Найти тему
Москва, любовь моя

Шереметьевское подворье: ещё одна грустная московская история

Это место только называется по-прежнему «Шереметьевское подворье». На самом деле, ничего от прежних строений не сохранилось, на их месте - новострой под названием "Никольская плаза". Очень грустно.

Дома на Никольской исторически именовались подворьями. Так назывался постоялый двор, домовладение или усадьба.

В 18 веке эта земля принадлежала двум родам: Шереметевым и Черкасским.

В 1702 Борис Петрович Шереметев попросил Петра отпустить его в Москву подыскать дом, потому что «жена его не имела пристанища себе». И в том же году он купил дом у князя Воротынского на Никольской 12 х 15 сажен. Там были палаты столовая, оружейная, казённая, верхняя, средняя и нижняя, а ещё овощная, погреб и ледник.

Двор Шереметевых начинался от Чижевского подворья (Никольская, 12) и назывался «Китайским домом» – это были 2-этажные каменные палаты, в которых проживало не одно поколение знатного рода. Палаты Шереметевых находились в глубине улицы и представляли собой три стороны квадрата, с запада примыкая к владениям Чижовых.

Перед ними расстилался обширный двор, огороженный прекрасной решёткой. Напротив также располагалось владение Шереметевых: Потешный, или Конюшенный, двор (сейчас на его месте – проезд Третьяковых).

Двор Черкасских стоял вплотную к Шереметьевскому и занимал ещё и участок вдоль нынешнего Большого Черкасского переулка (переулки близ Никольской, Малый и Большой Черкасский, стали так называться именно в честь Черкасских).

Печальная процессия похорон Петра II, скончавшегося от оспы, в январе 1730 прошла по Никольской как раз мимо палат Шереметевых. Её наблюдала из своего окна Наталья Шереметева, невеста Ивана Долгорукова.

23 февраля 1730 в палатах Алексея Борисовича Черкасского собрались сторонники введения на Руси ограничения монархии - сам хозяин, а также представители семей Голицыных и Долгоруких, - составили т.н. "Кондиции" и пригласили на трон Анну Иоанновну.

В 1743 Варвара, единственная дочь Алексея Михайловича Черкасского, вышла наконец замуж за Петра Борисовича Шереметева. Который проявил огромное терпение, ожидая брака с ней. Сын прославленного фельдмаршала и дочь канцлера России - они были знакомы с детства и влюблены друг в друга. Но отец Варвары был против этого брака, поскольку сестра Петра Шереметева Наталья была замужем за опальным Иваном Долгоруким. Свадьба состоялась лишь после кончины её отца. Невесте было уже 32, жених был на два года моложе.

Парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых работы Художника И. Аргунова.
Парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых работы Художника И. Аргунова.

После свадьбы дворы двух родов были объединены (стали одним владением на Никольской ул., д. 10). Молодые хозяева устраивали здесь роскошные балы, приёмы и театральные спектакли.

Причём объединились не только дворы. Варвара Черкасская была богатейшей невестой России. Пётр Борисович в результате своей женитьбы утроил свой капитал, а также получил помимо прочего - усадьбу Останкино, обширные земли вокруг Кусково (сама усадьба Кусково - родовая вотчина Шереметевых). И театр с музыкантами.

Этот брак оказался счастливым, молодые супруги жили душа в душу и воспитывали троих детей: Анну, Варвару и Николая.

Анна была невестой Никиты Панина, но заразилась чёрной оспой и скончалась за несколько дней до свадьбы. Никита Иванович тяжело переживал утрату, так никогда и не женился. В Останкино есть мраморный бюст Анны Шереметевой работы Федота Шубина 1782 года.

Варвара вышла замуж за Алексея Разумовского, но их брак оказался несчастливым и с 1784 они жили порознь. Разумовский в 1790-е начал строить усадьбу на Воздвиженке, но продал её незаконченной младшему брату Варвары Петровны Николаю Шереметеву. Здесь, в «Наугольном доме», Шереметев поселился с молодой женой, Прасковьей Жемчуговой.

Она была дочерью крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва, семья которого перешла ко двору Петра Борисовича Шереметева вместе с приданым Варвары Черкасской. У девочки обнаружились способности к музыке и замечательный голос: лирико-драматическое сопрано с потрясающим диапазоном. И её начали готовить для труппы крепостного театра. С Николаем Шереметевым у них была разница в возрасте 17 лет, она его знала с детства.

Николай Петрович наследовал "Китайский дом" в 1788. При нём здесь появились обустроенные дома из камня в два этажа, выстроенные по краям участка. На месте двора Черкасских – в левом флигеле – был устроен театр, который давал представления зимой, а на лето переезжал в Кусково. Театр был знаменит своими декорациями и невиданными сценическими конструкциями и устройствами, а на сцене его блистала Прасковья Жемчугова.

Но центральная часть участка со стороны Никольской долгие годы оставалась не застроенной. В 1860 его взял в аренду предприниматель Александр Александрович Пороховщиков. В 1862 он выстраивает на этом месте трёхэтажное здание гостиницы «Шереметевское подворье» - по проекту архитектора Александра Степановича Никитина. Гостиница протянулась по красной линии Никольской улицы - между двух стоявших по углам владения Шереметевых жилых флигелей - заслонила собой старинные палаты Шереметевых.

Вдоль здания гостиницы был уложен первый в Москве асфальт.

В 1871 шереметьевское владение наследует Сергей Дмитриевич Шереметев (1844–1918), историк и коллекционер, внук Прасковьи Ивановны Ковалёвой, ставшей графиней Шереметевой.

В 1898 он приступил к переустройству своей территории. В результате в 1900 на углу Никольской улицы и Большого Черкасского переулка вырастает огромный доходный дом по проекту Александра Фелициановича Мейснера (Б. Черкасский пер., 2/10):

Он получил эклектичные формы и декор в стиле барокко. В угловой части дома был открыт знаменитый магазин парфюмерии «Брокар» с великолепными интерьерами в стиле модерн.

Справа от дома 10 - если стоять лицом к зданию - Мейснером же был возведен доходный корпус с устроенными в нём меблированными апартаментами.

Шереметевым также принадлежала фешенебельная гостиница «Славянский базар», открытая в 1872 А.А. Пороховщиковым. Она располагалась на противоположной (от «Китайского дома») стороне Никольской улицы (дом № 17). Это перестроенный в 1872 дом Шереметьевых постройки 1781 года.

-4

Б.П. Шереметев купил это владение ещё в 1700.

«Славянский базар» с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и…  аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картёжные игры в двадцатирублевых номерах.
Владимир Гиляровский

В этом же здании, в полукруглом павильоне с высокой стеклянной кровлей, дающей естественный свет, располагался знаменитый ресторан «Славянский базар», который славился своей русской кухней. Это было необычно для того времени: существовало разделение на трактиры (с русской кухней) и рестораны (с кухней французской).

В ресторане «Славянский базар» Немирович-Данченко и Станиславский обсуждали идею создания нового театра, знаменитого МХАТа.

Зал ресторана украшала картина И.Е. Репина «Славянские композиторы». На ней были изображены композиторы разных стран и разных времён (русские, польские, чешские), никогда в реальности не встречавшиеся. Маковский запросил с Пороховщикова за такую работу 30 000, а молодой тогда Репин согласился за 1 500. Сейчас картина украшает Большой зал консерватории.

Здание ресторана «Славянский базар» сгорело в 1993: уцелел лишь его каменный остов. А в корпусе гостиницы, выходящем на Никольскую, сегодня расположена Камерная сцена Большого театра.

В советское время помещения Шереметевского подворья (дом 10) занимали различные издательства и фабрика «Красная швея».

В 2010-х Шереметьевское подворье было уничтожено. Под видом реставрации. Очередная жемчужина Москвы попала в алчные лапы частного собственника. Как будто на Никольскую, находящуюся в двух шагах от Кремля, высадился вражеский десант, напрочь игнорирующий российские законы и власть. Здание было снесено до основания, до кирпичика, а на его месте построен внешне похожий, но гораздо бо́льший по размеру торговый центр «Никольская плаза».

-5

На первом этаже манят к себе обновлённые фасады с красивыми витринами, но заходить туда совсем не хочется. Никогда и не зайду. Со второго по четвёртый этажи – апартаменты премиум класса с видом на Красную площадь и Кремль.

Теперь это даже достопримечательностью назвать нельзя.

Адрес: Никольская улица, д. 10, стр. 1, стр. 2А, 2Б; стр. 3А.

P.S. Летние фото без новогодней подсветки: