Многие считают, что до китайского вторжения в 1959 году, старый Тибет являлся духовно-ориентированным королевством, свободным от эгоизма, пустого материализма и коррупции. Западные СМИ, путеводители, литературные произведения и голливудские фильмы изображают тибетскую теократию как подлинный Шангри-Ла. Сам Далай-лама заявлял, что «проникающее влияние буддизма» в Тибете «создало общество, погруженное в мир и гармонию. Мы наслаждались свободой и полнотой жизни». Старый Тибет был идеализирован западными восторженными поклонниками, энергично растиражирован, как обитель духовности и просветления. Увы, на самом деле все было не так радужно. Одна из самых неоднозначных тем – это вопрос о рабах и крепостных в Тибете
Это сложная и запутанная тема. С одной стороны, есть публицисты, исследователи, которые говорят - "Да, это правда!" (и приводят свидетельства путешественников, фотографии, воспоминания людей). С другой стороны, есть исследователи, политики, публицисты, которые говорят - "Нет, это неправда!" и убеждают, что это всё китайская пропаганда и стремление очернить Тибет под властью лам. Поэтому я стремилась к тому, чтобы избежать клише и непроверенной информации, которую перепечатывают в интернете, стремясь найти первоисточник или ссылки на те источники, которые сами заботятся о своей репутации. Когда дело касается истории, то я чаще верю снимкам, нежели словам. Впрочем, снимки тоже нужно проверять, и поэтому все фото, которые размещены в этой статье, имеют автора и данные о времени/месте съемки.
Я не историк, да и Дзен не место для научных монографий. Мне стала интересна эта тема, я в нее погрузилась и делаюсь той информацией, которую нашла и посчитала интересной. Начну с моих выводов (хотя изначально не собиралась этого делать):
- И рабство, и крепостное право однозначно были в Тибете до 1950 года. Но они также были в те времена и во многих других странах. Даже сейчас число порабощенных людей оценивается от 38 миллионов до 49,6 миллионов, в зависимости от определения рабства. Что же можно было ожидать от феодального общества в удаленном регионе?
- Конечно же будут споры, потому что это две стороны, у каждой из которых есть свои интересы и выгоды, будут доказывать свою точку зрения. И да, это вопрос пропаганды в том числе, но где ее нет? Это вопрос политики.
- Да, есть академические споры, это тоже неизбежно. Не существует такой вещи, как свободное от ситуации принятие решения. Все суждения и решения основаны на том, как мы видим и понимаем мир.
- Да, есть много свидетельств людей, которые побывали в том регионе в те времена и всё видели своими глазами. А потом написали об этом книги и мемуары. Но есть такое понятие как «эффекта наблюдателя». Смысл почти любого явления зависит от наблюдателя, от призмы, сквозь которую конкретная личность воспринимает явление. Любая данность сама по себе не обладает однозначным значением, конкретные значения ей приписывает конкретная личность (в зависимости от призмы своего восприятия).
- Для меня вопрос даже не в наличии рабства и жестокости режима того времени, а в креативном приукрашивании «того мира, который был», и преувеличении ужасов «того мира, который есть сейчас». Китайцы были не лучше в этом плане, но они хоть признали наличие этих фактов своей истории.
- Я сторонник фотографий, которые подчас говорят больше слов. Фотографии, конечно же, тоже могут врать, но намного меньше. Так что я размещу фотографий из коллекций двух известных британских музеев - the Pitt Rivers Museum (Oxford) and the British Museum (London).
В Тибетском альбоме представлено более 6000 фотографий, охватывающих 30-летнюю историю Тибета. Эти необычные фотографии - уникальное свидетельство того, что люди давно ушли из жизни, а места изменились до неузнаваемости. Они также документируют то, как британские гости познакомились с Тибетом и тибетцами. Представлены фотографии, сделанные Чарльзом Беллом, Артуром Хопкинсоном, Эваном Непином, Хью Ричардсоном, Фредериком Спенсером Чепменом, Гарри Стонтоном, а также ранее неизвестные фотографии Рабдена Лепчи.
СТАРЫЙ ТИБЕТ
СЛУГИ
НАКАЗАНИЯ
Ничто не может быть дальше от истины, чем популярный миф о Тибете до вторжения как о Шангри-ла. На этих фотографиях запечатлены ужасные и бесчеловечные наказания, регулярно применявшиеся правящими классами вплоть до того времени, когда Далай-лама бежал со своей родины.
НИЩИЕ
Чарльз Белл, "Прошлое и настоящее Тибета", издательство "Мотилал Банарсидасс", 1992 : "Рабство не было чем-то неизвестным в долине Чумби во время нашей оккупации, но близость к Британской Индии значительно сократила количество рабов, так что их осталось всего дюжина или две. По ту сторону границы, в Бутане, их было очень много. / Рабов иногда похищали, когда они были маленькими детьми, у их родителей. Или отец и мать, будучи слишком бедными, чтобы прокормить своего ребенка, продавали его мужчине, который платил им шо-ринг, "цену материнского молока", воспитывал ребенка и содержал его или продавал в рабство. Эти дети в основном родом из юго-восточного Тибета и с территорий диких племен, обитающих между Тибетом и Ассамом. / Двое рабов, которых я видел, оба, по-видимому, были выходцами с территории этого племени. Их украли у родителей, когда им было по пять лет, и продали в Лхасе примерно по семь фунтов за штуку. / Рабы получали от своих хозяев еду и одежду наравне со слугами, но без оплаты".
Самые известные книги о рабстве в Тибете
- М. Паренти «Дружественный феодализм: миф о Тибете»;
- Anna Louse Strong “When Surfs stood up in Tibet”;
- Stuart & Roma Gelders “The Timely Rain”;
Автор, который опровергает эти мнения:
- С. Л. Кузьмин, автор книги «Скрытый Тибет: история независимости и оккупации»
Статью "Тибет в огне" Дзен заблокировал, увы.
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ РЕГИОНАМИ
Споры о том, было ли тибетское общество до 1950 года особенно деспотичным или было сравнимо с соседними странами, бесконечны. Рабство - это явление, которое было всегда в истории человечества и во в многих местах не искоренено до сих пор. В 1958 году соседний Бутан отменил рабство и феодализм в рамках реформ по приказу короля Джигме Дорджи Вангчука, который взошел на трон в 1952 году. Джигме Дорджи провел правовые реформы, предоставив бывшим рабам гражданство и право прямого владения землей. До этого рабство и крепостничество были распространенным правовым, экономическим и социальным институтом. Они были основой экономики Бутана. По данным Научно-исследовательского института социального развития ООН, кабальный труд и другие формы экономической эксплуатации в настоящее время существуют в близлежащих регионах, включая Индию, Непал и несколько провинций Китая. Камайя, система кабального труда в соседнем Непале, была официально отменена в 2000 году. В 2007 году в Шаньси, Китай, разразился скандал с работорговлей, который, как выяснилось, также был связан с торговлей людьми и рабским трудом в провинциях Хэбэй, Гуандун и Синьцзян.