Тибет - родина загадочного, прекрасного мира, который многие считают ключом к спасению человечества. В западном воображении даже сложился эзотерический образ "Шангри Ла". В последние десятилетия тибетский буддизм привлекал (или, так позиционируется в прессе) людей, стремящихся к духовности; тех, кто разочарован потребительскими привычками Европы и Северной Америки, а также тех, кто просто любит всё модное и необычное. В книгах и фильмах о Тибете до 1950-х годов, как правило, изображается одно из двух типичных представлений.
- Согласно первому, тибетские ламы были наделены буддийской святостью, простые крестьяне страдали от тяжелых условий жизни, но были нравственно безупречны и добровольно соблюдали законы кармы. Поэтому официальных государственных институтов не существовало, поскольку в них не было необходимости. То есть, до китайского вторжения в 1959 году старый Тибет являлся духовно-ориентированным местом, свободным от эгоизма, пустого материализма и коррупции. Это представление можно было бы назвать "ортодоксальной школой Шангри Ла", который нашел отражение в таких книгах и фильмах, как "Кундун" Мартина Скорсезе, "Семь лет в Тибете" Жан-Жака Анно, "Гималаи" Эрика Валли (также под названием "Караван") и "Сансара" Пана Налина - все они использовали и увековечили этот миф. Сам Далай-лама заявлял, что «проникающее влияние буддизма» в Тибете «создало общество, погруженное в мир и гармонию. Мы наслаждались свободой и полнотой жизни».
- Согласно другой версии, монахи предавались всевозможным малоизвестным тантрическим обрядам и эксплуатировали несчастных крестьян, большинство из которых едва сводили концы с концами, а существующие государственные институты были подорваны постоянными и безудержными интригами. Эта "школа извращенного реализма" утверждает, что доминирующими чертами тибетской религиозной ортодоксии были жестокость и продажность, и что человеческие жертвоприношения и варварские методы пыток часто использовались для поддержания несправедливого теократического режима лам (например, об этом говорится в книге М. Паренти «Дружественный феодализм: миф о Тибете»).
Каждое из этих представлений, конечно же, служит определенной политической идеологии. А также каждое из них связано с мнением о том, какого будущего хотят тибетцы для своей страны, а также с соответствующим набором действий для достижения этих целей. К сожалению, убедительные описания того, как обычные тибетцы видят сложные проблемы, стоящие за такими упрощенными и преувеличенными позициями, встречались сравнительно редко. Отчасти проблема заключалась в том, что среди старшего поколения тибетцев в изгнании именно аристократия и духовенство обладали выразительными способностями и интеллектуальными способностями, позволяющими писать о Тибете для внешнего мира. Но постепенно появляются книги и статьи, в которых авторы стремятся показать истинный Тибет за пределами популярных стереотипов и затасканных клише. Также существуют разногласия по отношению тибетцев к современному миру Тибета:
- Все тибетцы сражаются за независимость и мечтают о независимом Тибете.
- Жители Тибета адаптировались к жизни под управлением Китая и вполне довольны своей жизнью.
Конечно же, полярные мнения никогда не бывают истинными, картина мира гораздо сложнее и в ней есть много непростых граней. В наше время многие задаются вопросом: что дальше - назад к ламам или вперед с Китаем?
Если эта тема интересна, то в конце статьи я привожу более подробную информацию о разных типах тибетцев по отношению к их будущему.
А я хочу просто разместить три галереи фотографий, которые показывают 4 периода: Тибет до 1950 года, изгнание и партизанская борьба, "Красный Тибет" и современный Тибет. В конце статьи будет ссылка на снимки трех замечательных фотографов, которые много снимали Тибет. Подчас картины говорят больше, чем слова.
ТИБЕТ ДО 1950 года
В интернете есть много жутких фотографий о периоде правления лам, взятых в основном из книги итальянского автора М. Паренти «Дружественный феодализм: миф о Тибете». Их подлинность опровергается нашим исследователем С.Л. Кузьминым (автор книги «Скрытый Тибет: история независимости и оккупации»). Частично все же в этом правда есть, и есть документальные источники, но об этом будет отдельная статья.
ИЗГНАНИЕ И БОРЬБА
Много написано об этом драматическом побеге – о том, что китайцы могли настигнуть их в любой момент, о том, какими храбрыми были тибетские солдаты и насколько трудным было путешествие. Однако в этих популярных рассказах явно упущены два момента. Первая из них заключается в том, что группу сопровождал подготовленный Центральным разведывательным управлением США (ЦРУ) оперативник, который поддерживал радиосвязь с сетью ЦРУ на протяжении всей поездки. Как сообщается в американском журнале : ‘Около 3 часов ночи 18 марта они несколько часов отдыхали возле перевала Че-Ла, отделяющего долину Лхаса от долины Цангпо. Именно тогда первое закодированное радиосообщение о продвижении Далай-ламы было передано из Тибета на пункт прослушивания ЦРУ на Окинаве, Япония. Сообщение было передано в штаб-квартиру ЦРУ под Вашингтоном, округ Колумбия, где Аллен Даллес ждал новостей о поездке Далай-ламы. Скоро Даллес должен был проинформировать президента Эйзенхауэра. Война за независимость Тибета вот-вот должна была начаться.’
Участие ЦРУ не ограничивалось только радистами: "...Далай-ламу сопровождал кхампа, прошедший специальную подготовку и снабженный кинокамерой, а также достаточным количеством цветной пленки, чтобы сохранить визуальную запись похода. Американцы использовали самолет Lockheed C130, модифицированный специально для полетов над разреженным воздухом Тибета, для доставки продовольствия и фуража для сопровождающих Далая, и смогли это сделать благодаря обучению других представителей племени кхампа тому, как размещать на снегу отличительные знаки в качестве мишеней для пилотов". Как процитировал Том Грюнфельд в книге The Making of Modern Tibet: ‘...этот фантастический побег и его огромное значение были сохранены в истории ЦРУ как один из успехов, о которых не говорят. Далай-лама никогда бы не был спасен без ЦРУ’.
КРАСНЫЙ ТИБЕТ
Часть фотографий, конечно же, из серии "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство", но, с другой стороны, я в своем советском детстве тоже ходила на такие демонстрации и была реально весьма счастлива.
ТИБЕТ В НАШЕ ВРЕМЯ
Так ли всё сказочно и благополучно в китайском Тибете? Нет, конечно же. Экономические успехи сочетаются с жестким контролем, запретом на любое упоминание Далай ламы, вспыхивающими время от времени протестами, самосожжениями монахов, пик которых пришелся на 2012 год, насильственная ассимиляция тибетцев в доминирующую культуру ханьского Китая. Но где сейчас такого нет? Доминирующая власть и религия всегда защищали и будут защищать свои территории и право определять "что такое хорошо, а что такое плохо".
Книги: Автобиография Джамьянга Норбу (Института Амнье Мачин в Дхарамшале); "Мое тибетское детство: когда лед разбил камень", автобиография Накцанга Нуло, который был свидетелем восстания 1958 года против НОАК в Амдо; Микель Данхэм "Воины Будды", Джон Кеннет Кнаус "Сироты холодной войны"; Биргит Ван де Вийер "Забытые герои Тибета" (три последние книги написаны на основе интервью, чтобы составить более подробную картину сопротивления)."Конь-ветер" Каушика Баруа; Тубтен Сампел "Проваливаясь сквозь крышу", мемуары Церинга Вангмо Дхомпы "Дом в Тибете".
Население Тибета
- 1950 год: Public Population 1 557 60 thousands в 1950. Смертность 28 на 1000, детская смертность 430 на 1000, средняя продолжительность жизни 35.5 лет (источник)
- 1960-69 года: Численность населения в увеличилась с 1,23 миллиона до 1,48 миллиона человек. Ежегодный прирост составил 1,89%. (Источник)
- 2022 год: В 2022 году общая численность постоянного населения Тибетского автономного района Китая составляла около 3,64 миллиона человек. (источник)
Сейчас выделяют несколько групп тибетцев, которые имеют разное представление о будущем Тибета (по мнению Tibet Press Watch, размещенном на ресурсе Himal Southasian):
- Сторонники либеральной этики
Большинство тибетского населения можно назвать сторонниками либеральной этики. Они либеральны, потому что верят, что культура, ценности и политика тибетцев должны меняться в соответствии со временем и политической обстановкой, и они готовы принимать новые меры для удовлетворения потребностей людей. Они также придерживаются этических норм, потому что, несмотря на то, что они готовы принимать новые идеи и новые меры для изменения ситуации, они подчеркивают этическую и моральную ценность каждого принимаемого ими решения. Хотя сторонники либеральной этики в Тибете не против технологической и научной модернизации в целом, им не нравится применение китайской модернизации, которую они считают основным источником столкновения двух культур. Любые перемены в Тибете должны удовлетворять этих сторонников либеральной этики, поскольку они понимают потребности большинства населения. По мере того, как институты и политическая система Китая становятся все менее благоприятными для Тибета, идеи, мораль, ценности и институты сторонников тибетской этики освобождения становятся все более популярными. Но китайцы рассматривают динамику этого развития как угрозу единству Китая. После демонстраций за независимость в 1987 и 1989 годах китайцы пытаются контролировать эти события. Таким образом, китайцы оказали давление на сторонников либеральной этики, лишив тибетцев многих свобод, которыми они пользовались в течение короткого периода времени. По мере того как Китай становится более открытой и либеральной страной, либерально-этический подход к политике, моральным и социальным взглядам становится все более популярным среди простых тибетцев.
- Новые лоялисты
Новые лоялисты считают, что Тибет должен зависеть от Китая. Они приходят к выводу, что Тибет мал и отстал в экономическом и культурном отношении. Чтобы изменить фундаментальную отсталость Тибета, Тибет должен зависеть от этой огромной страны, Китая, его технологий и даже культуры. Хотя они знают о жестокой политике Китая в Тибете, им хочется верить, что необходимы какие-то агрессивные меры, чтобы превратить Тибет из мрачной, жестокой и отсталой страны. Конечно, эта группа людей получает большую поддержку от китайцев. Китайцы хотят использовать этих людей для контроля над Тибетом. Китайское правительство тратит большие суммы денег на создание новой идентичности, на то, чтобы стать частью Китая, с новой культурой и новыми ценностями. Даже если они активно выступают на тибетской политической сцене, эта группа людей никогда не была частью тибетского мейнстрима. Большинство из этих людей родились в период с 1940-х по 1960-е годы, а некоторые выросли в Китае. Большинство из них с раннего возраста обучались в школах Китая, поэтому практически не соприкасались с тибетской культурой.
- Оппортунисты
У оппортунистов нет особых планов и целей. Они используют любые идеи, идентичности и убеждения для достижения личной выгоды, социального продвижения и закрепления своего положения в обществе. Многие из них закончили китайские школы с конца 1970-х годов по сегодняшний день. Их базовое образование - китайское, но они мало знают тибетский. Их жизненная философия, политические убеждения и ценности сформировались в ходе масштабных преобразований в Китае. Они видят слабые стороны китайской культуры, политической системы и ценностей. Они являются свидетелями слабости тибетцев под китайским господством. Оппортунисты также придерживаются мнения, что тибетская культура не смогла спасти Тибет, как и китайская культура и ценности, поэтому личный успех важнее всего остального. Их знакомство с Китаем и Тибетом служит инструментом реализации личных возможностей. Благодаря своему образованию и ораторскому мастерству эти оппортунисты привлекают внимание некоторых западных гуманитарных организаций и частных лиц. Они также привлекательны для христианских миссионеров, которые оказывают финансовую помощь оппортунистам, чтобы обратить их в свою веру.
- Радикальные традиционалисты
Радикальные традиционалисты не являются чем-то новым в истории Тибета. В 1930-х годах, когда 13-й Далай-лама провел политическую реформу и основал в Тибете школы в британском стиле, радикальные традиционалисты выступили против этих идей, поэтому политические реформы были отложены, а модернизированные школы закрыты. Людей, у которых были новые взгляды и взгляды на жизнь, сажали в тюрьму. Тибетский ученый Генден Чопел был прекрасным примером этого. Он был заключен в тюрьму на четыре года за шпионаж в пользу неназванной страны. На самом деле его посадили за его революционные идеи и аргументы. Он предсказал, что, если Тибет не проведет реформы или не найдет новый способ справляться с новыми явлениями, тибетская культура и Тибет окажутся под угрозой. Радикальные традиционалисты считают, что тибетские идеи, верования и ценности не должны меняться из-за политической агрессии. Тибетский мир живет в соответствии с тибетской традиционной культурой. Нет никаких причин что-либо менять. Китай - враг, но Китай проиграет или исчезнет в Тибете, поскольку кармическое колесо повернется против него. Для этой группы людей политика и экономика в Тибете не являются проблемами.
- Культурные ревизионисты
Есть также некоторые культурные ревизионисты. Это мнение и идеология появились после того, как тибетский писатель Дондруп Гьял написал несколько современных романов и стихотворений в современном стиле. Политически они настроены протибетски и считают, что Тибет должен обладать некоторой независимостью или, по крайней мере, сам управлять своими делами. Хотя их называют "новой тибетской молодежью", которая любит свой народ и нацию, в культурном плане они прокитайски настроены или обвиняют тибетскую культуру во всем, от китайского господства до экономической отсталости. Они оценивают тибетскую культуру глазами китайцев, поэтому их выводы и убеждения не слишком отличаются от китайских. Они рассматривают тибетскую культуру и верования как препятствия на пути модернизации, науки и политической независимости. Их аргументы и логика иногда идентичны аргументам молодых хунвейбинов в Китае во время культурной революции. Они просто считают, что тибетская культура старомодна и не подходит для современного общества.