На этот изумительный архитектурный ансамбль невозможно не обратить внимание. Сегодня в этом знаменитом здании Шереметевской больницы располагается административный корпус Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского:
На фасаде красуется восстановленная историческая надпись: "Странноприимный дом Н.П. Шереметева":
Учредителем Странноприимного дома был граф Николай Петрович Шереметев. Человек, который в своих действиях всегда следовал "побуждениям патриотического усердия":
Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный Дом для содержания в оном, на моем иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных, и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных.
Из письма Н.П. Шереметева императору Александру I
Шереметев задумал строительство Странноприимного дома в 1792. Странноприимного - потому что здесь находили приют странники, бедняки, то есть все, этого приюта лишённые. В любое время любой человек мог сюда прийти и рассчитывать на лечение и ночлег.
Вдохновительницей графа была его любимая супруга - Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, бывшая актриса крепостного театра:
В 1798 Шереметев дал Прасковье вольную, ей было уже 30 лет (ему 47). 6 ноября 1801 они обвенчались в церкви Симеона Столпника, что на Поварской. Обвенчались ночью, тайно, потому что император Павел I, не смотря на всё своё расположение к Шереметеву, не мог дать ему разрешение на женитьбу (чтобы не создавать прецедента). Обвенчались вопреки протестам родственников (с обеих сторон) и светского общества (ведь Николай Петрович был самым завидным женихом России).
Благословил их митрополит Платон, увидев в их многолетнем союзе искреннюю любовь и заботу.
Московский дом Шереметевых находился неподалёку от храма - на Воздвиженке.
Прасковья давно просила мужа открыть такое лечебно-благотворительное заведение, где больные бездомные люди могли бы получать бесплатное лечение и крышу над головой. Для строительства они выбрали участок за Земляным валом у Сухаревской площади "на Черкасских огородах". Эту "огородную землю, что за Сретенскими воротами" первый царь династии Романовых - Михаил Фёдорович - подарил своему двоюродному брату, князю Ивану Борисовичу Черкасскому. И она стала одним из многих владений, которые мать Николая Петровича, княжна Варвара Алексеевна Черкасская, дочь канцлера, принесла своему жениху Петру Борисовичу Шереметеву в качестве приданого.
Первый проект "каменной гошпитали" был разработан учеником Баженова, Елизвоем Семёновичем Назаровым. Она была заложена 28 июня 1792. Это была типичная городская усадьба того времени: главный корпус отстоял от улицы, а за домом был разбит аптекарский огород и сад для прогулок больных. В центре - домовой храм, разделяющий здания на два крыла - больницу и богадельню.
Но в 1803, через 9 лет, когда здание ещё не было достроено, Прасковья Ивановна умерла. Скончалась через три недели после рождения их единственного сына Дмитрия. И безутешный граф поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание так, чтобы оно стал величественным памятником его супруге. Скромное здание Елизвоя Назарова нужно было превратить в величественный дворец.
Кваренги пришлось вносить изменения в практически законченное здание. Он соединил два крыла здания галереей, а портик центральной части заменил тосканской полуротондой с двойными колоннами, которая придала всей композиции и лёгкость, и торжественность. Были построены также портики на торцовых фасадах здания и добавлены четыре флигеля - Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский.
Здание приобрело подковообразную форму: оно обрамляло парадный двор Странноприимного дома. Венчает его внушительный купол домовой Троицкой церкви.
Интерьеры создавались живописцем Доменико Скотти и скульптором Гавриилом Тихоновичем Замараевым. Они довольно скромные (всё же нельзя забывать назначение этого здания).
Но выполнены из самых дорогих материалов. Главным акцентом интерьеров была отделка Троицкой церкви и Белого зала. Итальянский мрамор, зелёный камень с Урала, - всё было первоклассным.
Под самым куполом храма в небесном сиянии трубят ангелы и парит голубь (Святой Дух):
Существует предание, что два ангела на росписи купола имеют портретное сходство. Маленький ангелочек с пальмовой ветвью и колосьями похож на сына Шереметевых Дмитрия:
Ангел с бубном имеет сходство с Прасковьей Жемчуговой:
В нижней части росписи купола до сих пор сохранилась надпись на латинском языке: "Домеником Скотти придумано и изображено красками в 1805 году".
К тому времени взошедший на престол Александр I признал брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой официальным. Сына Дмитрия - законным наследником. А сам Странноприимный дом стал даже не памятником Прасковье, а памятником любви, пережившей века и ставшей легендой.
Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось 28 июня 1810 года. На этом портрете В.Л. Боровиковского Н.П. Шереметев указывает рукой на полностью достроенное здание:
Но граф не дожил до этого дня, до открытия Странноприимного дома. Пережив супругу всего на шесть лет, он скончался 2 января 1809, за полтора месяца до окончания строительных работ. А оставшегося сиротой маленького Дмитрия взяла на воспитание вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.
Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане. Здесь лечили и давали приют. Выдавали приданное осиротевшим девицам, а также средства на "вспоможение… претерпевающим семействам" и "восстановление обедневших ремесленников". Причём ремесленникам не давали деньги, им покупали инструменты. Кроме того, передавались деньги в монастыри и храмы.
Работа и финансирование Странноприимного дома были продуманы до мелочей и юридически выверены. Он работал по уставу, который составил Алексей Фёдорович Малиновский, управлявший Московским архивом Коллегии иностранных дел. Его отец, священник, был духовником графа Николая Шереметева.
Более 200 000 человек получили помощь в Странноприимном доме. Поступившие сюда люди, как правило, оставались здесь на постоянное жительство.
И он не раз превращалась в госпиталь. Во время Отечественной войны 1812 года здесь размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.
В день вступления французов в Москву дом опустел. Французы начали его грабить, но узнав, что это больница и богадельня, выстаили к нему охрану. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, но их вскоре восстановили.
В страшную эпидемию холеры 1830 в Странноприимном доме никто не заболел.
Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей, которые на полях сражения развернули госпиталь на 50 коек.
С начала 19 века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии, а в 1884 больница становится клинической базой Московского университета.
Род Шереметевых оставался попечителями больницы до Октябрьской революции. Они были главными смотрителями, членами Совета, вносили большие суммы денег на поддержание Странноприимного дома, который сохранялся благодаря их неустанной заботе, доброте и порядочности.
Все изменилось в 1917. Большевики искореняли память о Шереметевых: с фасадов исчезли их родовые гербы, была закрыта Троицкая церковь (большую часть прекрасных настенных росписей забелили).
В 1919 в здании обосновалась Московская городская станция скорой медицинской помощи, а Странноприимный дом переименовали в "Городскую больницу № 27".
В 1923 рядом возвели и корпус НИИ скорой помощи, носящего имя Н.В. Склифосовского, который находится в этих стенах и поныне. Правда, сам Склифосовский в этой больнице не работал, так его ученики решили увековечить память своего наставника.
Конечно, по коридорам Института Скорой помощи имени Н.В. Склифосовского не прогуляться без специального пропуска. Но Троицкий храм, который занимает весь центральный объём здания, работает, там по выходным проходят открытые службы, и каждый может зайти и увидеть его прекрасные интерьеры собственными глазами.
Великое дело, начатое графом Шереметевым, его Странноприимный дом, существует уже более 200 лет. Хорошо, что его не отдали какому-нибудь банку. И что, как и 200 лет назад, в нём продолжают заниматься медициной и помогать людям.
Адрес: Большая Сухаревская площадь, д. 3.