Я очень долго собирала информацию для этой статьи. У меня двойственное отношение к буддизму, ламам и монахам. С одной стороны, я бесконечно уважаю монаха, моего тибетского доктора, который лечил меня долгие годы. Я знаю его уже больше 15 лет, и мое уважение только укрепляется со временем. С другой стороны, за 25 лет я побывала в огромном количестве монастырей, познакомилась и пообщалась с разными монахами и настоятелями. Они разные, очень разные. Есть те, встреча с которыми радует, есть моменты, которые очень смущали. Но вот отношение к Далай ламе у меня почему-то с самого начала было отстраненное и чуть настороженное. Никакой негативной информации у меня не было, видела я его один раз очень и очень издалека, большого интереса у меня ни он сам, ни его книги не вызывали. Впрочем, на волне общего восторга от буддизма несколько книг я все же прочитала. Но постепенно стала накапливаться информация, которая не укладывалась в официальный образ духовного лидера, просветленного и одухотворенного. Захотелось разобраться и как-то определиться (хотя меня это не сильно волнует, а буддизму и далай ламе на меня совсем начихать, это понятно. Они были, есть и будут вне моего отношения к ним). И не так давно в результате "серфинга" по интернету, я нашла книгу, написанную самими тибетцами The False Dalai Lama: The Worst Dictator in the Modern World.(International Shugden Community).
300 страниц, сотни фактов с указанием источников, перечень разоблачающих публикаций в других изданиях. Весьма серьезный труд. Я знаю, что у Далай ламы давний серьезный конфликт с шугденистами. Но это не отрицает тех фактов, которые они собрали и привели доказательства. И кроме того, разбираться в исторических событиях так себе занятие - точка зрения каждой стороны основана на своем представлении о том, как всё было, что есть истина и что ложь, и как нам обустроить наш мир. И у каждой стороны есть своя выгода.
С полным принятием факта, что для большинства тибетцев это очень важный и значимый человек, тем, не менее, возвеличивание человека до образа безгрешного святого, чистого, правдивого, одухотворенного и безгрешного, вызывает неприятие. Поэтому полезно смотреть на мир и на историю с разных сторон. Есть публичный имидж человека, есть правда, и они иногда очень разные. Поскольку информации о нем и так много в интернете, и вряд ли я сообщу что-то новое, но в этой статье более интересны архивные фотографии.
НАЧАЛО ПУТИ и ТИБЕТ
Тибет уникален в буддийском мире своей системой “воплощенных лам”, идея которой заключается в том, что продвинутые духовные учителя могут выбирать место для своего следующего перерождения, возвращаясь в мир из жизни в жизнь, чтобы учить dharma. В Тибете было много таких лам, и Далай-лама был лишь одним из них до 1642 года. Именно тогда монгольский хан возвел на трон Тибета пятого Далай-ламу, и с тех пор его преемники стали номинальными главами Тибета.
На самом деле Далай-лама не является духовным лидером ни одной из четырех основных школ тибетского буддизма, даже школы Гелуг, к которой он принадлежит и которую возглавляет Ганден Трипа. Ганден Трипа (тиб. དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ, Вайли dga' ldan khri pa — титул духовного лидера школы тибетского буддизма Гелуг, которая контролировала центральный Тибет с середины XVI века до середины XX-го. Ганден Трипа является настоятелем монастыря Ганден. Нынешним главой школы является 104-й Ганден Трипа, Кьябдже Джецун Лобсанг Тендзин Палзангпо, а не Далай-лама XIV, как часто ошибочно считается. Ганден Трипа является выборной должностью, а не линией реинкарнации. Однако тибетское руководство использовало незнание людьми этого факта для продвижения Далай-ламы как духовного лидера всего Тибета.
Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб и в четыре года был признан реинкарнацией предыдущего духовного лидера и стал 14-м Далай-ламой. Летом 1939 года Арчибальд Троян Стил, корреспондент американской газеты «Чикаго Дейли Ньюс», проживающий в Китае, отправился в монастырь Кумбум, чтобы понаблюдать за ребенком из Амдо, которого в то время проверяли на наличие признаков, подтверждающих его право на трон Тибетского государства как 14-го Далай-ламы. В 1944 году Стил вернулся в Лхасу, чтобы посетить уже восседающего на троне Далай-ламу, которому в то время было девять лет. Так что начнем с этой галереи, она очень любопытная - увидеть юного далай ламу и Тибет тех времен.
17 ноября 1950 года во дворце Норбулинка состоялась торжественная церемония возведения на трон Его Святейшества Далай-ламы как главы светской власти в Тибете. Ему было тогда всего 15 лет. А через 9 лет во время консультации с оракулом Далай-ламе было дано четкое указание покинуть страну. Около 10 часов вечера Его Святейшество, переодетый в обычного слугу, в сопровождении эскорта, сумел выбраться из Лхасы и направился в сторону Индии. И с тех пор он живет в изгнании.
Вроде бы все героически и достойно. Что же тогда не так? Вот с изгнания и начнем. Поскольку информации много, то я буду основную часть размещать в подписях к фотографиям. Получится такая история в картинках.
Мифы, связанные с его побегом из Тибета
Мифы, окружающие его побег из Тибета Выход голливудского фильма "Кундун" в 1997 году вызвал новый интерес к побегу Далай-ламы из Тибета в 1959 году. Тщательное изучение реальных этапов этого побега из разных источников выявляет множество противоречивых версий. Многое из того, что Далай-лама сказал о своем побеге из Тибета, не соответствует действительности. Кстати, по ходу поисков я нашла потрясающе интересную книгу Стюарта и Ромы Гелдеров, которые путешествовали по Тибету в 1962 году, то есть, через 3 года после побега.
Принятие коммунизма и отношения с Мао Цзе Дуном.
Сотрудничество с ЦРУ и тибетскими повстанцами
Сомнительная дружба
Любой человек, который становится известным и проявляется в этом мире, неизбежно будет подвергаться критике. Его жизнь, слова, действия, отношения словно освещаются прожектором. И люди редко прощают проступки или сомнительные высказывания. Вернее, себе прощают, а другим нет. Тем более тем, кто берет на себя роль духовного учителя и лидера народа. Это невероятно сложно - быть у всех на виду, знать, что за каждым твоим словом и шагом внимательно все следят, а недруги только и ждут, когда ты ошибешься. Но с другой стороны, в этом тоже есть разумность. Если человек берется за то, чтобы указывать другим, что хорошо, а что плохо, то другие имеют право спросить: "А судьи кто?".
Протесты всех против всех
Так кто же он? По моему мнению, просто человек, которого история вынесла на место, освещенное яркими прожекторами. А под таким светом сложно жить, когда твой каждый шаг оценивают и рассматривают с разных точек зрения. А человек совершает поступки (хорошие и плохие), делится мыслями (мудрыми и банальными), ошибается и принимает правильные решения (и сразу этого не понять), поддается влиянию и влияет сам на других, пользуется безмерное уважением одних людей и вызывает бурное негодование у других. Наверное, самое главное, что для многих людей он по-прежнему значим и является непререкаемым авторитетом (как например, для моего доктора). А для меня самым интересным оказались именно архивные фотографии. Они о многом говорят больше слов.
Немного информации для тех, кому это может быть полезно:
У многих сложилось представление, что Далай лама - это лидер всех буддистов, а буддизм является цельным течением, но это не так. Так же как христианство или ислам, он имеет несколько направлений. Одни зародились в глубокой древности, другие появились позднее и немного иначе трактуют древние тексты. Вероучение распадается на множество школ – в среднем их насчитывается 18. Итак, кратко об основных направлениях буддизма:
- Тхеравада (Учение Старейшин): древнейшее направление буддизма, сохранившееся до наших дней в том виде, как его проповедовал Будда Гаутама Шакьямуни. Распространено: Шри Ланка, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа. 40% приверженцев.
- Махаяна (Великая Колесница): восприятие образа Будды не как исторического первоучителя, а как существа, обладающего божественной природой и “космическим телом Будды” – божественной субстанцией, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. Распространено: Китай, Вьетнам, Япония, Тайвань, Корея. Более 50% всех буддистов мира.
- Ваджраяна (Алмазная колесница): Ваджраяна появилась в результате соединение махаяны с индийским тантризмом, а в Тибете в этот синтез добавились еще и элементы местной религии бон. В отличии от других направлений буддизма Ваджраяна предполагает возможность достижения человеком состояния Будды в течении одной жизни. Сейчас наиболее распространено в Тибете, Монголии, Непале, Японии, некоторых районах России (Тыва, Бурятия, Калмыкия). Последователи Ваджраяны многое позаимствовали из вероучений религии Бон.
- Тибетская ветка (сформирована на основе махаяны и ваджраяны), самая малочисленная – 6%. Распространено: Тибет, Бутан, Монголия, Тува, Калмыкия, Бурятия. Далай-лама