Есть много утверждений и статей о том, что нацисты были очарованы Тибетом и незримой властью тибетских лам, что направили туда свою экспедицию для того, чтобы узнать все тайны и секреты. Это известное и повторяемое во многих источниках утверждение о том, что экспедиция Эрнста Шефера в Тибет в 1938-39 годах была финансирована нацистами и имела оккультную цель. Экспедиция действительно была, и цели у нее были, и определенная связь с представителями национал-социалистами тоже была. Но не так все просто. Про саму экспедицию я напишу позже, а вот откуда взялась версия о связи нацистов с Тибетом немного коснусь в этой статье. Это был длительный процесс слияния двух мифов – вдохновение нацистов оккультизмом и представление о тайных владыках мира в Тибете. Умберто Эко в "Маятник Фуко" писал так:
"Наш мозг привык связывать все и вся со всем остальным. “Убежище - это Тибет”. “Почему Тибет?” “Убежище - это Агарта". Вы, джентльмены, должно быть, слышали разговоры об Агарте, месте пребывания Владыки мира, подземного города, из которого хозяева мира контролируют и направляют развитие человеческой истории. Вы, должно быть, знаете о связи между царством Агарта и синархия (правление тайных обществ)”. Но мы всегда начинали с объективных данных, с информации, находящейся в открытом доступе”.
СОЗДАНИЕ МИФА О “ТАЙНЫХ ВЛАДЫКАХ МИРА” В ТИБЕТЕ
Взгляды на Тибет как на оккультную страну по сути не были основаны на каком-либо реальном опыте знакомства с этой страной и ее народом. Примечательно, что “оккультизация” Тибета была начата не теми, кто действительно там побывал. Она появилась от тех, кто там никогда не бывали.
Версия Зигмунда Рихтера, немецкого теолога и алхимика: скрытыми мастерами, контролирующими мир, было таинственное тайное общество розенкрейцеров. Вскоре после основания общества они эмигрировали в Индию и жили на высокогорных равнинах Тибета. Рихтер в 1710 году написал, что розенкрейцеров больше не было в Европе, поскольку они удалились в Индию, чтобы жить в мире. Позже их место назначения было перенесено в Тибет, поскольку Индия, по-видимому, не была достаточно таинственной.
Версия барона Карла Готхельф фон Хунда: он основал масонство строгого соблюдения, и утверждал, что получил свои знания и авторитет от “тайных владык”, которые в нужное время и в нужном месте давали о себе знать и которым надлежало беспрекословно повиноваться.
Версия Елены Блаватской: она выдвинула концепцию “Скрытых учителей” заявила о том, что провела семь лет в Тибете, работая с махатмами, таинственными тайными учителями, которые жили там, но не были тибетцами по происхождению. Просто они там скрывались от цивилизации.
Версия Жан Маркес-Ривьера: он опубликовал вымышленную автобиографию «В тени тибетских монастырей» (Jean Marques-Riviere. A l’ombre des monasteres thibe-tains, 1929), в которой доказывал существование таинственных могущественных фигур. Правда, через несколько лет, он признался, что представленные им тексты были фантазиями. Но легенды о могущественном Владыке Мира, и организации, которая распространяется по всему Востоку и объединяет его как в духовном, так и в политическом смысле уже начала распространяться. Затем известная путешественница того времени Александра Давид-Неэль внесла свой вклад в эту версию в книге "Мистики и маги Тибета"(Mystiques et magiciens du Tibet. 1929).
Так что, миф о существовании скрытых владык мира в Тибете стал широко известен еще до прихода нацистов к власти.
СОЗДАНИЕ МИФА О ШАМБАЛЕ И АГАРТЕ КАК ПОДЗЕМНЫХ ТЕОКРАТИЯХ
Теперь перейдем к легендам о землях Шамбала и Агарти. Шамбала была частью системы верований в Азии, в которых утверждалось, что оттуда должен появиться великий царь. А вот Агарти – это полностью плод фантазии о таинственном царстве. Миф об этой земле создал Луи Жаколио в книге "Сын божий" в 1873 году. Эта ложная легенда об Агарти, или Агартхе, была подхвачена и развита французскими оккультистами. Сент-Ив д'Альвейдр в книге "Миссия во Внешней Европе" подробно описал это царство – это подземная теократия, которая располагалась под Гималаями, откуда ее правители руководили глобальными событиями. Именно там обитают высшие существа, которые являются истинными правителями мира. Существуют подземные ходы, которые связывают Асгарту с внешним миром, но попасть туда могут лишь те, кто был посвящен самими владыками. Польский автор Фердинанд Оссендовский расширил представление об Агарти в своем бестселлере 1922 года "Звери, люди и боги". Правда, он зачем-то приписал историю Агарти древней монгольской легенде, хотя весь свой рассказ построил на книгах Сент-Ива д'Альвейдра. Этого творца мифов поддержал следующий автор, Рене Генон, в работе "Король мира" (1927г). И процесс пошел – всё больше авторов утверждало о существовании Асгарти и даже о своих путешествиях туда.
Внесла свой вклад и Блаватская в книге «Тайная доктрина» в 1888 году. Она связала оригинальный индийский миф о Шамбале с другими мифами о легендарных затонувших островах (Лемурии, Атлантиде), чтобы создать мир, в котором лишь избранные выжившие “нашли убежище на священном острове (ныне "легендарная" Шамбала, в пустыне Гоби)”.
Таким образом, две важнейшие концепции – о группе скрытых мастеров и о существовании двух возможных миров, где они обитали, и обе они находились в Тибете – повлияли на интерпретацию цели экспедиции Шефера в Тибет в 1939 году.
КАК СОЗДАВАЛСЯ МИФ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ НАЦИСТОВ
Сочетание молниеносных успехов нацистов, их стремительного распространения и захвата власти, наряду с их явным злом, побудили подозрения о том, что они были продуктом тайного и демонического влияния. Начали появляться книги и статьи, в которых утверждалось существование связи национал-социалистов и могущественных владык Тибета (Луи Повельс и Жак Бержье "Утро волшебников", Герман Раушнинг "Гитлер говорит", Эдуард Саби “Гитлер и оккультные силы). Впрочем, Гиммлер и Розенберг действительно имели мистические наклонности. А вот Гитлер отвергал оккультизм и скептически относился к оккультным амбициям других, поскольку тема Тибета и его религии казалась Гитлеру чуждой и не имеющей отношения к делу. Он утверждал, что его движение – «это хладнокровный и высокоразумный подход к реальности, основанный на величайших научных знаниях и их духовном выражении», а оккультизм – это дело церкви. Согласно его указа 1937 года, масонские ложи, теософские круги и связанные с ними группы были распущены по всей Германии, с этого момента оккультная деятельность стала незаконной. А когда Шефер после экспедиции передал подарки от тибетского регента, Гитлер не понял их предназначение и был весьма разочарован.
Но как нацистский оккультизм оказался связан, пусть и ложно, с секретными центрами знаний в Центральной Азии? Эта связь приписывается обществу Врил и обществу Туле.
- Врил: Еще в 1871 году в своем романе "Грядущая раса", который также вдохновил Блаватскую, Эдвард Бульвер-Литтон описал подземную расу сверхчеловеков, вриль-я. Эти “сверхсущества” намного опередили человечество во всех отношениях, благодаря своей способности использовать таинственную силу или энергию, которой Бульвер-Литтон дал название “Врил”. Из этих корней возникло общество Врил в Германии.
- Туле: Влиятельная роль в качестве оккультного центра национал-социалистической элиты также приписывалась обществу Туле, основанному в Мюнхене в 1918 году. По словам Пауэлса и Бержье, она была частью сети оккультных групп и объединений, некоторые из которых восходили к далеким временам и местам. Общество не только функционировало как организация оккультных адептов, но и в первую очередь служило прямой точкой соприкосновения со сверхъестественными силами или связующим звеном со “Скрытыми Учителями”, главным образом в Тибете, которым приписывались тайные знания, сверхчеловеческие способности и оккультные силы. Увы, это все фантазии, ибо на самом деле общество "Туле" – это расистская и антисемитская организация.
Таким образом, можно видеть, что озабоченность нацистов оккультными верованиями и таинственными силами, доступными им на Востоке, была, мягко говоря, сильно преувеличена.
МИФЫ И ВЫМЫСЛЫ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ ШЕФЕРА
Простого факта, что научная экспедиция членов СС посетила таинственную землю Тибет в это время, незадолго до начала Второй мировой войны, было достаточно, чтобы придать вес вымышленным оккультным связям между нацизмом, Гитлером и “Скрытыми Мастерами” в Агарти и Шамбале. И как экспедиция использовалась для подтверждения мифов об оккультных связях между Гитлером, нацизмом и восточными теократиями?
Как часто бывают, источник находится в художественной литературе. Многие данные были взяты из французского шпионского романа 1933 года "Септ тет-а-тет с верхним драконом", в котором проводилась связь между нацистами и тибетцами. Его автором предположительно был французский секретный агент, писавший под псевдонимом Тедди Легран, который, как позже стало известно, погиб при загадочных обстоятельствах. В романе, описывающем могущественную тайную организацию, ответственную за расцвет национал-социализма и коммунизма, искусно переплетаются факты и вымысел. А затем Пауэлс и Бержье в своем "Утре волшебников" дополнили – тибетский монах, который жил в Берлине, колония индуистов и тибетцев, обитавшая в Мюнхене. Потом появились легенды о том, как советские бойцы обнаружили трупы тысячи добровольцев-смертников гималайского происхождения в немецкой форме без каких-либо документов или значков. На самом деле, в первой половине двадцатого века в Германии жил только один тибетец: он был переводчиком Альберта Тафеля, которого тот привез с собой после экспедиции в 1907 году. Также нет никаких доказательств в пользу утверждения о тысяче тибетских трупов в военной форме. Эта история может быть легендой, возникшей из-за того, что во время Второй мировой войны монгольские калмыки сражались на стороне немцев.
СМЕСЬ ВЫМЫСЛА И ФАКТОВ
Например, американский историк Ли Фейгон объясняет: “В конце 1930-х годов Гитлер и Гиммлер зашли так далеко, что отправили экспедицию в Тибет, чтобы измерить размеры головы тибетцев и убедиться, что тибетцы не евреи, а истинные арийцы. Говорят, что Гитлер даже привез в Германию группу монахов, приказав им исполнять специальные песнопения, чтобы изменить погодные условия, готовясь к своему злополучному вторжению в Россию.” Орвилл Шелл, американский профессор, сообщал: “Действительно, еще в 1926 году, задолго до того, как они стали силой, с которой приходилось считаться, будущим сторонникам нацистов удалось отправить в этот район первую из нескольких "антропологических" экспедиций под руководством зоолога Эрнста Шефера”.
Оккультные инсинуации, связанные с экспедицией, вновь появились в 1997 году, когда на экраны вышел фильм "Семь лет в Тибете", основанный в значительной степени на книге Генриха Харрера (1952 г). Кстати, это привело к исследованию нацистского прошлого самого Харрера.
После добросовестного исследования и просмотра всех файлов в Национальном архиве в Вашингтоне, многие авторы вынуждены были признать, что они не смогли найти ничего “об оккультной деятельности и интересах Третьего рейха в отношении Тибета”. Но при этом они не сдаются и завершают свои работы, например, вот так: “Таким образом, мы не можем исключить гипотезу о том, что Шефер был вовлечен в нечто большее, чем просто сбор бабочек, в этот исторический и официальный поход в Гималаи во время великого международного кризиса и глобальной напряженности”.
То есть, фактов нет, но мы не можем исключить, что такое было. А в дальнейшем другие авторы пропускают "фактов нет" и начинают развивать домыслы. Что же заставляет авторов писать подобные вещи? К пониманию можно подойти с точки зрения теорий заговора, где события интерпретируются с точки зрения оккультизма, а группы идентифицируются как “тайные общества”. Согласно Джеффри Кьюбитту, “миф о заговоре рассказывает предположительно правдивую и предположительно историческую историю о заговоре, а также о событиях и катастрофических последствиях, к которым он привел”. Дэниел Пайпс отмечает, что “теория заговора - это страх перед несуществующим заговором".
Мифы о заговоре возникают во времена радикальных социальных потрясений и постоянной агитации. В этой ситуации неуверенности и проблем с ориентацией мифы о заговоре - это метод преодоления кризисов и простой инструмент, который облегчает восприятие и позволяет уменьшить сложность явлений.
Люди обожают тайны и заговоры. Секреты, маги, мистики, жуткие ритуалы, мистерии, оракулы, предсказатели – это притягивало во все времена. А создание правдоподобности делается весьма просто - детали разбросаны по всему тексту, чтобы передать инсайдерскую информацию или симулировать ее достоверность, расплывчатые формулировки, ссылки на утерянные или закрытые источники, обвинения официальных историков в желании скрыть правду или боязни раскрыть данные.
Таким образом, помимо искаженной научной экспедиции в Тибет пяти ученых, связанных с СС, и ни к чему не обязывающего письма тибетского регента Гитлеру, единственным доказательством связи нацистов с Тибетом, которое можно привести, является множество недоказанных сенсационных бестселлеров. Оккультная связь нацистов с Тибетом была впервые придумана французами в 1930-х годах как способ либо оправдать, либо дискредитировать нацистов, проводя прямую линию от теософии Блаватской к нацистскому оккультизму и утверждая, что с того периода между нацистами и Тибетом существовали оккультные и эзотерические связи. Этот же миф был воскрешен сегодня, чтобы очернить тибетский буддизм и представителей Тибета в изгнании, утверждая, что Далай-лама находился под влиянием нацистской идеологии, и намекая на тибетский заговор с целью завоевания мира. Однако в век Интернета эти мифы о заговоре распространяются с головокружительной быстротой и укореняются в умах тех, кто склонен к таким убеждениям.
В качестве примера возьмем письмо, которое регент Ретинг отправил Гитлеру и которое всегда приводят как доказательство доброго тибетцев к нацистской Германии. Регент написал это письмо по просьбе Шефера, хотя сам вряд ли понимал личность человека, которому писал. Надо принять во внимание, что это Тибет 30-х годов, личность Гитлера еще не осудили, нацизм не судили, газет и интернета в Тибете нет. Перевод письма был сделан тибетологом Йоханнесом Шубертом, но, как показал в 1995 году Райнхард Греве, его перевод просто-напросто неточен. Он даже добавил замечания, которых нет в оригинале документа, причем наиболее проблемной вставкой является замена распространенной тибетской фразы: “Здесь я (Ретинг) чувствую себя хорошо и делаю все, что в моих силах, в наших религиозных и государственных делах” на фразу “В настоящее время Вы прилагаете все усилия для создания прочной империи мирного процветания, основанной на расовой основе”. С тех пор неточный перевод Шуберта использовался для демонстрации симпатий тибетцев к расистским идеям и для того, чтобы приписать тибетскому правителю некритическое отношение к нацистам. (I. Engelhardt, “Mishandled Mail”)
В следующей статье напишу более подробно об экспедиции Шеффера и что с ней было нет так.
Предыдущие статьи из этой серии
Статью "Тибет в огне" Дзен заблокировал, увы.