такой практики явилось огромное количество бастардов - одна из наиболее характерных примет эпохи 18-19 веков. Особенно впечатляет едва ли не гоголевская история о некоем бравом гвардейце, приведенная в исследовании «Россия крепостная. История народного рабства» у историка Бориса Тарасова:
«Все решили, что славный гвардеец надумал превратиться в провинциального помещика и заняться сельским хозяйством. Однако вскоре стало известно, что К. распродал все мужское население усадьбы. В деревне остались только бабы, и друзьям К. было совершенно непонятно, как с такими силами он собирается вести хозяйство. Они не давали ему прохода с расспросами и наконец вынудили рассказать им свой план. Гвардеец сказал приятелям: «Как вам известно, я продал мужиков из своей деревни, там остались только женщины да хорошенькие девки. Мне только 25 лет, я очень крепок, еду я туда, как в гарем, и займусь самоличным заселением земли своей. Через каких-нибудь десять лет я буду подлинным отцом нескольких сот своих крепостных, а через пятнадцать пущу их в продажу. Никакое коннозаводство не даст такой точной и верной прибыли».
Кровь стынет в жилах от такого🥶🥶🥶
Газеты во всех крупных городах пестрели объявлениями о продаже крепостных, как правило семьями, но и не исключали продажу по отдельности. Наличие нелегальных рынков в городах было повсеместно, где производили продажу, обмен живого товара.
При продаже целыми селами с землей стоимость немного снижалась, так как женщины в счет не шли. За них подушная подать не платилась ну и за опт традиционно платили меньше. Поэтому самым выгодной сделкой была продажа крепостных крестьян поштучно.
Отдельной строкой шла продажа молодых крестьянских девок на вывоз заграницу, что было официально запрещено. Рынок это был нелегальный, полностью «чёрный», но пользовавшийся большим спросом. В основном молодых привлекательных девушек славянской внешности продавали в гаремы стран ближнего востока и Османской империи.
На ежегодной Урюпинской ярмарке этим занимались армяне, и видно не без прикрытия правоохранительных органов, так как огромные барыши имели все.
Самыми дорогими рынками русских подневоьных людей были рынки живым товаром в Питере и Москве. Именно поэтому все помещики стремились продать крепостных на нелегальных невольничьих рынках этих городов.
Стоимость крепостных артистов частных театров доходила до 5000 рублей - небывалых для мерок 18-19 века денег!. В 1806 году даже государство поучаствовало в торговле крепостными, купив у помещика Столыпина труппу крепостных артистов за 32000 тысячи рублей для императорского театра.
Такая практика продержалась даже после отмены крепостного права, когда уже крестьян удерживали долги перед помещиком, или угрозы расправы, так как дав свободу, низшему сословию не дали никаких средств для жизни и многие оставались при помещиках.
«В его доме находятся две цыганки и семь девок … и живет с ними как с женами; первые обязаны были учить девок пляске и песням. При посещении гостей они составляют хор и забавляют присутствующих.
Обходится с девками князь Гагарин так же жестоко, как и с другими, часто наказывает их арапником. Из ревности, чтобы они никого не видали, запирает их в особую комнату; раз отпорол одну девку за то, что она смотрела в окно».
Так об этой безнравственной ситуации писал современник Барон Врангель
Читая эти строки поневоле начинаешь радоваться, что живешь в нынешнее время, а не пару тройку веков назад, во времена, когда цивилизация, казалось бы, уже вовсю вступила в свои права, но лишь на бумаге.
Всегда ваша Морозова 💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте
Видео и ролики канал NUUM
https://nuum.ru/channel/OtMorozova