Нет, с букварём у меня любви не сложилось. Категорически. Да-да, к первой школьной книжке надо испытывать пиетет, но чего не было, того не было. Понятно, что читать по складам на уроке, когда дома ждет толстенький томик сказок (от Афанасьева - до сказок народов Америки!) не было никакого удовольствия. Но меня раздражали картинки. Ну, это я сейчас говорю - раздражали, а тогда я чувствовала какую-то смутную неправильность и фальшь.
А картинки занимали меня большую часть времени - пока одноклассники воевали с соединением слогов, я от скуки рассматривала рисунки в малейших подробностях.
Почему с букварем получилось так, я поняла, пожалуй, только недавно, вытащив его с дальней полки.
Вот скажите, почему, по какой неведомой причине мою обожаемую "Азбуку" сделали "городской", а "Букварь" 1980 года был битком набит картинами сельской жизни?
Нет, дети в лесу - популярнейший сюжет, но помилуйте, кто в начале 80-х ходил в лес в платье на спортивные шаровары? (Потом выяснилось, что вполне себе местные ходили в лес в таком наряде, но букварь всё же подготовил меня к столкновению с реальностью).
"Городские" картинки тоже оставляли в недоумении - почему так странно одеты мальчишки и почему у них одинаковые береты? Никогда я мальчиков в беретах не встречала... Откуда мне было знать, что это старая форма?
А тут были дети, видимо, из самого начала 60-х:
Вообще сельская жизнь на картинках была довольно интересной (если не блуждать в лесу):
Тут надо пояснить тем, кто меня читает не так давно - ребенком я была насквозь городским, и когда родители взяли и переехали из большого промышленного города в деревню, я оказалась в совершенно незнакомой среде. Переехали мы летом, и вся вот эта сельская жизнь была для меня та ещё терра инкогнита - с одной стороны, всё интересно, а с другой - совершенно непонятные люди, которые говорят не так (о, диалекты! сколько чудных открытий вы несёте!).
В общем, как себя чувствуют попаданцы, я с тех пор примерно представляю.
Жизнь совхоза образца начала 80-х, правда, от картинок отличалась. Никаких ребят, купающих просто так лошадей в речке, не было. Хотя порой можно было увидеть лошадь, но преобладали тракторы.
Картошку, правда, мы собирали. На пришкольном участке. Но никаких лошадей и там не наблюдалось. Зато мгновенно выяснилось, что копать картошку я не умею, и вообще увидела её в среде обитания вот только этим летом.
И червяки. Дождевые червяки, как всё извивающееся, вызывали у меня ужас.
- Городская неженка! - не без удовольствия заклеймила меня моя первая учительница, женщина ну очень старой закалки и глубоко пенсионного возраста.
Мальчишки, кстати, моментально просекли, что симпатия властей на стороне крестьянства, а не гнилой интеллигенции, и радостно подбрасывали мне червяков в пенал.
Я неизменно визжала.
Классную это злило.
Кроме этого, придраться было не к чему. Писала я нормально, хотя каллиграфический почерк остался для меня недосягаемым, примеры я решала моментально, что надо пересказывать - пересказывала.
Нет, учительница, конечно, сдерживалась, но дети считывают и невысказанное почище иных профайлеров.
Ах да, ещё платки. Как девица городская, я платочки на голове соотносила исключительно со сказочными Алёнушками и всякими картинами русских художников из сельской жизни (к своим 7 годам по музеям я погуляла изрядно). Чтобы живые люди, да в год Олимпиады-80 носили платки? Не тоненькие, шифоновые, с продернутой золотистой ниточкой, аккуратно берегущие локоны, а ситцевые, или шерстяные, самого затрапезного вида?..
Оказалось, что платки люди реально носят. И женщины, и дети. Девочкам начальной школы почему-то накручивали платки под шапочки. И под вязаные, и из искусственного меха. Убейте, я не понимала - зачем? Ведь и так не холодно...
Городской в букваре была жизнь чаще всего домашняя.
Моя мама примерно так же одевалась. И в девочке за столом я тоже могля себя узнать. На следующей картинке дети обычные, а папа вполне интеллигентный, да и стол был совсем как у нас - из немецкого гарнитура. Близко, понятно, хорошая картинка.
Кстати, о папе. Он у меня был заядлым мотоциклистом, и потому следующая картинка тоже вызывала вопросы: в шляпе?! На мотоцикле?! А шлем?!
А здесь на картинке был Гагарин!
Зато тапки у мальчика были смешные. Вообще с обувью детям в книжке не везло - ну что за сиротские утоптанные ботиночки у девочки!:
Нет, любимые рисунки тоже были - толстого вороватого кота хотелось обнять и загладить :
Картинка с катком мне тоже нравилась. Было в ней очарование морозного зимнего дня... И можно было помечтать, что зимой озеро замерзнет, и я попробую научиться кататься. Старые коньки сестры ждали своего часа в кладовке...
На "городских" картинках часто шла стройка - это тоже было узнаваемо и близко:
Здесь сценка домашняя (папа в шароварах! Да кто такие носит!) - зато в окне - кран строит дом. Семейство дружно заклеивает окна - помните такое обязательное осеннее дело?
До сих пор люблю морозную-морозную, аж в носу щиплет, городскую-пейзажную:
И эта картинка была хороша - просторная, распахнутая, радостная картинка с Красной площадью! Я там была! И в Кремле тоже! (В Мавзолей вечно змеилась гигантская очереди, и мы так туда ни разу не сходили).
А в самом-самом конце был рисунок с самым главным, самым важным словом - МИР. Сколько песен мы пели о мире, и верили, и знали, что войны не должно быть и не будет...
Начало восьмидесятых. До эпохи перемен остались считанные годы...
Ностальгировала, как всегда, искренне ваша - Умная Эльза!