Найти тему
Без музыки совсем не то

Sparks «Kimono My House», 1974 г. ~ мощный залп американской группы в чужой Британии, но провал в родной Америке

В 1973-м году американская поп-рок-группа Sparks, не добившись успеха в своей родной Америке, перебралась в Великобританию и записала свой третий по счету альбом «Kimono My House». Этот альбом вышел в Европе 1 мая 1974-го и очень быстро вызвал в Старом Свете самый настоящий фурор, включая Австралию с Новой Зеландией и даже Южную Африку, в которой альбом распродавался не хуже, чем в Европе. Но в США, тем не менее, пластинка хоть и была издана, и даже попала в тамошние чарты, популярности так и не снискала.

Sparks «Kimono My House», 1974 г., американский виниловый выпуск
Sparks «Kimono My House», 1974 г., американский виниловый выпуск

Американская рок-группа Sparks блистала на мировой музыкальной сцене всего два-три года, потом она потеряла популярность, но оставила после себя несколько классических альбомов, по которым потом постигали музыкальную науку множество других популярнейших сегодня артистов музыкального жанра. И первым из этих альбомов, причем самым значительным из них, был диск «Kimono My House» 1974 года.

Да, «Кимоно» - это супер-шикарный альбом, тем не менее, из всей троицы классики «Спарксов» для меня он менее интересный. Нет, я не говорю, что он не интересный, повторяю – он супер-шикарный, но есть альбомы еще более супер-шикарные – это «Propaganda» (1974 г.) и «Indiscreet» (1975 г.). Однако про эти два альбома я уже написал обзоры (ссылки – ниже), а про «Кимоно» - нет. Поэтому сейчас надо петь оды и закидывать претензии именно ему.

Так получилось, что «Kimono My House» я нормально прослушал уже после того, как хорошо ознакомился с десятком альбомов группы 70-80-х годов. У нас на «туче» эта пластинка была очень редкая, причем настолько редкая, что я ее до начала 90-х ни у кого на руках вообще не видел, да и записей этого альбома у моих знакомых меломанов не было. Зато когда наступила эпоха CD, и китайские и болгарские компакты нормального качества стали стоить как кассеты в советских магазинах, появилась возможность прослушать практически все, что ранее было дефицитом.

Пластинка с конвертом и вкладкой
Пластинка с конвертом и вкладкой

Вот я и прослушал «Кимоно», и почему-то совершенно не вдохновился услышанной музыкой.

Конечно, этот альбом был очень серьезным, вернее, совершенно кардинальным изменением музыки группы в сравнении с ее первоначальным «американским» периодом. Если первые два альбома, записанные дуэтом братьев Маэлов в США с американскими гитаристами и барабанщиком, представили какой-то сырой и невзрачный, по сути, интересный только самым яростным фанатам, материал совершенно не профессионального свойства, то новый альбом, записанный в Великобритании с английскими музыкантами, просто потряс. Это был убойный поп-арт-рок на мощной хардовой основе, и он мгновенно стал очень популярным в Европе.

Но меня альбом не потряс, потому что я уже был знаком с лучшим творчеством «Спарксов», и это творчество совершенно отличалось от «Кимоно». Я имею в виду три последующих альбома, кстати, и альбомы группы 1981 и 1982 годов «Whomp That Sucker» и «Angst in My Pants», сделанные в стиле «новой волны», меня впечатлили больше.

Передняя и задняя стороны конверта
Передняя и задняя стороны конверта

Дело в том, что «Kimono My House» сделан скорее на хайпе, на риффах и общих мотивах, а музыкальная концепция каждой песни, кроме некоторых, мне была совершенно непонятной. У меня сложилось впечатление, что музыканты «вытянули» эти песни из джемов, основанных на строго определенном риффе и записали их не отходя из кассы прямо вживую. Таким образом после прослушивания альбома создается впечатление, что это одна большая песня, вернее, многочастная сюита на одну и ту же музыкальную тему.

Лейблы винилового выпуска - голландский, английский, немецкий и американский
Лейблы винилового выпуска - голландский, английский, немецкий и американский

Впоследствии я попытался слушать этот альбом не одним махом, а частично. То есть, я скачал пять классических «Спарксов» 1974-1977 годов из Интернета и поделил их на части, каждый раз прослушивая новый набор песен в виде импровизированных сборников. Так вот, по раздельности, вкупе с другими, каждая песня из «Кимоно» шикарна, а вот, собранные в единый альбом, они как-то не выстреливают. По крайней мере, в моем понимании, потому что у меня есть друзья-меломаны, которых этот альбом впечатляет достаточно сильно, хотя многие все же признают, что два последующих альбома – сильнее.

Внутренний конверт для пластинки
Внутренний конверт для пластинки

Итак, альбом «Kimono My House» в целом представляет очень сильно выпяченный, прямо-таки мажорный арт-рок, тогда как последующая «Пропаганда» разлинована в более скромном поп-роковом ключе, но с гораздо более разнообразным трек-листом.

Альбом «Indiscreet» - так тот вообще арт-поповый частично в авангардном стиле.

Продолжая линию дальше, можно охарактеризовать и «Big Beat» - конкретный хард-рок с небольшим налетом пауэр-попа и арта.

Ну и пятый из этой серии классики – «Introducing Sparks» - это чистый поп-рок, по мощности и креативу не дотягивающий до представленных мной четырех творений, но я его ценю за довольно неплохие мелодии и просто приятные аранжировки, американской коммерцией не сильно испорченные. По крайней мере, любая из его песен прекрасно вписывается в любой сборник, надерганный из альбомов 1974-1977 годов, в отличие от песен предыдущих и последующих дисков.

Таким образом «Kimono My House» стал как бы клише, по которому создавались последующие, более разнообразные рок-альбомы вплоть до 1978 года, когда этот чисто роковый период группы завершил сборник «The Best Of Sparks». И поэтому не стоит концентрировать внимание на различиях между «Кимоно» и последующими альбомами, лучше искать в них общее, как бы трудно это не было, потому что братья Маэлы – это музыканты совсем непростые, и они постоянно искали какие-то новые формы даже в рамках единого стиля. И вот, начав с очень простого по музыкальной линии «Kimono My House», они выудили из него впоследствии множество очень интересных идей, на которых построили свои новые произведения, пока не решили соскочить на диско, а потом и на «волну».

Ну ладно, не будем о плохом, а будем о хорошем. «Kimono My House» - первый альбом «Спарксов», который вообще засветился в каких-либо чартах. Выйдя в Великобритании 1 мая 1974 года, он чуть было не возглавил местные чарты, добравшись до 4-й позиции и уже к сентябрю того же года распродавшись в количестве 100 тысяч экземпляров. Он попал даже в чарты США, возглавив вторую сотню US Billboard 200 (101-я позиция). Правда, следующий альбом «Propaganda» улучшил эти позиции в Америке чуть ли не вдвое, но в Англии наоборот, ухудшил, причем тоже чуть ли не вдвое, однако, невзирая на большую популярность «Пропаганды» на американском рынке, по продажам он «Кимоно» все же не перегнал, поэтому «Кимоно» остается самым коммерчески успешным произведением группы.

И поэтому совсем непонятно, почему в СССР «Пропаганды» навезли очень много, в результате чего на «тучах» она не являлась дефицитом, и цены на нее были очень даже вменяемыми, тогда как гораздо более массовый по выпуску «Кимоно» был настолько редким, что даже получил у нас статус культового альбома.

Но, как бы там ни было, а время расставило все на свои места, поэтому я не хочу больше крошить батон на прекрасный, в сущности, альбом группы Sparks «Kimono My House», а лучше хотя бы кратко расскажу, как лично я отношусь к той или иной песне с этого альбома. Предварительно скажу, что музыку и слова ко всем песням написал Рон Маэл, кроме композиций 6 и 9, над которыми оба брата поработали совместно.

Сторона 1:

1). This Town Ain't Big Enough for Both of Us (3:00) «Этот город недостаточно велик для нас обоих». Хорошая агрессивная песня, которую можно назвать даже боевиком, потому что тут гитара чешет как бешеная, принципиально определяя сам саунд композиции. Впрочем, впоследствии гитарист Адриан Фишер был уволен вместе с бас-гитаристом Мартином Гордоном, что определило более умеренное звучание следующего альбома «Пропаганда». Поговаривают, что экспрессивная игра обоих гитаристов не нравилась клавишнику Рону Маэлу, она якобы не позволяла ему определить доминирование клавишных инструментов. Но, как бы там ни было, обе гитары слушаются на альбоме прекрасно, и вроде никакого «затемнения» клавишных не наблюдается. Песня вышла на сингле, который в Великобритании добрался до 2-й позиции, попал в Топ-10 сингловых чартов во многих других странах мира, но вот в США в списки популярности так и не попал.

2). Amateur Hour (3:24) «Любительский час». Еще один боевик, и снова тут соло-гитара задает тон, хотя и не так агрессивно как на «открывашке». Как по мне, то этот номер прекрасно смотрелся бы и в трек-листе «Пропаганды». Эта песня тоже вышла на сингле, в Англии сингл добрался до 7-й позиции, попал в чарты многих стран, но в США опять-таки провалился. И вообще, в 70-х годах ни один сингл «Спарксов», кроме «открывашки» с дебютного альбома, в американские чарты не попадал.

3). Falling in Love with Myself Again (2:59) «Снова влюбиться в себя». Не нравится мне эта песня. В принципе, неплоха, но я бы ей закрывал альбом, а не ставил бы ее на первую сторону.

4). Here in Heaven (2:40) «Здесь, на небесах». Этот номер продолжает линию, открытую первыми двумя песнями, такое ощущение, что этот третья часть одной и той же тематической сюиты. Но конкретно ничего плохого про нее не скажу, на отдельном файле слушается прекрасно.

5). Thank God It's Not Christmas (5:00) «Слава богу, это не Рождество». А вот это шедевр, и хоть тоже выглядит частью общей сюиты, тем не менее, явно видно, что над песней проводилась отдельная, причем длительная работа. Обожаю этот номер. Очень подошел бык трек-листу альбома 1975 года «Indiscreet» - очень «взрослый» и хорошо аранжированный.

Сторона 2:

6). Hasta Manana, Monsieur (3:33) «Увидимся завтра, мсье». Название песни на испанском, видимо, перенято с одноименной песни шведской «АББы», да и саунд соответствующий, даже гитара тут чешет чисто «по-аббовски».

7). Talent Is an Aset (3:14) «Талант - это актив». Еще одна мая самая любимая песня на альбоме. Я такие «пляжные рок-н-роллы» у «Спарксов» просто обожаю.

8). Complaints (2:45) «Жалобы». А эта песня словно выдрана из трек-листа альбома «Big Beat» 1976 года, только там барабаны бьют по башке, а тут с ними все нормально. Это яркий пример того, как музыкальная идея с «Кимоно» практически в неизменном виде перекочевала на более поздний альбом.

9). In My Family (3:11) «В моей семье». А музыкальная идея этого трека впоследствии перекочевала на альбом «Introducing Sparks» 1977 года, правда, в несколько более облегченном виде. Впрочем, песня прекрасно подошла бы и «Пропаганде», если бы ее усилить несколько более эмоционально.

10). Equator (4:38) «Экватор». Этот номер я вообще не понимаю. Может, сам по себе он чего-то и стоит, но мне не нравится ни в составе альбома, ни отдельно.

Бонусы:

11). Barbecutie (3:07) «Барбекю». Эта песня вышла на сингле вместе с «открывашкой» альбома, но сама по себе ничего особенного не представляет. Вполне понятно, почему ее не впихнули на альбом.

12). Lost and Found (3:19) «Потерянное и найденное». Песня вышла на сингле в США и Новой Зеландии. Тоже ничего собой не представляет, хотя и заметно интереснее, чем предыдущая.

В заключение хочу сказать, что в 1973 году при подготовке к записи альбома «Kimono My House» Рон и Расселл Маэлы сочинили и записали демо-версии еще к 7 песням, но впоследствии их обрабатывать не стали, и они так и остались незавершенными. Все эти демо-версии вышли в английском переиздании альбома «40th Anniversary Edition» в 2014 году и составили второй диск комплекта. В принципе, эти демо ничего особенного собой не представляют, хотя на их основе при талантах братьев Маэлов можно было бы создать какие-то более-менее интересные песни. Возможно, я когда-то об этом несостоявшемся диске напишу публикацию.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SPARKS НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Sparks «Propaganda» - самый шикарный альбом группы из трёх, вышедших в Англии в 1974-м году

Sparks «Indiscreet», 1975 г. ~ самый шикарный глэм-роковый альбом в эпоху наивысшего расцвета стиля

Sparks «Big Beat», 1976 г. – шикарное творение группы, заслуживающее высшей награды, но испорченное бездарным продюсером

«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй