На вторичном рынке автомобилей происходит существенное изменение предпочтений покупателей. Спрос на подержанные китайские автомобили, например, Geely, Chery и Lifan, продолжает расти. Однако вопрос надежности таких машин остается актуальным. В этой статье мы попытаемся разобрать главные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы подержанных «китайцев», и узнать мнение экспертов.
Популярность вторичного рынка автомобилей из Китая
В последние годы китайские марки автомобилей уверенно вошли на российский рынок. По данным агентства «Автостат», с января по апрель 2024 года спрос на подержанные китайские автомобили вырос на 52%. За период с января по июль 2024 года этот показатель увеличился на 21,7%. Наибольшей популярностью пользуются марки Geely, Chery и Lifan.
Несмотря на растущую популярность, многие автолюбители задаются вопросом: стоит ли покупать подержанную машину, особенно китайского производства? Давайте разберемся в основных проблемах, с которыми можно столкнуться.
Коррозия кузова: проблемы не исчезли?
Главная проблема, которая вызывает опасения у автолюбителей, это коррозия кузова. Воспоминания о ржавеющих через три-пять лет китайских автомобилях Lifan, Chery и Brilliance до сих пор свежи у многих владельцев. Эксперты уверены, что, несмотря на улучшения последних моделей, проблема остается актуальной.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, утверждает: «Ключевая проблема — это качество металла. Все, что связано с коррозией, — бич таких автомобилей. Мы видим, что они гниют, гниют даже новые».
Автоподборщик Никита Бетман, сооснователь проекта СтопХлам ЦФО, подтверждает эти опасения. «Смотрели Geely Coolray с пробегом 25 тыс. км, и у него уже, где идет спойлер и где накладки пластиковые по порогам, краска облупляется», — делится он.
Несмотря на то, что новые китайские автомобили теперь проходят оцинковку, пользователи и эксперты не уверены в долговечности такого решения.
Подвеска: слабое звено китайских автомобилей
Еще одна проблема, с которой сталкиваются владельцы подержанных китайских автомобилей, — это ненадежная подвеска. По словам автоподборщика Никиты Бетмана, «чаще всего ломаются на китайцах именно элементы подвески и рулевого управления: лопаются пружины, стучат рулевые наконечники».
Эксперт отмечает, что многие недочеты допущены еще на этапе проектирования и сборки автомобилей: «Автомобили изначально не предназначены для плохих дорог и российских условий». Это особенно актуально для условий эксплуатации на российских дорогах, что приводит к быстрому износу деталей подвески.
«По подвеске проблемы начинаются в среднем на 25–40 тыс. км пробега», — поясняет Бетман. Владельцы автомобилей, эксплуатирующие свои машины на плохих дорогах, могут столкнуться с поломками еще быстрее.
Двигатели и трансмиссии: что ожидать?
Хотя основные проблемы с подвеской и коррозией все еще на повестке дня, нельзя игнорировать вопросы надежности двигателей и трансмиссий китайских автомобилей.
Многие подержанные китайские автомобили имеют двигатели, изготовленные с использованием инновационных технологий. Однако качество этих двигателей может варьироваться. Нередко владельцы жалуются на непредвиденные поломки и высокий расход масла.
Проблемы с трансмиссиями также не редкость. В некоторых моделях можно столкнуться с трудностями в переключении передач и быстрым износом сцепления. Ремонт таких узлов может быть дорогостоящим и требует наличия оригинальных запчастей, которые не всегда доступны.
Электроника и оборудование
Китайские автомобили часто укомплектованы большим количеством электроники и дополнительного оборудования. Однако качество таких компонентов иногда оставляет желать лучшего. Неисправности электроники могут проявляться в самых неожиданных моментах и создавать проблемы для владельцев.
Некоторые владельцы также жалуются на ненадежность мультимедийных систем и навигационных блоков. Эти устройства могут выходить из строя без явных причин, что также добавляет затрат на ремонт и замену.
Стоимость обслуживания и ремонтопригодность
Несомненно, одним из решающих факторов при выборе подержанного автомобиля является стоимость его обслуживания и ремонтопригодность. Китайские автомобили в этом плане могут быть как выгодным, так и проблематичным выбором.
Никита Бетман отмечает, что многие детали для китайских автомобилей можно достать без особых затруднений, так как на рынке представлены как оригинальные компоненты, так и аналоги. Однако стоит учитывать, что качество таких запчастей может быть разным, что влияет на долговечность и надежность автомобиля.
Антон Шапарин добавляет: «На рынке вторичных запчастей могут встречаться и контрафактные детали, что также требует внимательного подхода при их выборе».
Современные двигатели: турбомоторы под вопросом
Силовые агрегаты современных китайских автомобилей вызывают множество опасений у специалистов. Из-за высокотехнологичных решений и комплектаций с турбированными моторами, алюминиевыми блоками, фазовращателями и непосредственным впрыском владельцы попадают в ситуацию, когда простая и надежная "механика" становится редкостью.
Никита Бетман, автоподборщик и сооснователь проекта СтопХлам ЦФО, поделился наблюдениями: «На китайских автомобилях с турбомоторами часто выходит из строя ТНВД (топливный насос высокого давления)». На своем опыте он столкнулся с такой поломкой на новой машине Haval Jolion с пробегом всего 800 км. По его мнению, проблема кроется скорее в российском топливе, чем в самих силовых агрегатах. Он добавляет: «Заливают 92–95-й некачественный бензин и потом останавливаются на трассе. Если заливать плохое топливо, то мотор быстро даст о себе знать».
Хотя турбомоторы сами по себе не являются приговором, стоит учитывать качество заливаемого топлива. По оценкам Никиты, при использовании качественного 100-го бензина ресурс мотора может достигать 200 тыс. км.
Трансмиссии: подводные камни
Что касается трансмиссий, здесь тоже есть о чем подумать. Преселективные «роботы» и вариаторы изначально имеют относительно невысокий ресурс, что может вызвать проблемы в долгосрочной перспективе. Изредка на рынке встречаются модели с классическим «автоматом», который потенциально может прослужить дольше.
«Перед покупкой автомобиля нелишним будет ознакомиться с техническими нюансами. Например, на Geely Monjaro коробка передач аналогична той, что установлена на Tugella, при этом последний на 300 кг легче. Возможно, это может сказаться на ресурсе агрегата», — поясняет Бетман.
Ремонт подержанных «китайцев»: дорого и медленно
Еще один важный аспект, который нужно учесть при покупке, — это ремонтопригодность и стоимость обслуживания. Специалисты отмечают, что ремонт китайских автомобилей может стать настоящим испытанием для владельцев. Особенно это касается кузовных элементов.
«Что касается кузовных элементов, то это очень-очень дорого, и эти элементы идут напрямую из Китая. Люди, попавшие в ДТП, ждут в очередях на ремонт по полгода–году, притом, что есть гарантия и каско. Все парковки забиты машинами — кузовных деталей нет», — пояснил Никита Бетман.
Электроника: слабое звено
Электронные системы китайских автомобилей также не всегда готовы к российским условиям эксплуатации. Владельцы часто жалуются на «глючащие» приборные панели и сигнализации. Это создает дополнительные проблемы и расходы на ремонт.
Выгодно ли брать подержанного «китайца»?
Относительно низкая стоимость китайских подержанных машин привлекает многих покупателей. Однако стоит учитывать подводные камни такой покупки.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, объясняет: «Ситуация проста: нужно понимать, что автомобили, которые приезжают из Китая к нам, — это довольно дешевые автомобили, и поэтому надеяться на то, что они будут хорошими, на уровне премиальных "немцев", за цену которых их продают, не стоит».
Никита Бетман добавляет: «Китайцев» берут не потому, что это классные, интересные машины, а просто потому что альтернатив сейчас нет». Низкая первоначальная стоимость покупки может обернуться гигантскими чеками при последующих ремонтах, что делает машину не такой уж и бюджетной. Переплачивая за условного «японца», мы экономим на эксплуатации, поясняет Бетман.
Важный нюанс: разные автомобили из Китая
Однако не все китайские автомобили одинаковы. Премиальные модели, такие как BYD, Zeekr и Voyah, имеют гораздо меньше проблем с качеством и надежностью. Эти автомобили предлагают более высокий уровень комфорта и надежности, что делает их интересным выбором для тех, кто готов инвестировать в качественный подержанный автомобиль.
На противоположной стороне спектра находятся дешевые китайские модели, многие из которых даже не представлены на внутреннем рынке Китая. Эти автомобили, по словам Бетмана, «идут в страны третьего мира и по качеству плюс-минус одинаковые». Вопросы качества здесь стоят особенно остро.
Заключение
Покупка подержанного китайского автомобиля требует внимательности и осторожности. Кузовные проблемы, ненадежная подвеска, возможность поломок двигателей и трансмиссий, дороговизна и сложность ремонта — все это нужно учитывать при выборе. Однако премиальные китайские модели могут стать достойной альтернативой, если вы готовы инвестировать в качественный автомобиль.
В конечном итоге, выбор остается за вами. Подержанный китайский автомобиль может стать надежным спутником, если подойти к покупке с умом и тщательно оценить все риски. Проведите детальную диагностику, обратитесь к специалистам и принимайте решение, основываясь на качественной информации.
Помните, что каждая покупка автомобиля — это инвестиция. Чем тщательнее вы подходите к выбору, тем больше шансов, что ваш автомобиль будет радовать вас долгие годы, несмотря на страну его происхождения.