В 1974 году британская рок-группа Supertramp записала свой первый альбом «Crime of the Century», сразу же ставший эпохальным. Потом последовал такой же эпохальный «Crisis? What Crisis?» 1975 года, и закончилась вся дискография группы еще одним шедевром мирового уровня – «Even in the Quietest Moments...». Случилось это в 1977 году, и после этого музыканты группы с мировой рок-сцены куда-то исчезли. Говорят, что они ударились в попсу, но тогда при чем же тут рок? Рок-группа, ударившаяся в попсу – это уже не группа, а вокально-инструментальный ансамбль на зарплате ближайшей сельской филармонии.
Вот никак не могу понять. Была на свете такая известная британско-английская рок-группа Supertramp. Хорошая была группа, даже выдающаяся. Записала она всего три альбома, зато каких!
Это были не альбомы, а конфетки. Да и группа была как конфетка, не какой-то там финансовый изгой наподобие блистательных Slade или Sweet, которые за всю свою музыкальную деятельность не умудрились подняться выше «золота» в Великобритании. Ну, за мизерным исключением, что-то там у них пролезло в «золото» и в Америке, но только один раз, исключительный.
А вот Supertramp по финансам были не пальцем деланные, потому что даже самые скверные их альбомы, которые я вообще за альбомы не считаю, в продажах никогда не проседали ниже германского «золота» (четверть миллиона копий на пластинку). А раз так, то ни о какой «группе-неудачнике» речь идти не может даже в самые неудачные для нее времена.
Так вот, записали «Супертрэмпы» в 1974, 1975 и 1977 годах свои шикарные альбомы один другого круче, а потом вдруг взяли и сдохли. И речь идет не о коммерческом успехе, а о творческом, потому что альбом «Breakfast in America» 1979 года я рок-альбомом назвать никак не могу. Это не рок, а сельская дискотека где-то под Цурюпинском.
В общем, ударились «Трампы» в попсу, причем даже раньше, чем их ментальные подражатели Queen и Sweet. На этом карьера такой прекрасной рок-группы закатилась. Нет, она резко закончилась, а если честно – то просто упала в бездну, потому что с этого момента Supertramp перестали быть рок-группой, а стали обычным дэнс-бэндом для американских танцулек.
Ну, эта переориентация не заставила себя долго ждать. Что-то не заладилось в группе, и, выпустив очередной попсово-танцевальный альбом, она закончилась - из нее ушел брэнд Supertramp фронтмен Роджер Ходжстон. Вот вам и всё. Проковыляв еще немного, и выпустив два вполне себе отстойных альбома, «Суперы» сдулись окончательно. Потом, правда, годы спустя, последовали еще две ранимационные попытки, но они были уже даже не провальными, а позорными.
На аудио: концерт 1979 года в Париже
Что касается первых двух релизов группы 1970 и 1971 года, то это тоже не Supertramp, но и не фуфло какое-то. Просто эта музыка очень далекая от того, чтобы назвать ее музыкой «Супэртрэмпов», а так вообще-то и она ничего так себе. Никакой тебе попсовиллы и дископляски, нормальный такой добрый прогрессив с начатками арт-рока. Качество музыки, правда, не ахти какое, прямо говоря - неважное, зато впоследствии, при переизданиях, оба альбома были оценены фанатами и распроданы вполне достойными тиражами.
Да, забыл еще один релиз, который вполне можно отнести к творчеству Supertramp – это сольный альбом Роджера Ходжстона «In the Eye of the Storm», который он записал в 1984 году, после того, как покинул свою альма-матер. Альбом просто шикарнейший, я бы сказал – убойнейший, правда, музыкальная палитра несколько менее разнообразная, чем на хитах Supertramp, но я это могу объяснить тем, что все инструменты, кроме барабанов, при записи альбома Ходжстон озвучил сам. Но альбом и так удался на славу, и я с полным основанием могу его поставить в один ряд с шедеврами «Супертрэмп» 1974-1977 годов.
На аудио: первый сольник Ходжстона 1984 года, он же - единственный шедевральный
Правда, Ходжстон позже – в 1987 и 2000-м, - записал еще два студийных альбома, но они, к огромному моему сожалению, оказались таким же позорищем, как и альбомы Supertramp того же периода. Ну, это моё сугубое мнение, кому и кобыла – невеста (с), поэтому я это «творчество» обеих коллективов после «разделения» группы критиковать не стану, чтобы не травмировать музыкальные вкусы многих моих читателей.
Почему такие прекрасные до этого музыканты в один прекрасный момент соскочили с такого прекрасного поезда и стали играть всякое ширпотребство – не берусь судить, возможно, тут не последнюю роль сыграл именно финансовый фактор. Ведь самое главное финансовое достижение Supertramp – альбом «Breakfast in America», только в США заработал четыре «платины», во Франции распродался количеством более 3 миллионов, и даже в отстойных по демографии Голландии и Швеции показал потрясающие результаты – по 100 тысяч. Во всем мире на начало XXI столетия было продано более 20 миллионов пластинок и CD-дисков с этим альбомом. Это ли не коммерческий успех?
Но коммерческий успех к творчеству не имеет совсем никакого отношения. Американские и французские попсовики за любое гемено готовы платить и хвастаться своим приобретением на весь белый свет, вируусным способом размножая несуществующие прелести любого лошадиного навоза. А кто скажет, почему такие несомненные шедевры, как Deep Purple «Fireball», Uriah Heep «Look At Yourself» или Sweet «Fanny Adams» так и не добрались до сих пор до своих законных «платин»? Что, «Breakfast in America» круче их по музыкальным достоинствам, что ли?
Получается, что да – альбом Supertramp «Breakfast in America» в США оказался более чем в четыре раза гениальней, чем диски «Fireball», «Look At Yourself» и «Fanny Adams». А если брать общемировые цифры – то более чем в 20 раз, потому что этот альбом имеет показатели в 20 миллионов, а альбомы этих «занюханных» Deep Purple, Uriah Heep и Sweet и до миллиона за последние 30 с лишним лет не умудрились дотянуть. Это ли не факт?
Самый настоящий факт, показательно сермяжный и физически глубинный. Статистика врать не будет. Не продали хардовые «Парпылы», «Хипы» и «Свиты» столько своих шедевров, сколько их продали «Супертрэмпы» в самый свой попсовый период.
В общем, я считаю так. Группа Supertramp была на высшем мировом рок-уровне только в короткий период с 1974 по 1977 годы, а всё остальное ее творчество – это не творчество группы Supertramp, а просто машина для выкачивания денег со всяких дискоманов-попсовиков. Мало того, даже эти самые попсовики очень быстро сообразили, что их кумиры «Супертрэмпы» начинают их банально обманывать, пытаясь втюхивать музыку всё более и более низкого качества. Продажи новых альбомов стали быстро проседать, и с первой половины 80-х группа могла хорошо зарабатывать только на концертах, пользуясь своим именем и ретранслируя прошлые шлягеры.
А теперь подобьем бабки. Вот вам список всех альбомов группы с краткой оценкой их качества.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1). Supertramp (1970 г.). Так себе, просто тривиальная рок-музыка.
2). Indelibly Stamped (1971 г.). Так себе, просто тривиальная рок-музыка.
На видео: вот такую музыку сочиняли и играли "Супертрэмпы" в 1970 году. За барабанами - Кейт Бэйкер, который потом ушел в Uriah Heep и записал с ними эпохальный диск "Salisbury"
ВТОРОЙ ПЕРИОД, САМЫЙ БЛЕСТЯЩИЙ.
3). Crime of the Century (1974 г.). Полный шедевр на все времена.
4). Crisis? What Crisis? (1975 г.). Полный шедевр на все времена.
5). Even in the Quietest Moments... (1977 г.). Полный шедевр на все времена.
На аудио: полный альбом Supertramp "Crime of the Century" 1974 г., первый из тройки эпохальных
ТРЕТИЙ ПЕРИОД, УПАДОЧНЫЙ.
6). Breakfast in America (1979 г.). Так себе, попса попсой, некоторые мелодии интересны, но их воплощение – для настоящего рокера просто пошлое.
7). ...Famous Last Words... (1982 г.). Так себе, ничего интересного, кроме пары-тройки песен, но саунд очень плохо сбалансирован, особенно раздражают барабаны и плоский бас. Ну а творческая составляющая вообще почти на полном нуле.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД, ПРОСТО ОТВРАТНЫЙ.
8). Brother Where You Bound (1985 г.). Без Ходжсона это не Supertramp, а какое-то неинтересное фуфло в кубе.
9). Free as a Bird (1987 г.). Есть пару интересных песен, но на этом всё – фуфло.
10). Some Things Never Change (1997 г.). Полное фуфло.
11). Slow Motion (2002 г.). Потрясающее фуфло.
Вот вам и всё. Лучше бы группа распалась сразу после записи эпохального альбома «Even in the Quietest Moments...» в 1977-м, или хотя бы сменила название, почувствовав, что начинает превращаться в американизированного поп-монстра. «Супертрэмпы» в 1974-77 гг. постарались на славу, они вписали свое имя в скрижали рок-истории и сделали его бессмертным. Но нет, они решили продолжать, и чуть было это имя не опозорили тем, что начали создавать позже. А это уже полное непотребство. Если кто скажет, что «Breakfast in America» и «...Famous Last Words...» - рок-альбомы, пусть кинет в кого-нибудь камень. Это совсем не та музыка, которую следует уважать.
На аудио: полный альбом Supertramp "Crisis? What Crisis?" 1975 г., второй из тройки эпохальных
Ну, разве только любители Уитни Хьюстон и Майкла Джексона начнут восторгаться тем, как круто они обломали именитых британских рокеров, после первых успехов переехавших жить и творить в Америку, и заставили писать для них всякие ароматные кукашки для местных ковбойских дискотек.
На аудио: полный альбом Supertramp "Even in the Quietest Moments..." 1977 г., третий из тройки эпохальных, он же завершающий
Ну, а на закуску предлагаю вам интервью Роджера Ходжстона, данное им советской газете «Московский комсомолец» в 1988 году. Заметка эта уникальная, извлеченная мной из моих древних бумажных архивов, и если вы ее кроме моей публикации где-то еще встретите, то только в каких-нибудь пыльных библиотечных подвалах, да и то вряд ли, потому что в тех подвалах водятся большие и страшные крысы, которые обожают питаться старыми советскими газетами.
Газета «Московский комсомолец», 1988 г. (номера газеты не знаю)
РОДЖЕР ХОДЖСТОН: «Я ЕЩЁ ВЕРНУСЬ»
Автор: Эркин ТУЗМУХАМЕДОВ
12 мая (1988 г. – прим. ред.) в центральных газетах были помещены материалы о встрече М. С. Горбачева с группой американских и советских школьников, которые в рамках программы «Прямая связь» стремятся к развитию контактов, к укреплению взаимоотношений и доверия. С американской стороны эту встречу освещали кинодокументалист Тони Шеперд и ассистент, его давний друг, Роджер Ходжстон, один из создателей некогда популярнейшей во всем мире группы «Супертрэмп». Хотя Роджер приехал в нашу страну не как музыкант, он неразлучен со своей 12-струнной гитарой. Теперь она стала предметом его особой гордости - один из американских школьников играл на ней для М. С. Горбачева.
О целях и задачах проекта «Прямая связь», конечно же, лучше и подробнее могут рассказать координаторы проекта, сами дети, а с Роджером мы говорили в основном о музыке.
Роджер покинул группу «Супертрэмп» в 1983 году, и с тех пор выпустил два сольных диска - «В центре Шторма» (1984 г.) и «Хай-Хай» (осень 1987 г.). Тони Шеперд называет Роджера «перфекционистом» - и не случайно. Работа над первой пластинкой заняла 8 месяцев, над второй - 16. Вот что сам Ходжстон рассказал о группе «Супертрэмп»:
- Когда мне было 19 лет, я прочитал объявление, приглашавшее музыкантов. Это было в Лондоне. Я пошёл по указанному адресу и встретил там Рика Дейвиса. Он тоже писал песни, мы обьединились, и так родился «Супертрэмп». Мы были вместе четырнадцать лет. Это довольно большой срок для брака, а для группы тем более. В течение пяти лет мы подбирали музыкантов. И в 1974 году с альбомом «Преступление века» к нам пришёл первый успех. После этого, в 1976 году, мы переехали в США. Каждый последующий альбом имел всё больший и больший успех. И вот в 1979 году вышел альбом «Завтрак в Америке». Пластинка заняла первые места во всём мире. Это было грандиозно. Вероятно, это и было началом конца. В 1983 году после безуспешной попытки вдохнуть вторую жизнь в группу, оживить её, я покинул её. Остальные четверо участников продолжали выступать. Совсем недавно я услышал, что они прекратили своё существование. «Супертрэмпа» больше нет. А жаль...
...Он рассказывал о «Супертрэмпе» с грустью, вспоминал разные города - где их принимали хорошо, где плохо. Лучше всего в Монреале, в Канаде, хуже всего - в городке Луисвилль, штат Кентукки, США. Там они сами ходили по улицам и раздавали билеты на концерты - чтобы хоть кто-нибудь сидел в зале...
«Супертрэмпа» больше нет, сольные работы Ходжстона вызывают неизменный интерес, хотя на первые места хит-парадов не попадают. Куда же дальше собирается идти 38-летний музыкант? Полушутя он ответил, что скоро, наверное, выйдет на пенсию и будет играть в группе у старшего сына (у Роджера два сына), который, по мнению отца, очень одарен и пишет неплохую музыку. А если серьезно:
- Я не стараюсь заглядывать в будущее. Я хотел бы привести в порядок собственный дом для начала... Всё, что я могу сделать - это с ответственностью относиться к тому таланту, которым я наделен. 10 лет назад я был моложе, стремление к успеху было сильнее. Но когда ты достигаешь успеха, ты понимаешь, что он не так прекрасен, как ты думал. Где следующая цель, где следующая гора, которую нужно покорить? Я счастлив, что обладаю талантом, и считаю, что должен быть всего лишь «каналом» для его выхода, реализации.
- Ну а что занимает тебя самого в музыке?
- Мне очень интересно музыкальное направление «нью-эйдж». Это начало нового периода классической музыки. Сегодня очень нужна музыка, которая не долбит тебя по голове или, подобно кофе, не стимулирует. Большая часть рок- и поп-музыки делается для того, чтобы постоянно «подзаводить» человека - как чашка кофе, одна за другой. Для людей моего поколения, для тех, кому 30-40, когда они приходят с работы домой, нужен отдых, нужно расслабиться - темп жизни сегодня так высок, постоянно находишься в стрессовом состоянии. Была классическая музыка. Она прекрасна. Она всегда была прекрасна. Она всегда будет прекрасна. Но где новая классическая музыка? Почему мы должны слушать только музыку XVII и XVIII веков? Где сегодняшняя музыка? Великолепные синтезаторы, со всеми заложенными в них потрясающими звуками, мы используем в диско-музыке для разных «банг-бонг» или в других глупых музыкальных формах.
...Роджер считает, что 70-е и 80-е годы были очень пусты - после распада «Битлз» в 1970 году исчезли и лидеры. Те лидеры, которых попыталась создать музыкальная индустрия, были ориентированы на поп-музыку и на то, чтобы делать деньги... Музыка превратилась в рынок. «Но сейчас, я думаю, что индустрия развлечений осознает свою ответственность перед миром, ту роль, которую она может сыграть, чтобы изменить мир. Свидетельство тому - успех таких артистов, как Брюс Спрингстин и «Ю-2» в Америке. Артистов, преданных тому, во что они верят, искренних и обладающих цельностью натуры». Эта индустрия, говорит Роджер, «находится на пороге нового музыкального взрыва».
- А что, по-твоему, представляет сегодняшняя музыкальная сцена Америки?
- Я думаю, что марка тяжёлого металла все ещё очень высока, особенно среди молодых людей. Музыка, записанная с помощью электронных барабанов, танцевальная музыка тоже очень популярна. Но также, мне кажется, происходит возврат к акустическим музыкальным инструментам, гитаре, роялю. Люди соскучились по «живым инструментам», устали от всех этих синтезаторов и электронных ударных. Когда вы их используете, пропадает душа музыки, а люди хотят, они изголодались по чувствам и эмоциям в музыке. Синтезаторы обладают потрясающими звуками, у них потрясающие возможности, но они не могут передать чувств.
Роджер старается не «лезть в политику». «Я верю в жизнь, но не верю в политику», - говорит он, у него вполне определенный и ясный взгляд на состояние дел, на изменения, происходящие в мире.
«Мир похож на убегающий скорый поезд, но никто из-за собственного эгоизма не дергает ручку стоп-крана. Будущее отношений между СССР и США не вызывает у меня особых опасений - меня более заботит Иран и Ближний Восток... Я думаю, что Горбачев - это одна из самых больших надежд, которые есть у человечества сегодня».
В некоторых песнях «Супертрэмпа» ещё 10-летней давности Роджер пел об опасности, перед которой стоит мир. Сегодня, правда, он «не очень настроен петь о мировых проблемах. Я стараюсь своими песнями принести немного радости и надежды людям». А ещё в его песнях слышна ностальгия:
Я хочу вернуться в Лондон,
Мне так не хватает дождя.
Я хочу назад в Англию,
Я соскучился по королеве,
Но соскучилась ли она по мне?
Империю продали,
Не сказав даже спасибо.
Давайте обвиним в этом янки.
Это слова из песни «Лондон» с его последнего диска «Хай-Хай».
На прощанье он сказал, что очень хотел бы записать в Советском Союзе пластинку.
«Я счастлив, что нахожусь в вашей стране сейчас - я думаю, что Советский Союз переживает очень интересный период в своей истории. Он расцветает, открывается. У советского народа очень большое сердце. И ещё я успел познакомиться с хорошими музыкантами, такими, как Андрей Макаревич, Саша Кутиков, побывал у них в студии и теперь абсолютно уверен, что наши контакты будут продолжены. Я бы с удовольствием помог советским артистам в плане звукозаписи, и на этот счёт есть интересные идеи. Так что скоро встретимся».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Styx «The Grand Illusion», 1977 г. ~ убойный удар хард-роком по панку и диско
Топ-7 самых хардовых, самых забойных песен Рода Стюарта, которые выдают в нем скрытого металлиста