Найти тему
Москва, любовь моя

Фонтанный дом: Ровесник Петербурга и резиденция пяти поколений семьи Шереметевых

Оглавление

Когда Пётр I задумал строить Санкт-Петербург, его ближайший сподвижник, Борис Петрович Шереметев, отправился на берега Невы вслед за ним.

За смелость, верность и доблесть он получил не только графский титул (первый в России), но и участок земли на болотистом берегу реки Безымянный Ерик (так называлась в те времена Фонтанка). Земля была дарована Борису Петровичу в 1712 при условии строительства на нём «хоромного дворового строения».

Вообще-то Шереметев, человек набожный, был уже не молод, устал от ратных дел, к тому же давно овдовел. В этом же 1712 он пришёл к Петру прощаться: собирался постричься в монахи Киево-Печерской лавры.

Но Пётр, великий сводник, тут же сосватал его за вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина, Анну Петровну.

-2

С Петром спорить было нельзя. Впрочем, брак оказался счастливым. Так, благодаря Петру, было положено начало графской ветви дворянского рода Шереметевых.

На берегу Фонтанки Борис Петрович возвёл несколько деревянных построек. Но он мало занимался усадьбой: командовал армией в Киеве, затем экспедиционным корпусом в Померании, в Петербург наведывался редко. Знаменитый Фонтанный дом был построен на этом участке уже после его кончины.

Борис Петрович скончался в 1719. Его вдова Анна Петровна уехала в Москву. Усадьба опустела.

Лишь в 1730-х строительством дворца на месте старых деревянных корпусов занялся их сын, Пётр Борисович Шереметев. Но большую часть года он жил в Москве и бывал в Петербурге редко. Одноэтажный каменный дворец в стиле барокко был возведён про проекту архитектора Г.Д. Дмитриева, автора Аничкова дворца. Всем своим домам Шереметевы давали названия по их расположению, поэтому этот дом был назван Фонтанным.

Парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых работы крепостного художника И. Аргунова.
Парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых работы крепостного художника И. Аргунова.

В 1743 Пётр Борисович женился на Варваре Алексеевне Черкасской. Сын фельдмаршала и дочь канцлера России были знакомы с детства и влюблены друг в друга. Но отец Варвары был против этого брака.

Свадьба состоялась лишь после кончины её отца. Невесте было уже 32, жених был на два года моложе. В этом же году Шереметевы переехали в Петербург, в Фонтанный дом.

Это был счастливый брак, супруги жили душа в душу и воспитывали троих детей: Анну, Варвару и Николая.

В 1750-х дворец был перестроен архитекторами С.И. Чевакинским и Ф.С. Аргуновым: был надстроен второй этаж и изменено декоративное убранство, но стиль барокко был сохранён.

Главный корпус с мезонином стоит в глубине курдонера, парадного двора. В поле фронтона – картуш с фамильным гербом Шереметевых. Два крыла-флигеля выступали вперёд. Для стиля барокко были характерны пышный декор, контрастные цвета, обилие скульптуры и лепнины. На фасаде дворца появились пилястры, резные оконные карнизы, лепные украшения.

На первом этаже были помещения для слуг и различные коллекции Шереметьевых, на втором – парадные покои. На втором этаже располагался и театр, который в 1765 посетила Екатерина II, обожавшая театр.

В парке были устроены грот, китайская беседка. Были, конечно, и служебные постройки: каретный сарай, конюшня, манеж, флигели. Ничего этого не сохранилось.

И интерьеры времён Петра Борисовича тоже полностью утрачены. Сохранился лишь домовой храм Святой Великомученицы Варвары, святой покровительницы супруги Шереметева Варвары Алексеевны (алтарь утрачен).

Это старейший интерьер Фонтанного дома. Он сохранил свою первоначальную архитектурно-пространственную композицию середины 18 века: четыре мощных столба, на которые опираются арки и круглый купол. Здесь крестили новорожденных детей Шереметевых, венчали молодожёнов, здесь проходили еженедельные богослужения. Службы сопровождались пением хоровой капеллы.

Пётр Борисович скончался в 1788. Фонтанный дом перешёл к его сыну Николаю Петровичу, который жил в Москве, а Фонтанный дом долгое время сдавал в аренду.

В 1797 Павел I потребовал графа ко двору. Они были друзьями детства. Николай Петрович был назначен гофмаршалом и должен был жить в Петербурге. Обновлением интерьеров Фонтанного дома занимались архитекторы И.Е. Старов, Джакомо Кваренги и А.Н. Воронихин. Однако, эти интерьеры тоже не сохранились.

В 1797 граф переезжает в Фонтанный дом вместе со своей возлюбленной, Прасковьей Ивановной Ковалёвой-Жемчуговой, своей крепостной актрисой.

Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова.
Николай Петрович Шереметев и Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова.

В 1798 Шереметев дал Прасковье вольную, ей было уже 30 лет (ему 47). 6 ноября 1801 они обвенчались в церкви Симеона Столпника, что на Поварской, в Москве. Обвенчались ночью, тайно, потому что Павел I, несмотря на своё покровительство, разрешение на этот брак не дал, не мог дать.

В Фонтанном доме в Петербурге прошли, наверное, худшие годы их жизни. Против их брака был не только император. В высшем свете столицы, известном своей жестокостью, также считали, что актриса не может стать графиней. Против были и многочисленные родственники с обеих сторон.

От сырого петербургского климата (и ещё, конечно, от постоянных переживаний) у Прасковьи открылась чахотка. Она больше не могла выступать, и граф распустил театральную труппу. Крепостные артисты стали лакеями, официантами, прачками и горничными.

В 1803 Прасковья родила сына, наследника, которого назвали Дмитрием. Спустя 20 дней Прасковья Ивановна скончалась. За три дня до её кончины Александр I признал брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой официальным, а их сына Дмитрия – законным наследником.

Николай Петрович пережил любимую супругу всего на шесть лет. Он скончался 2 января 1809.

Об истории этой любви, пережившей века:

Оставшегося сиротой шестилетнего Дмитрия взяла на воспитание вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Он рос в Фонтанном доме под присмотром подруги своей матери, бывшей крепостной балерины Татьяны Шлыковой.

Конечно, Дмитрий Николаевич получил хорошее образование, успешно продвигался по службе – армейской и придворной, занимался благотворительностью, был щедрым меценатом.

Дмитрий Николаевич был женат первым браком на Анне Сергеевне Шереметевой, своей дальней родственнице.

-8

Именно при них наступил расцвет Фонтанного дома, который стал основной графской резиденцией.

Здесь, да и во всех других домах Шереметева, проживало за его счёт огромное количество друзей, сослуживцев, художников. Дмитрий Николаевич помогал многим людям, давал приют нуждающимся. В 1820-х в Фонтанном доме почти пять лет прожил О.А. Кипренский. Шереметев отвёл под покои и мастерскую художника часть дворца. Именно здесь в 1827 Кипренский написал знаменитый портрет А.С. Пушкина:

О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827. ГТГ.
О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827. ГТГ.

Да, Пушкин приходил сюда позировать. Эти стены его помнят.

При Дмитрии Николаевиче дворец был сильно изменён.

В 1838 по проекту И.Д. Корсини была создана чугунная ограда с воротами в необарочном стиле, выходящими на Фонтанку и украшенными гербом рода Шереметевых:

А также были заново оформлены интерьеры. Работами руководил тоже И.Д. Корсини. Парадные залы дворца в 21 веке восстановлены такими, какими они были в 1830-х. Они поражают своим замечательным декоративным убранством и приходящих сюда людей переносят, как машина времени, в те далёкие прекрасные времена, пушкинскую эпоху, погружают в атмосферу жизни столицы тех лет. Здесь очень приятно находиться, бродить по этим залам. Народу, кстати, всегда немного.

Корсини создал новую отделку парадной лестницы. Здесь был размещён портрет фельдмаршала Б.П. Шереметева работы И.П. Аргунова:

-11

А на других стенах этой лестницы были размещены чепраки и помпоны с парадного убранства коня фельдмаршала. Эти детали не сохранились. Здесь же долгие годы хранился бесценный трофей, добытый Борисом Петровичем во время Полтавского сражения – седло Карла XII, которое сейчас находится в Эрмитаже:

Дуговой кабинет

Он начинает парадную анфиладу. Здесь находится родословное древо Шереметевых:

-12

Оно рассказывает историю рода, который насчитывает более 600 лет (оригинал находится в Эрмитаже, копия сделана современной художницей О.В. Вязовской):

Лепная гостиная

В Лепной гостиной И. Корсини стены были отделаны искусственным белым мрамором, а потолки расписаны арабесками. Живопись до наших дней не сохранилась, но уцелел камин тех лет и коллекция музыкальных инструментов:

Античная гостиная

Она была создана на месте спальни Н.П. Шереметева, в её оформлении присутствуют древнегреческие мотивы: барельефы на античные сюжеты, греческие орнаменты. При Дмитрии Николаевиче здесь была Парадная столовая:

Золотая гостиная

Эта комната обильно декорирована сусальным золотом, а её стены обиты лионским штофом – дорогими шелковыми обоями с узором.

В 1870-х годах интерьер снова обновили: золоченую мебель заменили на гарнитур из амаранта и декорировали его желтым штофом. На стене - портрет Анны Сергеевны Шереметевой, первой супруги Дмитрия Николаевича:

-17

Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, талантливая певица и пианистка, она скончалась в 1849.

В 1857 Дмитрий Николаевич женился второй раз – на Александре Григорьевне Мельниковой. Оба были уже не молоды, А.Г. была к тому же довольно полной. Но граф полюбил и решил жениться, на что должен был получить высочайшее позволение. Он писал Александру II:

На первой жене я женился по вашему выбору и желанию. Второй раз женюсь по выбору сердца и любви.

Вот так всё было непросто.

Брак был разрешён. В этом браке также родилось двое детей.

-18

И даже есть фото, на котором Дмитрий Николаевич запечатлён с Александрой Григорьевной и сыном Александром.

Предцерковная комната

Первоначально она входила в тайную часть дворца: личные покои Прасковьи Жемчуговой. Через неё попадали в храм.

Знаменитый портрет Прасковьи Ивановны в красной шали. И есть ещё один портрет на стене в этой комнате:

-20

Это Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова, бывшая крепостная балерина Шереметевых и подруга Прасковьи Ивановны, которая была свидетельницей на их тайном венчании с Николаем Петровичем. Она вырастила Дмитрия Николаевича: дала слово своей умирающей подруге заменить ему мать.

Получив вольную, она не покинула Шереметевых. Позже помогала растить и внука своей подруги, Сергея Дмитриевича. Портрет работы крепостного художника Н. Аргунова.

Часы-орган изготовлены в 18 веке русскими мастерами. Сложнейший механизм помещён в корпус из красного дерева, украшенный латунью и бронзой – в стиле «жакоб». Верхняя часть корпуса часов-органа декорирована живописью по стеклу в технике эгломизе: на стекло наносилось сусальное золото и по нему делалась гравировка.

Конечно, в 19 веке интерьеры несколько раз меняли. Установили ореховые двери с серебряной отделкой. В 1830-х комната, переоформленная Иеронимом Корсини, стала частью парадной анфилады. Появилась мебель, обитая синим штофом и украшенная золотыми розами.

Белая гостиная

Здесь раньше располагался кабинет Николая Петровича.

-21

Замыкали анфиладу Зелёная и Малиновая гостиные, названные по цвету обивки стен:

Окна выходят в парк, огромный, тенистый. Вход в парк свободный, здесь всегда немноголюдно и прохладно даже в самый жаркий день. И очень приятно укрыться от туристической суеты Петербурга хотя бы ненадолго:

После смерти Дмитрия Николаевича наследником Фонтанного дома стал его сын от первого брака, Сергей Дмитриевич. Он был блестяще образованным человеком, в карьере достиг невероятных успехов: был флигель-адьютантом императора Александра III и членом Государственного совета. Он был историком, его перу принадлежит множество статей по истории России, серия книг «Старая Москва». Он был организатором нескольких исторических обществ. Он воевал. И, конечно, он щедро занимался благотворительностью.

Счастливо складывалась и семейная жизнь Сергея Дмитриевича. Он был женат на Екатерине Павловне Вяземской, внучке Петра Андреевича. Душа в душу они прожили пятьдесят лет и вырастили семерых детей.

-24

В усадьбе устроили масштабную перестройку и дворца, и парка. Были снесены парковые строения и на их месте выросли доходные дома для сдачи в аренду.

Счастливую, размеренную жизнь прервал 1917 год. Сергей Дмитриевич говорил, что он боялся наступления 20 века: он предчувствовал, что разразится смута. Кстати, как историк, он очень интересовался Смутным временем. И вот эта смута наступила. Сергей Дмитриевич вёл себя очень спокойно. Незадолго до своей кончины в 1918 он подписал документы о национализации и передал ключи от всех дворцов и усадеб Шереметевых, в том числе и Фонтанного дома, наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Умер он со словами: «Я умираю с глубокой верой в Россию. Я знаю, что она возродится».

С 1990 на первом этаже Фонтанного дома располагается Музей театрального и музыкального искусства. Также открыта для посетителей отреставрированная анфилада парадных комнат на втором его этаже.

Адрес: набережная Фонтанки, 34.