Найти тему

Странная традиция в самолёте: для наших людей норма, а иностранцы поражаются

Оглавление

Старший бортпроводник просит пассажиров приготовиться к посадке. Столики убраны, шторки на иллюминаторах подняты, ремни безопасности пристегнуты. Самолет касается взлетной полосы. В этот момент в салоне раздаются аплодисменты. Пассажиры, как неистовые, начинают хлопать. И только пара человек не ударяет в ладоши. Это иностранцы. Они не понимают, что случилось и вообще что происходит. Традиция хлопать в ладоши при приземлении самолета существует в России и еще нескольких постсоветских республиках. Для пассажиров из других стран это выглядит странно и даже дико. Сегодня разбираемся: когда и зачем пассажиры начали хлопать в самолетах и почему многие, особенно за рубежом, относятся к этому с большим скепсисом.

Овация в самолете. Фото: соцсети
Овация в самолете. Фото: соцсети

Кому предназначена овация?

Большинство пассажиров считают, что аплодируя сразу после приземления самолета, они таким образом благодарят пилотов за выполненную работу. Ведь на время полета каждый пассажир доверил свою жизнь лётчикам.

Впрочем, есть и другая версия того, кому предназначены овации в конце полета и как вообще возникла эта традиция. Один мой товарищ, который начал летать еще в советское время, уверен, что смысл этих рукоплесканий такой: слава Богу, долетели! Пронесло! Он рассказывает, что хлопать в самолетах начали в 1990-е годы, когда после развала советской авиации в отрасли начался беспредел. Самолеты начали падать по самым диким причинам: то пилот усадит за штурвал своего сына (как в случае с гибелью А-310 под Междуреченском в 1994 году, рейс SU593 Москва - Гонконг), то наклюкается перед полетом (как в крушении Боинга-737 в Перми в 2008 году рейс SU821 Москва - Пермь). К сожалению, и позднее подобные случаи тоже происходили. Вот вопиющие примеры:

Пассажиры понимали, что повлиять на это никак не могут. И потому благополучное приземление в пункте назначения воспринималось как счастье. И хлопали. Благодарили небеса.

Третья версия - от психологов. Они говорят, что для многих людей, особенно которые летают редко, отрыв от земли и нахождение в замкнутом пространстве самолета - большой стресс. В этом случае аплодисменты при возвращении на землю - ни что иное как разрядка после длительного напряжения.

Спасибо, что долетели!
Спасибо, что долетели!

Странное спасибо

И все же если спросить наших людей почему они хлопают, основных ответов будет два: потому что все хлопают и чтобы поблагодарить пилотов.

А вот в других странах аплодисменты в конце каждого полета пассажиры, как правило, считают нелогичными. Летчики ведь просто сделали свою работу. Они получают за это зарплату. Что же здесь особенного? Кстати, некоторые из пилотов считают подобные аплодисменты неуместными: они считают, что пассажиры таким образом демонстрируют неуверенность в их профессионализме.

А уже если хлопать, то почему только летчикам? А почему тогда не хлопают машинистам на каждой станции? Или водителям автобусов? Чем они хуже? Риска на дорогах не меньше. Кстати, по статистике попасть в дорожную аварию шансов гораздо больше, чем в авиакатастрофу. Так что водители наземного транспорта, которые довезли пассажиров целыми-невредимыми до конца маршрута, возможно, заслуживают даже большей признательности.

Лайнер после посадки. Фото автора
Лайнер после посадки. Фото автора

Странной выглядит и идея благодарить именно в форме аплодисментов. Самолет - это ведь не театр и не концертный зал. Если хочется отметить работу экипажа, всегда можно попросить книгу отзывов на борту или оставить благодарность на сайте авиакомпании. Это, кстати, гораздо важнее для летного состава. Благодарности и жалобы пассажиров могут повлиять и на выплату премий и на продвижение по службе. Это если действительно хочется сказать спасибо.

Самое любопытное, что пилоты вообще не слышат этих аплодисментов, что делает их попросту бессмысленными. Кабину от салона отделяет бронированная дверь с шумоизоляцией. Летчики общаются с бортпроводниками по внутреннему телефону, а разговоры и овации в салоне могут быть слышны, только если они будут происходить именно в этот момент.

Пилоты в кабине аэробуса
Пилоты в кабине аэробуса

Получается, овацию слышат только стюардессы и стюарды. Может быть, это благодарность им? Но хлопают у нас на всех рейсах, в том числе на тех, где нет вообще никакого обслуживания во время полета (а таких становится все больше), бортпроводников пассажиры видят только при входе, когда проверяют посадочные талоны и при проверке ремней.

"Рано радуетесь"

Иностранцев часто поражает и момент, когда наши люди начинают хлопать в ладоши в самолете - сразу после касания взлетно-посадочной полосы. А ведь это еще не конец полёта. Самолет еще должен затормозить и вырулить к терминалу.

По статистике, посадка является самым сложным этапом полета и именно во время посадки происходит большинство авиационных инцидентов.

Были случаи, когда пассажиры устраивали бурные овации в салоне сразу после того, как лайнер опустился на полосу, а потом он выкатывался за ее пределы и происходило ужасное.

Так что хлопать в этот момент точно рано.

Помните первый советский фильм-катастрофу "Экипаж"? Там очень точно показано то, что момент долгожданного приземления не является концом полета и самые драматичные мгновения могут быть уже на земле - у лайнера оторвало хвост во время торможения. Обратите внимание: в фильме ни в момент касания с полосой, ни после остановки самолета на стоянке никто не устраивает никаких оваций. Уже на земле, выбравшись из горящего лайнера, пассажиры принялись благодарить командира корабля, которого так замечательно сыграл Георгий Жжёнов.

Кадр из фильма "Экипаж", режиссер А. Митта. Киностудия "Мосфильм", 1979 г.
Кадр из фильма "Экипаж", режиссер А. Митта. Киностудия "Мосфильм", 1979 г.

А как у них?

Справедливости ради стоит отметить: нельзя сказать, что в других странах пассажиры вообще никогда не хлопают в самолетах. Это происходит не на каждом рейсе, а только в случае, если пилоты смогли приземлиться в трудных метеоусловиях или после нескольких попыток захода на посадку.

История сохранила такой факт: в США аплодисменты в самолете впервые прозвучали в 1948 году после успешной посадки борта American Airlines в Цинциннати. Лайнеру пришлось долго кружить возле аэропорта из-за неисправности шасси, но рейс был благополучно завершен.

А что делать, если экипаж во время полета ведет себя странно? Недавно я сам стал свидетелем такого случая:

А вы хлопаете в самолете в конце рейса?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel