Найти тему
Без музыки совсем не то

Эпохальный альбом 10СС «Sheet Music» 1974 года, по сути, дал творческий старт таким рок-звездам 70-х, как Queen, Sparks, ELO и многим другим

Может, кто не заметил, что именно с 1974 года такие звезды хард-рока и глэма, как Queen, Sparks и ELO резко поменяли свой стиль и заиграли музыку, какую представила на своем альбоме «Sheet Music» 1974 года британская группа 10СС, которая, правда, в свою очередь сама вовсю использовала идеи «Битлов» в целом и Пола Маккартни в частности. Однако Полу Маккартни этот плагиат с его творчества очень нравился, и впоследствии он часто выбирал лидера 10СС Эрика Стюарта в качестве соавтора песен для некоторых своих альбомов. Правда, сами 10СС долго не протянули, и после 10 лет плодотворной работы фактически распались, а то, что они записали позже – это уже было не творчество, а попытка заработать денег на былой славе.

Группа 10CC в 1974 году
Группа 10CC в 1974 году

Музыку британской рок-группы 10CC я впервые услышал в самом начале 80-х, когда вернулся из рядов РККА домой. У меня был товарищ, который обожал всякую попсу, и когда я впервые после дембеля заявился в его домашнюю студию (иначе его квартиру было не назвать), он начал хвастаться цветными фотографиями, которые наделал с некоторых альбомов «новой группы» 10CC, попадавшими ему в руки.

Также он мне поставил на магнитофоне сборник песен, которые он сделал с дисков этой группы, но, так как он был попсовик, то и песни все оказались попсовые. А я ведь был рокер, и меня попса никак мне впечатляла, поэтому я порадовался за своего кореша, но о музыке 10СС сделал для себя определенный вывод – гуано гуаном. На этом мое знакомство с этой группой тогда закончилось.

11 студийных альбомов 10СС и один концертный (1977 г._
11 студийных альбомов 10СС и один концертный (1977 г._

В 70-е годы на наших воскресных «тучах» я 10СС никогда не встречал. Возможно, диски этой группы тогда и крутились среди кого-то, но никакой популярности не демонстрировали, иначе я запомнил бы. Да и в 80-х тоже что-то 10СС не отсвечивали, по крайней мере, их альбомы интересовали только каких-то любителей за невысокую цену. Помнится, я в конце 80-х даже шедевр 10СС «Deceptive Bends» 1977 года не захотел выменивать на замороченный диск Ринго Старра 1977 года. Да и никто бы не поменял.

Виниловый выпуск альбома 10СС «Sheet Music» 1974 г.
Виниловый выпуск альбома 10СС «Sheet Music» 1974 г.

В общем, в СССР эта группа спросом не пользовалась, кстати, не пользовалась она спросом и вообще нигде, даже в своей родной Англии, где даже лучшие альбомы не поднимались выше «золота» (100 тысяч проданных копий). Некоторый успех сопутствовал 10СС в Австралии, где несколько альбомов достигали 300-тысячных продаж, но в основном выше 20 тысяч не поднимались.

А в США – так вообще успеха не было, кроме одного сингла 1975 года, ради которого лейбл Mercury Records подписал группу в свои закрома, выплатив ей 1 миллион долларов. Но в итоге бравые британцы не оправдали надежд прагматичных американцев – продажи в США были такими мизерными, что еле окупали затраты на производство пластинок.

Задняя часть конверта
Задняя часть конверта

Тем не менее, группа оказалась не такой пропащей, как я о ней думал. В начале 2000-х мне попал в руки второй альбом группы – «Sheet Music» 1974 года, я как бы случайно его прослушал и вдруг выпал в очень мощный осадок. Альбом оказался шикарным, причем на высшем мировом уровне, и я удивился, как это я этот диск не слышал раньше.

Еще большее удивление вызвало соображение, почему о его прелестях не отзывался никто из моих знакомых меломанов, которых у меня всегда была огромная куча. Вот, например, «Deceptive Bends» был у всех на слуху очень давно, но хвалебные отзывы о нем были такие же невнятные, как и на музыку тех же «АББы» и «Бони Ем». А на «Sheet Music» не было вообще никаких отзывов.

Лейблы английского выпуска пластинки
Лейблы английского выпуска пластинки

Я как-то написал публикацию о том, что альбом 10СС «Deceptive Bends» - лучший поп-роковый альбом 1977 года. Ссылка на ту публикацию – здесь: «Лучший поп-роковый альбом 1977 года – 10CC «Deceptive Bends». А кто поспорит?». И вот теперь пришла пора написать что-то типа «Лучший поп-роковый альбом 1974 года – 10CC «Sheet Music». А кто поспорит?».

Правда, насчет поп-рока относительно альбома 10СС 1974 года можно поспорить. Он поп-роковый в той же мере, что и альбом Пола Маккартни «Band of the Run», вышедший годом ранее. Возможно, кто-то эту музыку и посчитает поп-роком, но я все же считаю ее экспериментальным арт-роком на твердой прогрессивной основе с очень сильными элементами музыкальной реинкарнации глэма. Очень похожую музыку тогда играл Стив Харли со своей группой Cockney Rebel, но у него был сильный перекос в лирику, тогда как 10СС действовали на грани панка.

Листок-вкладыш в конверт
Листок-вкладыш в конверт

Правда, Пол Маккартни на своем эпохальном творении все же придерживался какой-то арт-роковой классики без особых экспериментов, но музыканты 10СС, ненавязчиво копируя некоторые экстремальные идеи The Beatles, пошли в самый настоящий разнос, замешав в свою музыку кучу самых разных находок других тогдашних рок-групп. Причем это получилось так искусно, что многие из получившихся фишек с огромной благодарностью стали использовать и другие прославившиеся впоследствии группы, например, Sparks, Queen, Electric Light Orchestra и много кто еще. Можно даже сказать, что именно после знакомства с творчеством 10СС эти гиганты рока 70-х круто изменили свои стили и заиграли совершенно другую музыку, в которой влияние 10СС прослеживается самое что ни на есть прямое.

Вырезка с задней части конверта
Вырезка с задней части конверта

Короче, альбом 10СС «Sheet Music» не нуждается в нахваливании, его просто надо прослушать, чтобы понять, насколько это шикарная, и даже шедевральная музыка. В заключение прилагаю одну раритетную статью об 10СС, которая появилась в журнале «Ровесник» в 2002 году, но больше так нигде в Интернете она и не всплыла, даже в оригинале. И хоть очерк этот несет не так много информации, как хотелось бы, тем не менее, я уверен, что без нее эта моя публикация обойтись не может.

Музыканты, принявшие участие в записи альбома. Сверху - Стюарт и Годли, снизу - Крем и Гульдман
Музыканты, принявшие участие в записи альбома. Сверху - Стюарт и Годли, снизу - Крем и Гульдман

~ Eric Stewart – лидер-вокал, лидер-гитара, клавишные;

~ Lol Creme – лидер-вокал, лидер-гитара, клавишные;

~ Graham Gouldman – лидер-вокал, бас-гитара;

~ Kevin Godley – лидер-вокал, барабаны.

Сторона 1:

1). The Wall Street Shuffle (3:54) «Перетасовка на Уолл-стрит». Лидер-вокал - Эрик Стюарт.

2). The Worst Band in the World (2:49) «Худшая группа в мире». Лидер-вокал - Лол Крем.

3). Hotel (4:54) «Отель». Лидер-вокал - Кевин Годли.

4). Old Wild Men (3:21) «Старые дикари». Лидер-вокал - Эрик Стюарт и Кевин Годли.

5). Clockwork Creep (2:46) «Заводной ползучий». Лидер-вокал - Лол Крем, Кевин Годли, Эрик Стюарт и Грэм Гоулдман.

Сторона 2:

6). Silly Love (4:01) «Глупая любовь». Лидер-вокал - Лол Крем, Эрик Стюарт и Кевин Годли.

7). Somewhere in Hollywood (6:39) «Где-то в Голливуде». Лидер-вокал - Кевин Годли и Лол Крем.

8). Baron Samedi (3:46) «Барон Самеди». Лидер-вокал - Эрик Стюарт и Кевин Годли.

9). The Sacro-Iliac (2:33) «Сакро-Илиакия». Лидер-вокал - Грэм Гоулдман, Кевин Годли и Лол Крем.

10). Oh Effendi (2:49) «О, Эффенди». Лидер-вокал - Кевин Годли и Эрик Стюарт.

Очерк в журнале "Ровесник"
Очерк в журнале "Ровесник"

Журнал «Ровесник», №11, 2002 г.

10СС. ВЕРСИЯ МАККАРТНИ

Автор: Ксения Полина

Сэр Пол утверждает, что единственные наследники The Beatles (в творческом плане, разумеется, по скольку на финансовые лавры «битлов» претендентов предостаточно) - английская группа 10СС.

Сатира и пародия на грани самопародии, ярчайшая мелодия в каждой песне, эффектные аранжировки, тончайшая прорисовка вокальных партий и потрясающая самоуверенность в любом стиле, будь то баллада, блюз или прямолинейный рок-н-ролл, сколько групп подходят под такое описание почерка и манеры? По отдельным компонентам - три («Electric Light Orchestra», «Slade» и «Bee Gees»), сумма же их дает только один правильный ответ: английская группа 10СС. В 70-е и 80-е 10СС были у нас популярны почти как «Wings» Пола Маккартни, а кто помнит их сегодня?

И если сэр Пол память по своей группе содержит в исправности, видимо, с той же целью фирма Universal выпустила сборник 10СС - их тоже не стоит забывать. В 1975-м мистер Маккартни, когда его спросили о правопреемниках «The Beatles», что-то такое бормотал о мелодиях "Slade" и аранжировках "ELO", но вдруг словно очнулся и очень внятно произнес:

«10СС - если и есть группа, способная удивлять слушателя в каждой песне, как это умели мы с Джоном, Джорджем и Ринго, так только 10СС. Они прекрасные мелодисты, сильные аранжировщики и очень остроумные люди, - единственный недостаток 10СС, по-моему, заключается в том, что они пишут отдельные песни, и это превосходные песни, но внятные альбомы из них не складываются».

С диагнозом сэра Пола спорить не приходится, да и нет в том необходимости: 10СС еще прежде «Queen» начали исследовать возможности театрального арт-поп/рока (можно сказать, что именно они и стояли у истоков этого сложнейшего стиля) и преуспели как никто, а то, что не получались из суммы их песен концептуальные альбомы, так это не у них одних. И кто сказал, что 10СС ставили перед собой такую задачу?

Активный период группы пришелся на 70-е годы, в меру сдержанно, но всякий раз весьма достойно 10СС представляли свой стиль в 80-е и 90-е, и по сей день их мелодически совершенные и структурно отточенные композиции не имеют себе равных даже среди ближайших конкурентов по цеху. Они были, пожалуй, единственной группой, чей дебютный альбом (1973 год) состоял исключительно из авторского материала без единой кавер-версии, - и их первый британский хит № 1 («Rubber Bullets») также входил в тот диск.

Эрик Стюарт - гитара, клавишные, вокал, Грэм Гулдмен - бас-гитара, гитара, Кевин Годли - ударные, перкуссия, вокал, Лол Крим - гитара, клавишные, перкуссия, вокал - это классический состав 10СС, в котором не было ярко выраженного лидера, и в этом смысле они представляют собой весьма редкое сегодня явление: это группа, чьей самой сильной стороной было коллективное творчество выдающихся профессионалов, персональный вклад каждого из которых работал исключительно на общее дело, а не на имидж отдельно взятой личности.

Выпущенный весной этого года сборник 10СС «20th Century Masters - The Millennium Collection: The Best Of 10СС» (Universal Music) буквально и наглядно иллюстрирует слова Маккартни об этой группе: самый сильный альбом 10СС - это сборник, составленный из их лучших вещей разных лет. Можно даже уточнить постулат сэра Пола: любой сборник 10СС интереснее самого сильного их альбома! Данный же составлен из трех абсолютных студийных дисков группы («The Original Soundtrack», 1975, «How Dare You!», 1976, и «Deceptive Bends», 1977), одного не столь очевидного («Bloody Tourists», 1978) и одной «сорокапяточной» композиции «Channel Swimmer», а это означает, что при некоторой спорности двух-трех вещей сборника ни одна песня - включая спорные - слушателя не разочарует.

Тем же, кто по привычке оценивает класс исполнителя по его достижениям в хит-парадах и финансовым показателям, следует знать вот что: все студийные и концертные альбомы 10СС имеют в Англии «золото», все сборники - «платину», в том числе и в США.

Три сингла группы возглавляли хит-парад Англии, восемь других входили в Тор 10, еще два достигли Тор 20 в Америке, «The Original Soundtrack» и «How Dare You» добирались до 2-го места в Англии, сборник прошлого года «Hits» был в США пятым, все альбомы 10СС, начиная со второго (исключая третий), входили в британский Тор 10. И, в конце концов, все альбомы состоят из песен, - так ли важно, какое впечатление на утонченного слушателя, вроде сэра Пола, производят пластинки, состоящие из отличных песен?

КОНЕЦ ОЧЕРКА

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Supertramp записали всего три альбома, но это – шедевры мирового уровня. Жаль, что группа больше ничего не создала

Sparks «Kimono My House», 1974 г. ~ мощный залп американской группы в чужой Британии, но провал в родной Америке

Два чуть ли не самых шикарных в истории глэм-рока альбома группы Cockney Rebel, или почему Стив Харли так быстро сдулся

«Paradise Theatre», 1980 г. – самый эпохальный хард-помп-рок альбом от группы Styx

Status Quo «Жирная ложка Ма Келли», 1970 года – этот диск способен поразить любого меломана в самый мозг