В 1970-м году британская рок-группа Status Quo записала свой первый альбом в стиле хард-рок, и с первой же попытки попала сразу в цель. Правда, ни в один известный чарт этот диск всё же не попал, тем не менее, это не мешает мне его считать самым лучшим произведением группы как минимум на начальной стадии ее существования. А если разобраться по существу, то все остальные шедевры «Статусов» очень прочно базируются именно на этом альбоме, так что статус лучшей пластинки группы по праву занимает именно этот релиз, а не последующие.
Мало кто даже из любителей британской рок-группы Status Quo знает, что начинала она под названием The Scorpions. Почему это название было в 1962 году отвергнуто – непонятно, потому что немецких Scorpions тогда еще не существовало. Но вот не срослось, и такое убойное имя для рок-группы два ведущих ее музыканта – Френсис Росси и Алан Ланкастер (гитара, вокал и бас) сменили на The Spectres («Призраки»).
Поиграв несколько лет в стиле тогдашних «Битлов» и «Би Джиз», музыканты почувствовали, что новое название совсем не подходящее для ударной группы, и его сменили на Traffic, но тут последовала неудача другого рода – оказалось, что группа с таким названием уже существует. Пришлось это название опять менять, но далеко от него не ушли, потому что всем нравилось слово «трафик», и потому группа стала называться Traffic Jam.
На видео: клип на песню Status Quo с альбома 1970 года
Все это время группа меняла составы и активно занималась звукозаписью. Так, в 1963 году место барабанщика занял Джон Коглан, а в 1967-м наконец-то появился Рик Парфитт – второй гитарист, и одновременно второй вокалист. Правда, в составе группы присутствовал и пятый член – органист Рой Ланс, но он надолго не задержался и ушел в 1970 году, когда группа начала набирать «обороты». Так сложился классический состав квартета Status Quo, которые взяли это название в августе 1967-го, когда в чартах провалился первый сингл группы Traffic Jam.
Но начало было положено, и в 1967 году новоиспеченная группа Status Quo наконец-то стала зарабатывать деньги, не только на выступлениях, но и на своих граммофонных произведениях. В тот год несколько синглов группы буквально ворвались в чарты, и не только европейские, но и австралийские и новозеландские. Да что там говорить, два сингла даже в американском «Биллборде» добрались до 12-й и 70-й позиций соответственно. Правда, это был первый и последний «виниловый» успех группы в США, так как хотя в Америке пластинки Status Quo и выпускались, но до сегодняшнего дня ни одна из них в тамошних чартах больше не светилась.
Тем не менее, эта группа – одна из самых знаковых во всем рок-мире наравне с Led Zeppelin, Black Sabbath или Pink Floyd, собиравшими в США буквально тонны чартовых «платин». Мало того – Status Quo имеет такие рекорды на музыкальной арене, какие этим знаменитостям и не снились, по крайней мере в Европе, Японии и остальном мире, исключая США, разве что по количеству данных в этой стране концертов. Ну, и количество официально проданных группой альбомов за последние 55 лет составляет более 120 миллионов, что тоже неплохо, хотя, конечно же, в это число входят не только номерные альбомы, но и синглы и сборники.
На видео: выступление группы в 1970 году. На вокале - ритм-гитарист Рик Парфитт
А если бы «Статусы» смогли пробиться в Америке, то наверняка это количество удвоилось бы и даже утроилось. Но вот не срослось у группы Status Quo завоевать американскую публику, и это, конечно же, минус, который, впрочем, на значимость этой группы если и бросает тень, то очень маленькую, почти что микроскопическую. Ведь мы же не будем считать такие группы, как Slade, Sweet или Nazareth какими-то никчемными только за то, что они добились в США слишком маленькой популярности?
Ну ладно, не хочу больше транслировать всякие энциклопедические данные, а расскажу своими словами о самом первом шикарном альбоме «Статусов», возможно даже лучшем за всю их биографию – «Жирная ложка Ма Келли» 1970 года. На иностранном языке это название выглядит так – «Ma Kelly's Greasy Spoon», и как только вы это название где-то увидите, то сразу бегите и слушайте этот диск, неважно, любите вы «АББУ» или «Сепультуру». Это такая пластинка, которая способна поразить в самый мозг даже язвенников и трезвенников, хотя она в свое время не появилась ни в одном черте мира, и не появилась в чартах ни одна песня с нее, кроме двух, которые для альбома писались, но на нем не засветились.
Кратко расскажу как я этот диск услышал, и почему считаю его самым крутым, несмотря на то, что в прошлых публикациях я заявлял, что самые крутые альбомы у «Статусов» совсем другие.
Впервые услышал я Status Quo еще в самом начале своей рок-меломанской «карьеры» в 1976 году. Не помню, что я тогда слушал, но мне эта музыка так не понравилась, что я забыл об этой группе начисто на целых 6 лет.
На видео: песня из альбома Status Quo "Blue for You" 1976 года. На вокале снова Рик Парфитт
В 1982 году, как раз на пути к дембелю из Советской Армии, когда я в Баку заскочил к своей двоюродной сестре, мне ее муж (военный моряк) поставил на магнитофоне альбом Status Quo «Blue for You» 1976 года. И вот, когда я услышал этот альбом, я так заколдобился, словно нюхнул портянку старика Ромуальдыча. Это была поистине шедевральная музыка, которая, по моему тогдашнему мнению, могла дать форы любым «Дип Пёрплам», «Лед Зеппелинам» и даже «Назаретам».
Но когда я уже на гражданке начал прикасаться к другим альбомам «Статусов», они почему-то не произвели на меня никакого впечатления. Например, «Rockin' All Over the World» (1977 г.) и «Whatever You Want» (1979 г.) показались мне такими пресными, а «Picturesque Matchstickable Messages» (1968 г.) - таким дремуче древним, что я снова позабыл о Status Quo, причем на целых 30 лет. Вот так как-то.
И только лет 10 назад я случайно увидел на каком-то сайте рецензию на альбом Status Quo «In Search of the Fourth Chord» 2007 года. В той рецензии писалось, что это якобы музыкальная пародия на Индиану Джонса, а так как я все фильмы про Индиану Джонса обожаю с младенчества, то я решил прослушать и альбомчик, благо на странице той же рецензии он был выложен.
И тут я нюхнул портянку Ромуальдыча во второй раз. Эта музыка была такой зубодробительной, что я немедленно полез на скачивальник и начал качать все альбомы Status Quo подряд. Конечно, наученный горьким опытом, я знал, что дерема у них хватает, и потому сделал так – скачал альбом, прослушал, все негодные песни выбросил, а оставил только годные. И так альбом за альбомом.
Задача выпала мне трудная, потому что к тому времени «Статусы» записали почти 30 альбомов, и все 30 мне предстояло внимательно прослушать и по каждому вынести вердикт.
Ну, как водится, я начал не с начала списка, а с конца, то есть, с альбома 2007 года. По дороге я обнаружил еще несколько шедевров, например, «Heavy Traffic» 2002-го, «Just Supposin'» 1980-го и уже упомянутый мной «Blue for You» 1976-го. То есть только эти альбомы были полностью шндевральными от первой песни и до последней, а все остальные были шедевральными не полностью, а лишь частично. В каких-то альбомах «нормальных» песен почти не было, а был обычный заезженный самоплагиат. Не буду крошить батон на эти альбомы, но и так понятно, что если группа за 45 лет записала 30 полноформатных альбомов, то есть, по одному в полтора года, то, естественно, хотя бы на 50% качественного материала в ее музыке просто быть не может.
Однако и того, что я накачал от «Статусов» годного, стало мне в 1 Гиг отличной музыки на почти 150 песен, а это, согласитесь совсем немало.
Но, приближаясь в дискографии Status Quo к началу 70-х, я еще не знал, что мне доведется нюхнуть портянку Ромуальдыча в третий раз, причем гораздо более основательно, чем первые два раза. Когда я начал слушать пред-пред-последний альбом Status Quo «Ma Kelly's Greasy Spoon» 1970 года, я понял, что совсем не зря занимался всеми этими раскопками. То, что я услышал на этой пластинке, затмило все прошлые достижения группы. Правда, и предыдущий альбомчик – «Dog of Two Head» 1971 года, был неплох, причем в том же ключе, но на нем не было таких шикарных музыкальных откровений, какие я обнаружил на «Жирной ложке».
В общем, когда я закончил слушать это произведение, я понял, что поражен в самый мозг. Это была такая шикарная музыка, которую в том, 1970-м году не выдали даже DP с LZ и BS с Хендриксом. Нет, я не хочу крошить батон на Хендрикса, Осборна, Джона Лорда и Джона Бонэма – на своих инструментах они в своих бессмертных релизах отмочили гораздо круче, чем музыканты Status Quo, тем не менее более зажигательной и абсолютно отвязной музыки как для 1970 года я не слышал ни до этого, ни после.
Короче, все, что я хотел сказать про альбом Status Quo «Ma Kelly's Greasy Spoon», я сказал, а теперь его надо просто послушать, и всё. Вот поезжайте в Киев, и всё, как сказал Паниковский. И сами всё увидите.
На фото с вкладки, которая шла к альбому, состав Status Quo на момент записи альбома.
Слева направо стоят:
Rick Parfitt ~ ритм-гитара и второй лидер-вокал (умер в 2016 году);
Francis Rossi ~ лидер-гитара и первый лидер-вокал (жив, курилка, продолжает тянуть Status Quo по сей день);
Alan Lancaster ~ бас-гитара и кое-какой вокал (умер в 2021 году);
Сидят слева направо:
Roy Lynes ~ клавишные (после этого альбома женится и свалит из группы, но пару раз в 2000-х присоединялся к ней на концертах, кроме того, зарабатывает на хитах Status Quo в австралийской трибьют-группе Statoz Quo как ее клавишник и вокалист);
John Coghlan ~ барабаны (жив, курилка, сегодня является членом группы John Coghlan Band и основателем благотворительного фонда).
Сторона 1:
1). Spinning Wheel Blues (3:21) «Блюз прялки». Шикарный ритм-энд-блюз, совершенно новая музыка для «Статусов» как на 1970 год, потому что два первых их альбома – просто ни то, ни сё, голимая рождественская «битловтщина» и «биджизовщина» без всякого намека на рок-музыку. А тут настоящий R&B, да не простой, а на грани супер-хардового рок-н-ролла, о чем свидетельствуют как минимум пронзительные трели соло-гитары Френсиса Росси а-ля Эрик Клэптон в лучшие свои хардовые годы. Но из Клэптона вокалист как из попа гармонь, а Росси – фронтмен знатный!
2). Daughter (3:01) «Дочь». Шикарный хардовый набросок наподобие тех, которые играли в предпоследние годы «Роллинги», когда сильно поднатуживались. Но этот номер сделан без всякого напряжения, причем настолько убойно, что «Роллинги» нервно плачут в сторонке. Также Ланс знатно зажигает соло на ионике, хоть и слишком коротко.
3). Everything (2:36) «Все». Очень тихая баллада типа тех, которые любили запевать «Битлы» в свое время. На виолончели играет неизвестно кто, история этой информации не сохранила.
4). Shy Fly (3:49) «Застенчивая муха». Шикарнейший рок-н-ролл, комментировать нечего.
5). (April) Spring, Summer and Wednesdays (4:12) «(Апрель) Весна, лето и среды». А это вообще супер – тоже в комментариях не нуждается. Видео на эту песню - в заголовке публикации.
Сторона 2:
6). Junior's Wailing (3:33) «Плач Джуниора». Очередной стандартный блюз, но выполнен на высшем уровне.
7). Lakky Lady (3:14) «Счастливая леди». Еще один блюз на этот раз акустический, и снова шедевр.
8). Need Your Love (4:46) «Хочу твоей любви». Песня-страдание, как раз в стиле Grand Funk Railroad, только с британским блюзовыи уклоном.
9). Lazy Poker Blues (3:37) «Ленивый покерный блюз». Очередной ритм-энд-блюз, снова выполненный на высшем шикарном уровне.
10). Is it Really Me/Gotta Go Home (9:34) «Действительно ли это я / Мне пора домой». А это вообще такой зубодробительный хард, что даже на голову не налазит. Правда, в такой манере в тот год играли многие британские и даже американские (GFR, например) рок-группы, тем не менее, Френсис Росси своим соло показал, что не только Хендрикс умел так зажигать на британских харчах. Видео на эту песню - выше.
Бонусы:
11). Down the Dustpipe (2:08) «Вниз по мусорной трубе». Стандартный рок-н-ролл, тем не менее, выпущенный внеальбомным синглом, он мгновенно стал в Британии и Ирландии хитом, достигнув 12-го места в британских чартах (и 11-го – в ирландских), оставаясь в топ-50 в течение 17 недель. На гармонике играет Боб Янг - один из главных соавторов песен Status Quo долгие годы, можно даже сказать, что все 70-е он был неформальным участником группы.
12). In My Chair (3:34) «В моем кресле». Еще один внеальбомный сингл, добрался в британских чартах до 21-й позиции.
13). Gerdundula (4:10) «Гердундула». Эта песня записывалась для альбома, но на него не вошла, а впервые появилась на сингле вместе с «Down the Dustpipe». Позже была перезаписана, и в более серьезном варианте вошла на следующий альбом Status Quo – «Dog of Two Head» 1971 года.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ STATUS QUO НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Heavy Traffic», 2002 г. ~ убойное возвращение Status Quo на рок-музыкальный Олимп
«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет