Найти тему
Dingir-2

Язык Бактро-Маргианской цивилизации найден!

Бактро-Маргианская Цивилизация была открыта относительно недавно в 1970х годах двадцатого века. Это такая древневосточная цивилизация бронзового века как и Древний Египет, Шумер и Элам. Однако в отличие от этих цивилизаций, мы не знаем ничего о языке БМАК, потому не можем говорить о её религии и этнической принадлежности. Однако некоторые исследователи всё же пытаются найти следы языка древней культуры. Одним из таких исследователей является Александр Лубоцкий. Он написал целую статью про язык БМАК. Давайте её рассмотрим.

-2

Для начала скажем что Бактро-Маргианская археологическая культура находилась в Бактрии и Маргиане, то есть в Туркменистане. Таким образом это первая центральноазиатская цивилизация. Здесь были построены развитые города.

-3

Потом на эти земли пришли мигрировавшие с севера индоиранцы. Они представлены культурой Андроново. Они говорили на индоевропейском языке, который вытеснил местную речь фактически оставив её в прошлом. Однако индоиранцы не просто замещали местное население.

-4

Они смешивались с ним, перенимали сельско-хозяйственные приёмы и ремёсла. Соответственно в индоиранской речи появлялись заимствования из Бактро-Маргианской культуры. Автор гипотезы предполагает, что индоиранские слова которые не встречаются в других индоевропейских языках, а именно те которые являются общими для иранской и индоарийской ветви, пришли из языка БМАК. Они не были заимствованы на Ближнем Востоке или в Индии, они пришли из среднеазиатского языка. Так по мысли исследователя индоиранцы заимствовали у местных строительные термины. Отсюда слово *jharmya постоянный дом, *ishtya кирпич, *sikatа песок, гравий. Собственно говоря строительство у местных племен должно быть более развито, чем у пришлых кочевников с севера, недаром южане строили города. Отсюда и слова связанные с водоснабжением как *chat колодец, *yawiya дренажный канал.

-5

Другой лексикой заимствованной индоиранцами являются религиозные термины. Дело в том что у центральноазиатской цивилизации была развитая храмовая система, и верования населявших её могли быть переданы пришедшим им на смену народам. Автор выделяет слова *magha жертва, *atharwan жрец, *uchig жреческая функция, *rshi риши, мудрец в индуизме.

-6

Но самым интересным является что имена богов автор также выводит из БМАК. Речь конечно идёт о богах ведической цивилизации, известных из индийских текстов. К ним автор относит Индру, верховного бога ариев. И хотя он соответствует индоевропейскому Перкунасу, его имя не имеет этимологии. Ещё именами богов являются Чарва и Гандхарва.

-7

Кроме того, заимствовались названия животных такие как *ushtra верблюд, *khara осёл, *kapauta голубь, *jajhuka ёж, *matsya рыба, *warajiha дикий кабан. Верблюды были незнакомым для северян животным, а потому заимствование этого слова кажется несомненным. Изображение этих животных встречается довольно часто на сосудах БМАК. Также на севере не было ослов.

бронзовый топор
бронзовый топор

Городская мода по-видимому также оказывала немалое воздействие на пришлых людей. Реконструируются слова *stuka прическа, *atka- плащ, *pawasta ткань, *daca кайма, *kapara блюдо, *naijis вертел, *wachi нож, *gada булава.

-9

Вот эти термины пришли в индоиранскую речь вместе с миграциями её носителей. Мы увидели исконную среднеазиатскую лексику. Интересно, что Александр Лубоцкий считает что на языке БМАК также говорили в Северной Индии, представители культуры Сват. Таким образом эта культура была весьма распространена и оставила богатый лингвистический след после себя. Читайте также

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Наука
7 млн интересуются