Рынок такси в России столкнулся с серьезными вызовами, которые привели к значительному дефициту водителей. По оценкам директора по работе с госорганами «Яндекс Go» Антона Петракова, к концу 2024 года этот дефицит может достичь 130 тысяч человек. Основные причины этого явления связаны с ужесточением миграционного законодательства и изменениями в регулировании сферы такси.
С 2023 года в России вступил в силу новый закон, который запрещает иностранным гражданам заниматься перевозками без соответствующих патентов и других разрешительных документов. Это правило стало серьезным ударом по рынку, где значительная часть водителей была представлена мигрантами. В результате, в ряде российских регионов, таких как Камчатка, Крым, Якутия, Новосибирская, Тульская, Калужская и Челябинская области, был введен запрет на работу мигрантов в такси. Такие меры, по мнению экспертов, не только сократили количество доступных водителей, но и повысили уровень конкуренции среди оставшихся.
Петраков отметил, что многие водители переходят в другие сферы, где доходы сопоставимы, но требования и расходы меньше. Это создает дополнительную нагрузку на рынок такси и усугубляет проблему дефицита. В условиях повышенной конкуренции за рабочие места в других отраслях, таксисты могут предпочесть более стабильные и менее стрессовые варианты трудоустройства.
С остротой дефицита водителей связано и повышение цен на услуги такси. Увеличение тарифов становится неизбежным, поскольку компании вынуждены компенсировать недостаток водителей и повышенные затраты на привлечение новых сотрудников. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на спросе на такси, что создаст замкнутый круг: высокие цены могут оттолкнуть клиентов, что приведет к еще большему снижению числа водителей.
Дефицит таксистов в России – это сложная проблема, вызванная множеством факторов, включая изменения в законодательстве и рынок труда. Для ее решения необходим комплексный подход, включающий как изменения в правовом регулировании, так и привлечение новых кадров. Важно, чтобы власти и бизнес работали вместе для создания условий, способствующих восстановлению и развитию рынка такси, что в конечном итоге принесет пользу как водителям, так и пассажирам.