Изначально на этой территории царили различные течения религии бон. Доме-бон, «доисторический бон», его последователи верят, что мир населен богами и духами и их нужно умиротворять посредством различного рода подношений и практик. Юндрунг-бон – это «бон свастики». Бон сарма, «новый бон», смешанные верования, но это течение впоследствии было запрещено, а тексты, по преданию, уничтожены, вывезены или спрятаны, как и др. «сокровенные книги». Позже возродился в восточном Тибете. Смешанный Бон, в котором соединилось много элементов из различных систем: индуизма, даосизма, традиций гималайских племен, шаманизма и даже христианства.
Многие исследователи усматривают элементы верований, распространённых на территории древнего Ирана. Возможно, ранний бон был религией, которая соединила разные местные анимистические верования, местные шаманские и иноземные религиозные практики в некий ритуально-философский сплав. Ритуалы древней версии бон носили шаманский характер и включали различные жертвоприношения, в том числе и человеческие.Тибетский буддизм появился в Мустанге одновременно со всем Тибетом. Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма, или «старых переводов».
Когда в 9 в. начались гонения на буддизм, традиция Ньингма практиковалась тайно. Многие тексты были спрятаны в пещерах и найдены вновь через несколько столетий. Затем начались более благоприятные времена и буддизм начал возвращаться. В этот период развиваются три традиции: Сакъя, Кагью и Кадам, которые стали известны как «новые переводы».
Возвращение пришлось на правление Аме Пал, который построил монастыри и храмы и убедил ламу буддистской традиции Сакъя прибыть из Тибета для освящения. Великий лама колебался в течение 7 лет, пока не увидел в небесах благоприятный знак. После чего он решился и, прибыв в Мустанг, основал несколько монастырей.
Сейчас в Мустанге находятся 13 действующих монастырей. Четыре основных храма расположены в столице и всегда закрыты на замок. Специальный ключник по просьбе может открыть его.Самый главный Высокий храм Матрейи был построен в начале 14 века и хранит расписную статую Будды Матрейи, который по предсказанию обязательной придет. Ведь Будда приходит в этот мир каждые 2500 лет. Гигантская статуя занимает два этажа. На стенах храмов сохранились религиозные фрески для медитации, мандалы. В течение 5 лет в храме работает группа итальянских реставраторов, которые пытаются сохранить бесценные картины. Но, к сожалению, часть из них разрушена временем и утрачена навсегда.
По всему Мустангу разбросано много пещер и пещерных городов. Это одна из таких систем. Кто, когда и с какой целью построил эти пещеры неизвестно. Немецкий археолог доктор Дитер Сшух считает, эти пещеры были жильем древних высокогорных людей. Историки и археологи верят, что цивилизация в Мустанге была 800 лет до н.э. Некоторые пещеры, возможно, носят оборонительный характер. Часть пещерных систем использовалась монахами отшельниками. Все пещеры имеют сложные системы ходов и переходов.
В некоторых пещерах, таких как эта система, до сих пор живут самые бедные семьи, у которых просто нет никакого другого жилья. В этой пещере более 180 комнат.
Неподалеку это этих мест, есть пещера гуру Падмасабхавы. Считается, что он медитировал 2 года в этой пещере перед тем, как вернуться в Тибет. Пещера находится в настолько узком и глубоком ущелье, что в нем даже отличается и климат, и растительность. В тесном гроте самой пещеры полностью отсутствует свет и звук. Очевидно, именно это помогало великому гуру достигать состояния просветления. А ещё есть древний монастырь религии Бон, которая предшествовала буддизму в этих местах. Ему более 2000 лет. Путь туда закрыт и можно попасть только при особых условиях. Добираться трудно: сначала долго едешь на лошадях, потом на них же поднимаешься по крутому склону, потом уже пешком идёшь в глубокое ущелье, потом долго ползёшь наверх, потом снова далеко вниз и потом уже на веревках спускаешься в монастырю в скалах. Ну, а затем таким же образом обратно. Я покажу как раз фото из этого маршрута.
В монастырях очень много детей. Для тибетского мальчика стать буддистским монахом и надеть характерное одеяние шафранового цвета и бордовую накидку без рукавов - величайшая честь. Большинство монашеских обетов не отличаются от обетов других традиций. И жизнь довольно сурова. Мальчики спят на полу на тонкой подстилке, рано утром на рассвете начинаются молитвы. После плошки каши из муки и чашки чая с очень специфическим вкусом, наступает день, наполненный делами и молитвами. И только поздно вечером они получат вторую плошку каши. Во время молитвы один из старших монахов ходит с палкой между рядами послушников и строго следит за старательностью юных монахов.
При этом сами монахи приветливо относятся к чужакам. Нам позволили присутствовать на церемонии "puja", когда, начиная с 5 утра, монахи молятся о гармонии мира. И более того, заметив наше появление, суровый старший монах дал знак послушнику, и нам тут же принесли чашки и угостили чаем.