Быстро растущий успех Iron Maiden на первых четырёх альбомах сопровождался сменой состава. Между дебютником 1980 года и альбомом 1981 года “Killers" гитариста Денниса Стрэттона сменил Эдриан Смит.
В следующем году вокалист Пол Ди'Анно ушёл, а его место занял Брюс Дикинсон, с которым был записан альбом "The Number Of The Beast". Затем настала очередь барабанщика Клайва Бёрра, и над диском 1983 года "Piece Of Mind” работал уже Нико МакБрейн. Приход МакБрейна принёс в группу стабильность.
Басист и основатель Стив Харрис сказал в интервью для Metal Hammer:
«Мы совершили мировое турне, чтобы Нико прижился в группе. Басист должен хорошо взаимодействовать с барабанщиком. Так что да, возможно, это придало нам больше уверенности».
Эта уверенность проявилась на "Powerslave" 1984 года, пятом альбоме Iron Maiden, и первой пластинке, на которой использовался тот же состав, что и на предшествующей. Музыканты находились на творческом подъёме: если первые два альбома состояли из песен, написанных группой за годы работы в лондонских клубах, то начиная с "The Number Of The Beast" они стали выделять время для того, чтобы сосредоточиться на создании нового материала.
Стив поведал:
«У нас нет ни малейшего представления о том, что мы напишем для того или иного альбома — нет никаких остатков или заготовок песен, лежащих без дела. Весь материал абсолютно новый, он появляется в определённый период, потому что мы никогда не сочиняем в дороге. Мы никогда не придумываем направление для альбома. Мы просто сочиняем кучу материала и смотрим, что из этого выйдет».
Брюс Дикинсон добавил:
«Всё это было случайно. Так получается всегда, хотя никто никогда не верит мне, когда я это говорю. Я создаю свои тексты настолько визуальными, насколько это возможно, потому что я так мыслю. Я представляю себе каждый текст, когда пишу его, и, по правде говоря, я и пою в картинках — когда я пою, я вижу в своём воображении картину, как я стою на палубе чертовски большого корабля в "Rime Of The Ancient Mariner" или псов войны в "2 Minutes To Midnight". Я пишу в своём собственном маленьком мире, а затем переношу его на страницу в виде текстов».
Во многих отношениях эти два трека представляют собой два диаметрально противоположных полюса на планете Iron Maiden. Если "2 Minutes To Midnight" был энергичным синглом (10-м в карьере группы) и достиг 11-го места в британских чартах, то "Rime Of The Ancient Mariner" — это эпическая композиция, основанная на поэме Сэмюэля Тейлора Кольриджа конца XVIII века. Кроме того, она длится чуть менее 14 минут и является самой длинной песней, которую группа когда-либо записывала на тот момент.
Эдриан Смит объяснил:
«Это была безумная идея Стива. В те дни мы часто отправлялись в Джерси, чтобы записать материал в студии, которую мы арендовали с целью снизить налоговое бремя. Обычно там стояла чертовски ужасная зимняя погода, надо признать. В общем, у нас была такая система, когда каждый из нас придумывал свои идеи, а потом работал с кем угодно над их воплощением. Например, я часто работал с Брюсом над текстами своих песен или с Дэйви над гармониями, гитарными партиями и прочим. Стив обычно работает над своими идеями один, и когда они готовы на 90 процентов, он представляет их группе. Эта презентация, если хотите, всегда проходила в конце дня в главном общем зале, как доклад в школе!
Но когда он предложил "...Mariner", я был уверен в том, что мы должны были это сделать, потому что я никогда не слышал, чтобы кто-то делал что-то подобное раньше. Думаю, когда мы записывали песню на Багамах, ему пришлось развесить тексты песен на стене до самого пола — их было настолько много. И Стив был так увлечён этим, что убедил всех остальных. Это так драматично, как это может не понравиться?»
Стив гораздо более приземлён, когда обсуждает истоки этого замечательного произведения:
«На самом деле я не знаю, откуда она взялась. Большую часть я написал на Багамах, где мы записывали альбом. У меня появилась идея ещё в Джерси, но на самом деле всё произошло в студии Compass Point. Самое смешное, что никто не думал, что песня будет длиться 13 минут. Мы все были настолько увлечены тем, чтобы всё получилось, и нам всем так понравилось, что мы думали, что получится всего лишь восемь или девять минут, не больше. Когда наш продюсер Мартин Бёрч остановил таймер на 13 минутах, мы все подумали: «Чёрт, 13 минут?!». А когда мы играем её вживую, она вообще не кажется 13-минутной».
Помимо Стива Харриса и Дэйва Мюррея в команде Iron Maiden была ещё одна ключевая константа. Мартин Бёрч был продюсером группы с тех пор, как пришёл на работу над "Killers", и стал неотъемлемой частью их мгновенно узнаваемого звучания.
Эдриан признался:
«Deep Purple — моя любимая группа, поэтому, когда Мартин [который много работал с этой группой в 1970-х] пришёл для работы над "Killers", я очень переживал из-за него, потому что думал, что он сочтёт меня никудышным. Ведь этот парень добился от Ричи Блэкмора самого лучшего, записал альбом "In Rock"».
Так чем же мог впечатлить его маленький Эдриан Смит? Но Мартин понимал, чего хотят Iron Maiden, он добивался от музыкантов самого лучшего, и именно он был тем стержнем, который воплотил все эти идеи и позволил нам создать альбомы, которые звучали так мощно».
Стив добавил:
«С Мартином было комфортно работать. К тому моменту мы уже очень хорошо знали друг друга. Но он никогда ничего не занимался аранжировками — мы всегда сами сочиняли и аранжировали. Мартин был с нами, чтобы всё это запечатлеть».
Для записи альбома "Piece Of Mind" группа впервые воспользовалась студией Compass Point на Багамах, а до этого три предыдущих релиза записывались в Лондоне.
Стив затронул эту тему:
«Мы получили столько удовольствия, записывая "Piece Of Mind" в Compass Point, что нам пришлось вернуться [смеётся]. А ещё это было сделано из-за налогов!»
Одна из сильных сторон "Powerslave" в том, что это очень визуальная запись. Хотя альбом нельзя назвать по-настоящему концептуальным, тем не менее, способность группы рассказывать истории вышла на новый уровень: они затронули темы сверхъестественного ("Rime Of The Ancient Mariner"), битвы за Британию ("Aces High"), конца света ("2 Minutes To Midnight") и даже египетскую тему в заглавном треке, что нашло отражение и на обложке альбома, на которой изображён еще один замечательный рисунок Эдди от Дерека Риггса.
Эдриан сказал:
«Брюс придумал концепцию "Powerslave". Он ездил в турне "Piece Of Mind" с этой ужасной маленькой японской четырёхдорожечной демо-машиной, полной идей, аранжировок риффов и всего прочего, и там была записана "Egyptian". Всем, с кем он говорил об этом, очень понравилась эта тема, так что мы её и выбрали».
Но Стив отрицает, что в этом был какой-то великий план Iron Maiden:
«Это совпадение — ничего предначертанного или заранее оговорённого. Когда речь заходит о туре Iron Maiden, мы всегда хотим, чтобы у него была цель или тема, так что альбомное творчество — это то, что нужно для создания шоу. У меня никогда не было проблем с тем, чтобы устроить большое шоу, я не понимаю, когда группы не прикладывают усилий для создания отличной постановки и не устраивают шоу. Четыре парня, которые выглядят так, будто их переодели в домашнее перед выходом на сцену, меня не интересуют. Если вы собираетесь устроить шоу, сделайте его чертовски хорошим, вот моё мнение, чтобы люди его запомнили».
На альбоме есть ещё одна диковинка — "Losfer Words (Big 'Orra)". Это первый инструментал Iron Maiden после "Transylvania" на дебютном альбоме и последний на сегодняшний день.
Стив сказал:
«У нас просто не было слов для этой песни. Но когда мы послушали трек, нам показалось, что слова не нужны, настолько хороша была мелодия. Никогда не знаешь, может, мы запишем её для следующего альбома. Как я уже сказал, у нас нет никаких установленных правил — мы просто плывём по течению».
Брюс со смехом добавил:
«Неудачные слова? Да, буквально. У нас закончились тексты песен, и мы изо всех сил пытались придумать идею, которая бы подходила к музыке. Кто-то просто сказал: "А оно нам надо?" А я подумал: "Нет, не надо. Всё и так прекрасно"».
"Powerslave" был выпущен в сентябре 1984 года и занял второе место в британских чартах и 21-е в американских. Последующий тур стал самым пышным и авантюрным за всю карьеру группы, он вывел Iron Maiden на новый уровень и позволил создать эпохальный альбом "Live After Death" и концертный фильм.
Однако турне всё же сказалось на некоторых участниках. Брюс Дикинсон в интервью для Loudwire в 2017 году признался, что подумывал об уходе из группы, страдая от истощения:
«Я думал об этом, да. Я был очень сильно морально истощён из-за всего этого — мы были 13 месяцев в туре без какой-либо стабильной социальной жизни».
Брюс остался, но во многих отношениях "Powerslave" ознаменовал конец главы для Iron Maiden. Их следующий альбом "Somewhere In Time" 1986 года, стал менее грандиозным, появились секвенсоры и гитарные синтезаторы. Тем не менее, он также указал путь вперёд — концептуальный "Seventh Son Of A Seventh Son" 1988 года вывел на поверхность прог-металлический подтекст, который появился на "Rime Of The Ancient Mariner", и этот подход они развили на своих следующих альбомах.
Сейчас "Powerslave" остаётся любимым альбомом для многих ценителей Iron Maiden. А вам он нравится? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Другие публикации на похожую тему: