Найти тему

Почему нынешний пятиклассник не может разгадать загадку для дошкольника?

Оглавление

Я частенько пишу о том, какие у меня распрекрасные дети: спортивные, красивые, умные, ответственные и самостоятельные… Но сегодня я решила добавить ложку дёгтя во всё это и поделиться с вами одним не самым приятным открытием. 

Мучение вместо развлечения

Итак, мои старшие девочки уже не первый год просят в честь дня рождения устроить им дома игру «12 записок» (только у нас количество записок равно количеству исполнившихся лет). В каждой - загадка про предмет, имеющийся в квартире. Соответственно, в нем и спрятано следующее послание с загадкой. 

К каждому заданию, конечно, прилагается маленький презент (заколки, наклейки и тп).

В этом году девчонки в свои дни рождения были на спортивных сборах, а потому данный квест им предстояло проходить уже по приезде. Обеим в один день. 

На сборах. Старшенькая
На сборах. Старшенькая

Всего мною было подготовлено 19 записок (11+8 по количеству лет), но они были не общими, а у каждой свои. 

Я не стала сильно запариваться с посланиями: нашла в интернете загадки про предметы быта и распределила по листочкам. 

Загадки с рифмованным ответом я отметала сразу (это уж совсем для трёхлеток), а вот обычные оставляла практически все из попадавшихся. Задания, где ответ был очевиден (как мне казалось) я писала младшей дочке, а посложнее и заковыристее оставила для старшей (впрочем, и у нее попадались элементарные загадки). 

Так вот… Накануне мы с мужем примерно час раскладывали эти записки с презентами по всему дому (клеили, привязывали, запихивали), а на следующий день поехали забирать дочек. Домой мы должны были вернуться примерно в 15-30. Я подумала - за полчасика каждая из девочек с загадками справится точно, а значит, можно к 17-00 позвать бабушку с дедушкой на тортик… На том и порешили. 

Девочки вызвались проходить квест по очереди. Начали с младшей. Она получила первую записку прямо на пороге квартиры. И тут началось самое ужасное интересное… 

«Что же это может быть?»
«Что же это может быть?»

Первую загадку восьмилетняя Таисия разгадывала минут 20… Мы были в шоке, если честно. Мало того - старшая тоже не сразу поняла, что за предмет является ответом. Чтобы вы понимали, загадка была такой: 

  • «Ей набили мясом рот, и она его жует. Жует, жует и не глотает – Скорей в тарелку отправляет». 

Я подумала: ну ладно, не так часто мы этим пользуемся (особенно в ее присутствии), может, поэтому забылась. Но дальше - больше, как говорится… С трудом ей давались загадки типа: 

  •  Четыре брата под одной шапкой стоят. 
  • В этом маленьком предмете Поселился теплый ветер.
  • Этот глаз — особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет самый точный ваш портрет. 
  • В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу.

И тд и тп… Я уже с ужасом предвкушала, как будет разгадывать свои послания старшая дочь, потому что даже загадками сестры она порой озадачивалась на несколько минут, а ее саму ждали загадки с еще более образным описанием. Боялась я не зря. Некоторые стихотворные задания поначалу вводили Пелагею в полный ступор:

  • Что всё разворачивает,но само не двигается? 
  • Сами верхом, а ноги за ушами.
Это она пытается отгадать, у чего возле тела уши, а головы нет…
Это она пытается отгадать, у чего возле тела уши, а головы нет…

Квест, одним словом, затянулся почти на два часа, и последние задания старшая выполняла уже при пришедших бабушке и дедушке (хотя они даже немного задержались). Слава Богу, все загадки все-таки были разгаданы девочками самостоятельно, но ведь когда я их искала, я, конечно, не рассчитывала на то, что это будет настолько трудным испытанием. Скорее, наоборот, думала, не слишком ли просто им достанутся различные презенты и будет ли им вообще интересно их добывать.

Кто виноват и что делать?

Это я всё к чему?

Я всегда считала своих девчонок отнюдь не глупыми (притом, это было не субъективным мнением - их постоянно выделяли и в садике, и в школе, и на дополнительных занятиях).

Вот. На вид вроде умненькие, да ведь?😊
Вот. На вид вроде умненькие, да ведь?😊

Почему же они не смогли быстро справиться с элементарными, соответствующими (казалось бы) их возрасту загадками? 

Проанализировав всё это, я нашла следующие причины: 

  • у современных детей слишком много хороших игрушек. Им не надо придумывать, из чего смастерить кассу для магазина, чем заменить игрушечные деньги, во что нарядить куклу и куда положить спать медведя). За них всё сделала современная «индустрия детства». Всё горит, светится, разговаривает, ездит и открывается. Это радует детей и упрощает жизнь родителям, но напрочь убивает фантазию и не позволяет иначе взглянуть на привычные вещи. (В системе подготовки актеров есть такой тренинг: ученику дается какой-то предмет (мяч, карандаш), а он должен придумать, на что он похож, и показать небольшую пантомиму: побрызгаться мячиком, как духами, или ловить рыбу карандашом. Моя педагогическая практика показывает, что современным детям это задание дается не просто: 2-3 предмета они могут придумать довольно легко, а потом всё - до свидания, воображение!)
  • вторая причина: бедность лексикона (детям порой непонятен смысл некоторых слов в тех же загадках). Опять же, из педагогической практики: многие 11-классники не могут написать хорошее сочинение, потому что мыслят категориями «понравилось-не понравилось», «жестокий-добрый». Я уже молчу об уместном использовании фразеологизмов и понимании метафор. Даже отличники и хорошисты не знают (или не очень точно понимают) значения некоторых простых выражений («умудрился», «отождествлять», «зиждиться»). Да, слова устаревают, язык меняется, но на смену старым словам не всегда приходят равноценные новые, не все из них могут полностью заменить некоторые архаизмы. Поэтому нам наряду с современными прекрасными произведениями необходимо глубже знакомить детей именно с классикой (наша шестилетняя Дуся, к слову, некоторые загадки в этом праздничном квесте отгадывала быстрее старших - она много читает, слушает сказки Пушкина и тому подобное, поэтому, видимо, у нее более сильно развито абстрактное мышление и она немного больше знакома с языком). 
  • третья причина: бесконечные короткие видео, которые смотрят современные дети. Суть клипового мышления в том, что там всегда есть быстрый эффект: не нужно сосредотачиваться, подключать логику и критический ум. «Нажми на кнопку-получишь результат», как пелось в одной попсовой песенке из 90-х. 
  • я не беру в расчет нынешнюю систему образования (у меня в этой области много вопросов), но и внешкольные мероприятия сейчас в основном направлены лишь на развлечение детей, а не на их развитие. Даже современные квесты - это больше про шоу (залезь в коробку с пауками, намажься краской и тп), чем про испытания. Театром сейчас тоже часто называют те места, где просто весело, шумно, много ярких костюмов и спецэффектов. В то время как театр - это вообще о другом! Приходя на настоящие спектакли, дети должны сопереживать, фантазировать, думать, а не просто развлекаться. А сейчас зачастую получается так - в театр дети ходят часто (с классом, например), и родители спокойны - дети культурно развиваются, а театра при этом дети на самом деле и не видят…

Короче говоря, после этого домашнего квеста я не на шутку «загналась»… Несмотря на то, что все вышеперечисленные пункты нами посильно контролируются (мы почти не покупаем современные игрушки, много читаем, играем семьей в разные игры на воображение, не зависаем надолго в телефонах и фильтруем культурный досуг), я поняла, что если мы хотим вырастить людей с развитым критическим мышлением, профессионалов в своем будущем деле, то надо уделять всему этому еще больше внимания. Ведь фантазия и творческий подход необходимы абсолютно в любой сфере! 

Кстати, вам удалось отгадать наши детские загадки? Или тоже «подвисали»? А ваши дети справились бы с ними?  

Подписывайтесь на канал и читайте другие статьи: