Найти тему
Без музыки совсем не то

Два чуть ли не самых шикарных в истории глэм-рока альбома группы Cockney Rebel, или почему Стив Харли так быстро сдулся

В 1973 и 1974 годах британская глэм-роковая группа Cockney Rebel записала и издала два чуть ли не самых шикарных в истории глэм-роковых альбома - «The Human Menagerie» и «The Psychomodo». Но после этого вдохновитель группы Стив Харли решил изменить свое музыкальное направление с классического глэма на новомодный поп-рок, обскакать своих самых серьезных конкурентов по стилю Дэвида Боуи и Брайана Ферри, повторить потрясающий успех своего кореша Рода Стюарта и пробиться на «платиновый» американский рынок. Однако эта попытка с треском провалилась - Стив Харли хоть и стал музыкантом очень авторитетным, тем не менее, для него так и остались недосягаемыми «платины» не только в США, но и в Старом Свете.

Cockney Rebel и Стив Харли
Cockney Rebel и Стив Харли

Была в истории популярной музыки такая малоизвестная британская рок-группа 70-х, называется Cockney Rebel, кстати, существует и до сих пор, но в довольно полусонном состоянии. И ничем эта группа, на взгляд современных меломанов, не прославилась, разве тем, что из нее в конце 70-х вышли три довольно известных музыканта, разбежавшихся потом по гораздо более известным группам и проектам.

А основатель этой группы Стив Харли тоже жив курилка, и время от времени выдает совершенно унылые и блеклые альбомы, которые никакому рокеру и даже любителю обычной музыки не заходят совсем никак.

Правда, в середине 70-х Cockney Rebel прогремели по всей Европе, чуть было не затмив своих коллег по стилю – Марка Болана с его культовым T. Rex и американских братьев Маэлов из Sparks, которые в те годы тоже были на вершинах европейской музыкальной славы. Но вдруг в самом апогее своего успеха, который грозил выплеснуться через Атлантику, «Кокни-бунтари» развалились, и Стиву Харли пришлось набирать другую группу, которая первой и в подметки не годилась по творческому потенциалу.

На этом биография Cockney Rebel закончилась, и началась биография группы Steve Harley & Cockney Rebel, которая хоть и показала поначалу хорошие коммерческие результаты, но быстро захирела, растеряв всю былую популярность. В итоге Стив Харли разогнал и эту группу и занялся производством сольных альбомов, которые вообще провалились. И всё это в течение 4 лет после ошеломительного успеха первых двух дисков!

Казалось бы, какое отношение к потере популярности имеет смена состава и частичное изменение названия, когда головой группы, в том числе ее творческим двигателем, было исключительно одно лицо – фронтмен Стив Харли? А вот видите, все же Стив Харли, взяв такой крутой старт, совершил типичную ошибку всех остальных английских глэм-рок-групп, вознамерившись побороться за миллиардный американский рынок – и проиграл.

Нет, я понимаю, что глэм – это не стиль музыки, а стиль выступлений, а Стив Харли этим стилем пользовался тоже довольно широко, вот поэтому тогдашние критики и занесли Cockney Rebel в разряд глэм-групп. Ну и я причисляю Стива Харли именно к этому контингенту, тем более что по музыке два первых альбома Стива Харли ничем не отличаются ни от T.Rex, ни от Sparks, ни от Sweet, ни от музыки Рода Стюарта и Элиса Купера тех лет. Можно даже сказать, что все эти музыканты проходили музыкальное воспитание в одном и том же детском садике, и различие в их творчестве определялись исключительно вокальными возможностями.

Так вот, Стив Харли в 1943-74 гг. выпустил два классических глэм-роковых альбома – «The Human Menagerie» и «The Psychomodo», которые хоть и не выдвинули группу на вершины чартов, тем не менее, сделали имя ее основателя достаточно авторитетным в рядах самых именитых рок-тусовщиков всего мира. Интересно, что оба эти альбома наперебой хвалили даже американские критики, несмотря на то, что в США они практически провалились. Стив Харли мгновенно оброс знаменитыми друзьями, в числе первых были Марк Болан и Род Стюарт – первый принимал участие в записи пластинок Харли, а для второго он сам писал песни.

Cockney Rebel "The Human Menagerie", 1973 г., передняя и задняя стороны конверта
Cockney Rebel "The Human Menagerie", 1973 г., передняя и задняя стороны конверта

Тем не менее, творческая звезда Стива Харли к концу 70-х закатилась, причем окончательно. Он продолжал заниматься музыкой, но ничего не записывал, а только давал концерты с новым составом Cockney Rebel, исполняя старые хиты, и принимал участие в проектах некоторых именитых музыкантов, в числе которых были Рик Уэйкман и Джон Андерсон. Кроме того он выпустил несколько сборников и снимался в музыкальных клипах – в общем, работа у него была.

В 1990-х Стив Харли продолжал выступать с обновленными Cockney Rebel, а также выпустил два сольных альбома, которые, впрочем, имели такой же «успех», как и предыдущие.

Лейблы с двух сторон, 1973 г.
Лейблы с двух сторон, 1973 г.

Но творческие неудачи, как я писал выше, на популярности личности самого Стива Харли не сказались совсем никак – его наперебой приглашали вести всякие музыкальные шоу, в частности – на Би-Би-Си. Позже он организовал собственный лейбл, который не только принес ему новые доходы, но и позволил выпустить еще два провальных сольника и один новый альбом обновленных Cockney Rebel.

Cockney Rebel "The Human Menagerie", 1973 г., внешний и внутренний развороты конверта
Cockney Rebel "The Human Menagerie", 1973 г., внешний и внутренний развороты конверта

В общем, Стив Харли сегодня – очень известный музыкант, и весьма авторитетный. Однако эта известность и этот авторитет обозначили только два первых альбома Cockney Rebel, потому что все, что этот глэм-роковый гений натворил за последующие 50 лет, в творческом плане его никак не прославили. Можно даже сказать, что Стив Харли – типичный «музыкант одного альбома», хотя в данном случае можно говорить не об одном альбоме, а от двух. Впрочем, эти две пластинки так друг на друга похожи, что вполне могли бы составить один двойной альбом.

Однако удивляться тут не стоит, потому что этот «двойной альбом» - и на самом деле явление мирового уровня. Интересно, что когда Харли в 1973 году предложил материал для первого своего альбома руководству корпорации EMI, прожженные дельцы моментально просекли, какое сокровище оказалось в их руках и вцепились в молодого 22-летнего музыканта буквально клещами. Мало того, что они позволили записать ему диск на его условиях, так еще потратили огромную по тем временам сумму на организацию оркестра из 50-ти музыкантов и такого же большого хора, чтобы оформить ими две песни для альбома.

Cockney Rebel "The Psychomodo", 1974 г., английский выпуск
Cockney Rebel "The Psychomodo", 1974 г., английский выпуск

Также EMI не поскупились, чтобы привлечь для записи альбома никому еще неизвестного тогда музыканта поистине легендарного звукорежиссера Джеффа Эмерика, который записывал с «Битлами» все их последние альбомы. Сам Харли впоследствии вспоминал: «Сегодня такой бюджет для нового контракта почти немыслим. Я до сих пор не понимаю, как Нил (Харрисон – продюсер альбома) убедил финансистов подписывать такие безумно большие чеки…».

И еще интересно, что, несмотря на то, что альбом практически провалился в британских чартах, при записи второго альбома группы EMI снова не поскупились, заплатив за тот же оркестр и хор еще более значительные деньги. Бизнесмены верили в звезду Стива Харли, и эта вера их не подвела – второй альбом «The Psychomodo», вышедший в следующем, 1974-м году, окупил все затраты и принес немалую прибыль.

Лейблы английского выпуска, 1974 г.
Лейблы английского выпуска, 1974 г.

Третий альбом группы должен был вообще произвести фурор, но тут случилось непредвиденное – три музыканта группы взбунтовались, обвинив Стива Харли в узурпаторстве и захвате творческой власти, и потребовали, чтобы в следующий альбом вошли и песни, сочиненные другими членами Cockney Rebel, полноправными, между прочим.

Однако Стив Харли отказался от такого предложения, и тогда группа развалилась, остался только барабанщик Стюарт Эллиотт, который, несмотря на занятость в других проектах, впоследствии поучаствовал в записи почти всех альбомов своего шефа, и работает с ним и по сей день.

В том же 1974-м году Харли рекрутировал в новую группу, получившую название Steve Harley & Cockney Rebel, новых музыкантов, из которых двое очень быстро стали известными.

Например, гитарист Джим Криган был выдернут Стивом Харли из прог-роковой группы Family, в которой собрался рулить на пару с известным уже тогда клавишником и вокалистом Тони Эштоном (ближайшим корешем Джона Лорда и протеже Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона). Впоследствии Криган на целых четверть века стал постоянным гитаристом Рода Стюарта, не забывал он участвовать и во многих более поздних проектах самого Стива Харли.

Американский выпуск альбома Cockney Rebel "The Psychomodo", только уже под брендом "Steve Harley & Cockney Rebel", да и вышел на год позже - в 1975-м
Американский выпуск альбома Cockney Rebel "The Psychomodo", только уже под брендом "Steve Harley & Cockney Rebel", да и вышел на год позже - в 1975-м

Клавишник Дункан Маккей до попадания в Cockney Rebel ничем особо не прославился, хотя успел записать свой первый сольник. В 1977 году он стал участником группы The Alan Parsons Project, параллельно записал несколько альбомов с 10СС и Кейт Буш, потом переместился в Camel, был участником Budgie, а сейчас занимается собственными проектами, которых наплодил немало.

Ну, о барабанщике Стюарте Эллиотте и так всё известно – не бросая Харли в его более поздних граммофонных делах, он стал барабанщиком одновременно и Алана Парсонса, и Кейт Буш. Потом он стучал во множестве других известных и неизвестных проектов, стучит в них и сегодня.

Вкладки американского выпуска
Вкладки американского выпуска

Этим составом, включая малоизвестного до и после бас-гитариста Дорджа Форда, новая реинкарнация Cockney Rebel записала три студийных альбома – «The Best Years of Our Lives» (1975 г.), «Timeless Flight» (1976 г.) и «Love's a Prima Donna» (1976 г.). Эти альбомы были коммерчески успешными, и они даже включали в себя несколько прекрасных песен, и даже хитов, которые хорошо пролазили в чарты. Тем не менее, в сравнении с дебютниками это была такая американизированная серость, что я даже упоминать об этих творениях сумрачного британского гения не хочу, как и обо всем, что Стив Харли сочинил и записал за всю свою оставшуюся жизнь.

Лейблы американского выпуска
Лейблы американского выпуска

Стоит добавить, что лейбл EMI терпел убытки от своего одного из самых перспективных артистов только до 1979 года, и после провала второго его сольника просто дал ему пинка.

Вот так и получается, что хвалить Стива Харли можно только за два первых альбома, которые и на самом деле настолько шедевральны, что просто непонятно, почему они до сих пор не внесены в бессмертные списки Славы Рок-н-ролла. Хотя, в принципе, сам Стив Харли получал все свои награды, в частности – от Британской академии композиторов, с учетом своих прежних заслуг, иначе не получил бы такой популярности, чтобы на него обратила внимание целая академия, тем более британская.

В общем, кто еще не слышал два первых альбома группы Cockney Rebel, то не советую этот момент оттягивать. Это настолько шикарная музыка, что порой при прослушивании кажется, что все остальные коллеги Стива Харли по стилю просто отдыхают. Только не советую слушать другие его альбомы, кроме этих двух, потому что наверняка получите страшное разочарование.

В заключение хочу добавить к своему рассказу еще пару-тройку интересных деталей по теме.

Первоначальный состав группы Cockney Rebel до ее превращения в Steve Harley & Cockney Rebel не включал в себя такого инструмента, как гитара. И хотя сам Стив Харли позиционировался как поющий ритм-гитарист, а на обоих альбомах кое-где даже слышны звуки гитары, тем не менее, при создании группы было решено, что гитариста прекрасно заменит скрипач, в качестве которого выступил кореш Харли по уличным выступлениям еще до получения контракта с EMI – Джон-Пол Крокер. Так что Cockney Rebel – это одна из немногих прославившихся в 70-е годы глэм-банд, которые отказались от гитары как от основополагающего инструмента для любого ВИА, играющего в стиле рок.

Марк Болан подружился со Стивом Харли после того, как заявился к нему для выяснения – о ком тот написал песню «Зеркальный урод» («Mirror Freak»), не о нем ли, любимом? Неизвестно, как выкрутился тогда Стив Харли, но с тех пор они стали с Боланом лучшими друзьями. И уже после смерти последнего в 1977 году Харли как бы намекнул, что тот «урод из зеркала», о котором поется в песне, вполне мог быть вдохновлен просто безумным нарциссизмом Марка Болана.

До того, как Стив Харли получил контракт от EMI, ему приходилось зарабатывать на пропитание не только уличными выступлениями, но и банальным мытьем полов в квартирах богатых лондонских дамочек.

Интересно, что еще до этого Харли получил очень прибыльную и очень перспективную должность журналиста в редакции одного из лондонских рекламных изданий, но в 1972 году покинул это место ради того, чтобы заняться музыкой. Благодаря этому должность Харли получил известный впоследствии британский журналист Ричард Мэдли, который утверждал, что если бы Стив Харли не решил заниматься музыкой и не освободил для него место, то карьера Мэдли не была бы столь успешной, потому что в те годы в Англии вообще нормального места журналистам нельзя было найти, а тем более перспективного.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом «The Slider» 1972 года от T.Rex – разминка Марка Болана перед созданием своего главного шедевра

Sparks «Kimono My House», 1974 г. ~ мощный залп американской группы в чужой Британии, но провал в родной Америке

Alice Cooper «Flush the Fashion», 1980 г. ~ пример того, как надо правильно делать самый крутой в мире хайп-рок

Антология рок-группы Sweet – самые актуальные материалы в одном пакете

Два альбома Slade 1976 и 1977 гг., за которые музыкантам следует поставить огромный памятник