Найти в Дзене

7 интересных фактов про ГЭТ Самары и Самарской области

Оглавление
Источник: https://transphoto.org/photo/13/68/23/1368239.png
Источник: https://transphoto.org/photo/13/68/23/1368239.png

1. Самара входит в семёрку российских городов с полным ГЭТ-комплектом

То есть с наличием одновременно трамвая, троллейбуса и метрополитена. Другие города данного списка, напомню: Москва (да, троллейбус в Москве хоть и декоративный, но всё-таки есть), Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург.

Источник: https://transphoto.org/photo/01/76/34/176340.jpg
Источник: https://transphoto.org/photo/01/76/34/176340.jpg

2. Самарский трамвай и самарский троллейбус были запущены в военное время

Только трамвай был открыт в период Первой мировой войны (1915 г.), а троллейбус - в Великую Отечественную (1942 г.)

Источник: https://transphoto.org/photo/05/79/60/579601.jpg
Источник: https://transphoto.org/photo/05/79/60/579601.jpg

Источник: https://transphoto.org/photo/10/62/21/1062211.jpg (фотография 1949 года, более ранних не нашёл)
Источник: https://transphoto.org/photo/10/62/21/1062211.jpg (фотография 1949 года, более ранних не нашёл)

3. Самарская троллейбусная сеть - старейшая в России из непрерывно действующих

Троллейбусы Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Ростова-на-Дону, Сталино (Донецка) были открыты раньше, но во время войны их работа прерывалась.

Источник: https://transphoto.org/photo/00/49/56/49567.jpg
Источник: https://transphoto.org/photo/00/49/56/49567.jpg

4. Самый длинный и самый короткий в России внутригородские троллейбусные маршруты тоже работают в Самарской области

Самый длинный - 18-й маршрут тольяттинского троллейбуса.

Фото автора
Фото автора

Самый короткий - 10-й маршрут самарского троллейбуса.

Фото автора
Фото автора

5. Самарская область - один из самых троллейбусных регионов в России

Если бы ещё сызранский троллейбус остался жив, то у нас было бы 4 троллейбусных города, и мы бы вышли на второе место. Наряду с Республикой Крым (Симферополь, Алушта, Ялта, Керчь).

А лидер по России - Донецкая Народная Республика, где 5 действующих троллейбусных систем (Донецк, Горловка, Макеевка, Харцызск, Мариуполь). Бог даст, прибавятся со временем ещё Славянск и Краматорск.

А так мы сегодня на третьем месте. У нас 3 троллейбусных города (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск). Также по 3 города с троллейбусом имеют Ростовская область (Ростов-на-Дону, Волгодонск, Таганрог), Саратовская область (Саратов, Балаково, Энгельс), Кемеровская область (Кемерово, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий), Московская область (Видное, Подольск, Химки), Краснодарский край (Краснодар, Армавир, Новороссийск).

Новокуйбышевский троллейбус. Фото автора
Новокуйбышевский троллейбус. Фото автора

6. В январе 2008 года Самарскую область накрыл аномальный снегопад. Работа общественного транспорта в городах была практически парализована

Источник: https://transphoto.org/photo/00/45/59/45596.jpg
Источник: https://transphoto.org/photo/00/45/59/45596.jpg

С большим трудом вывозили (во всех смыслах) трамваи. И, конечно, метрополитен, которому снегопады были нипочём. Жалко только, что метро у нас не охватывает весь город…

Немного истории - полностью погрузиться в те дела давно минувших дней можно здесь. А в статье дадим только небольшую выдержку из заметки:

"Автомобилей на улице практически нет. Объясняется это очень просто: большинство автомобилистов банально не смогло выехать со стоянок и из дворов, т.к. все завалено снегом. Многие, видя свою машину заваленной снегом по окна, даже не пытались выехать, а сразу шли пешком. Поскольку машин мало, каких-то глобальных пробок в городе нет, но зато почти все обочины улиц (а кое где и посередине) заставлены брошенными застрявшими автомобилями. К тому же, поскольку проезжую часть не чистят, автомобили повсеместно застревают в снежно-ледяной каше.

Общественный транспорт с нагрузкой не справляется совершенно. Практически полгорода идет пешком по узеньким тропинкам. Опаздания на работу достигают трех часов. Многие из тех, кто живет на окраинах, вообще не поехали.

Маршруток на улице очень мало, видимо частники решили вообще не выезжать в такую погоду. Те Газели, которые все же выехали, забиты в мясо - по 20-30 человек в салоне.

Муниципальный транспорт работает лучше. Насчет троллейбусов я лично не видел, но по ТВ показывали очереди из стоящих троллейбусов, они просто не могли объехать в некоторых местах. Поэтом вполне возможно, что ТТУ распорядилось убрать троллейбусы с улиц (по ТВ об этом тоже говорилось).

Трамваи, хоть и с перебоями, работают. Другое дело, что в них влезть практически невозможно. В час пик забиты "в мясо" абсолютно все. Причем в любую сторону, и в центр и из центра. Было много и сбоев движения, но больше всего не из-за аварий, а из-за застрявших на путях автомобилей. В центре города проехать можно только по трам.путям, т.к. они более-менее расчищены, а проезжая часть нет. Слухи о расцеплении систем и полном закрытии движения после 5 часов вечера являются вымыслом.

Мунципальные автобусы на общем фоне тоже работают неплохо. Но они тоже забиты вхлам и, как в старые добрые времена, когда не было маршруток, проезжают остановки. То есть останавливаются метров за 50 только на высадку. К тому же на улицах с большим уклоном автобусы часто буксуют. Я сам лично сегодня вытаклкивал МАЗ-103 41-го маршрута на Полевой. Кроме меня его толкали еще человек 15. А еще человек 15 снимали этот процесс на фото и видео :-) Также принимал участие в вытакливании нескольких легковушек, заблокировавших автобусное и трамвайное движение.

Метро сегодня популярно как никогда. Многие самарцы сегодня наконец-то узнали, где же все-таки находится станция "Российская" :-) Насчет того, что оно якобы несправляется с пассажиропотоком, это явное преувеличение. Просто по сравнению с обычной погодой, сегодня пассажиров в 2-3 раза больше. Начальник метрополитена Плетнев пообещал с 1 февраля запустить шестой поезд и тем самым уменьшить интервалы до 7 минут..."

7. Самарский метрополитен стал одним из героев фильма "Метро" (выходил в широкий прокат в 2013 году)

По словам режиссёра фильма Антона Мегердичева (он же снял замечательный фильм "Движение вверх") Самарский метрополитен буквально спас картину, поскольку ни в Москве, ни в Минске договориться о съёмках в метро не удалось.

Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3473288/pub_5f1e67cb6d89d83ccba84582_5f1e6bda1bb64168ac0d7239/scale_1200
Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3473288/pub_5f1e67cb6d89d83ccba84582_5f1e6bda1bb64168ac0d7239/scale_1200
«С 9 по 25 октября прошли съёмки в Самаре. Из-за наличия бетонной пыли большая часть съёмочной группы носила респираторные маски, актёры в перерывах между дублями тоже их носили. На недостроенных в тот момент железнодорожных путях возвели нечто вроде бассейна (чтобы создать эффект затопления) и, поскольку в тот период на станции была очень низкая температура, актёры часто просиживали в нём в перерыве между съёмками (в бассейне для этого нагревали воду). Во время съёмки других водных сцен воду не нагревали и актёры носили под одеждами гидрокостюмы. В массовке были задействованы актёры самарских театров, в том числе в групповых сценах снимались около 800 самарцев.
Елена Панова и Екатерина Шпица в период съёмок узнали, что они обе беременны (дочь Пановой и сын Шпицы родились с разницей в 5 дней), что добавило актрисам различных трудностей: в частности, в сцене, где Алиса пытается затащить в вагон Дениса, которого зажало между дверным проёмом вагона и стеной тоннеля, Шпице пришлось целиком наигрывать все эмоции потуг на лице, потому что какие-либо напряжения брюшного пресса ей были противопоказаны…» (из Википедии)

Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65c26f7306c2fb1851467601_65c2768a03fa71203b5c16c0/scale_1200
Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65c26f7306c2fb1851467601_65c2768a03fa71203b5c16c0/scale_1200

Так что в фильме сверху показана Москва - а метро как раз наше. Те, кто смотрел картину (и не по одному разу, как я), наверное, заметили, что были показаны только фрагменты станций метро. Это чтобы зритель не заметил подмены, ибо в Москве станции метро очень длинные, вагонов на пятнадцать - наши же станции значительно короче, рассчитаны на четырёхвагонный поезд.

Источник: https://museum-crimea.ru/uploads/posts/2017-07/15013260274metro-metro.jpeg
Источник: https://museum-crimea.ru/uploads/posts/2017-07/15013260274metro-metro.jpeg

Автор - Тимофей Михайлов (Самара).

Буду рад, если ещё добавите интересные факты о нашем городском электротранспорте.

Благополучия всем нам - и ему, любимому!