Зачем помогать фондам, если я плачу налоги? Почему подать деньги бабушке в переходе – это не благотворительность? Как проверить, не стоят ли за фондом мошенники? Ответил член Общественной палаты России, директор благотворительного фонда помощи пожилым людям «Внуки», директор по продукту Ассоциации Добро.рф Матвей Масальцев.
5 сентября – Международный день благотворительности. Дату приурочили ко дню смерти матери Терезы – лауреата Нобелевской премии мира «за работу по оказанию помощи страдающему человечеству». К празднику редакция Добро.Медиа подготовила десять стыдных вопросов о некоммерческом секторе. Если вы хоть раз делали пожертвование в благотворительный фонд или покупали продукты пожилой соседке, этот материал – для вас.
Зачем заниматься благотворительностью, если я плачу налоги?
Здесь есть два аспекта: личный и общественный. С одной стороны, благотворительность позволяет людям чувствовать себя полезными, ощущать свою значимость в жизни других.
С точки зрения общества, у пожертвований и налогов – разные функции. Да, нередко благотворительные организации закрывают «дыры» в социальной политике государства. Но у некоммерческого сектора другие задачи. Расскажу о двух самых важных.
Первая задача – привлекать людей к решению общих проблем. Важно, чтобы ими занимались не только чиновники. Индекс участия в благотворительности и волонтёрстве показывает, насколько развито гражданское общество. Если люди участвуют в социальной жизни, то и с чиновников будут требовать больше.
Вторая задача НКО – создавать социальные инновации. Государство консервативное, благотворительные организации более гибкие. Это позволяет им иначе посмотреть на проблемы общества и найти новый подход. А государство может эти инновации масштабировать. Например, так случилось с хосписами: практики, которые сначала внедрили НКО, вышли на госуровень.
Если я покупаю продукты одинокой соседке, я благотворитель?
Да. И волонтёр тоже. Главное отличие этих понятий – ресурс, который отдаёт человек. Волонтёр вкладывает время, благотворитель – деньги или товары. Исследования показывают: те, кто жертвует деньги в фонды, часто становятся добровольцами.
Но есть сферы, в которых благотворительность и волонтёрство нельзя смешивать. Например, если человек ухаживает за сиротами или пожилыми, ему не стоит помогать им деньгами. В этом особенность работы с уязвимыми категориями людей.
Подать деньги бабушке в переходе или инвалиду у церкви – это благотворительность?
Нет. Это милостыня. Она тоже может принести чувство собственной пользы. Но вы не можете быть уверены, что деньги пойдут во благо.
В отличие от милостыни, благотворительность – организованная и осознанная деятельность. За ней стоят профессиональные организации, которые точно знают, как найти и верифицировать благополучателя. Кроме того, они умеют эффективно тратить собранные деньги и отчитываются о своей работе.
Фонды могут собирать деньги в электричке или на улице?
Да, проверенные благотворительные фонды тоже используют прямые сборы. Это эффективный метод. Более того, есть организации, которые готовят фандрайзеров – специалистов по сбору средств.
В России есть парадоксальная закономерность: люди не доверяют благотворительным организациям и в то же время склонны жертвовать первому встречному. И то, и другое продиктовано эмоциями. Кажется, что если кто-то централизованно собирает деньги, то он что-то «отмывает». При этом, если перед тобой стоит человек с глазами, полными слёз, ты импульсивно начинаешь доверять. Ситуация изменится, если люди будут относиться к благотворительности рациональнее.
Зачем жертвовать деньги в фонды? Разве нельзя напрямую перевести деньги нуждающимся?
В проверенных благотворительных фондах работают профессионалы. Они знают, кому нужны деньги и на что они пойдут. Они верифицируют благополучателей и ищут, как потратить средства самым эффективным способом. Без этой «прослойки» помощь не принесёт столько пользы.
Я хочу сделать пожертвование в проверенный благотворительный фонд. Как понять, что это не мошенники?
Если вы решили пожертвовать деньги фандрайзеру на улице, попросите документы фонда и благотворительную программу. Затем попробуйте вбить адрес сайта в крупный агрегатор благотворительных фондов. Например, «VK Добро» или «Сбервместе». Если фонд там верифицирован – значит, его уже кто-то проверил, и доверять ему, скорее всего, можно. Также рекомендую проверить, есть ли фонд в реестре социально ориентированных НКО.
Как выбрать, в какой фонд пожертвовать деньги?
Если вы начинающий благотворитель, выбирайте верифицированные фонды из реестров и агрегаторов. Что касается направления фонда, у каждого – свой метод выбора. Кто-то идёт за тем, что подсказывает сердце. Есть люди, которые ищут, где помощь нужнее или эффективнее.
Когда мы жертвуем детям, мы работаем на результат. Ребёнок вылечится и проживёт долгую жизнь. Это очевидно. Но когда мы вкладываемся в помощь пожилым, бездомным, пациентам хосписов, бывшим заключённым, мы работаем на изменение системы. Нужно быть честными: неизлечимо больные не станут здоровыми. Значительное количество бездомных вернётся на улицу. Но каждый человек будет понимать: если с ним или с его родными что-то случится, им помогут. Это в целом меняет климат в стране.
Как полезнее: сделать пожертвование на конкретный сбор или просто благотворительному фонду?
Чтобы НКО были устойчивыми, им нужно планировать свою деятельность. Для этого они должны понимать, какое у них финансирование. Лучше жертвовать небольшие суммы, но регулярно. К счастью, функция «подписка на регулярные пожертвования» становится всё более популярной.
Как сейчас дела у благотворительности в России? За последние несколько лет люди стали жертвовать меньше или больше?
Есть такая корреляция: чем выше благополучие людей, тем больше денег в благотворительности. С экономическими трудностями «просела» и кривая пожертвований. Но это не долгосрочная история.
Если взять общий тренд с 1990-х годов, то в благотворительности участвует всё больше людей. Во-первых, потому, что растёт сам некоммерческий сектор: он становится более профессиональным, привлекает внимание общества, эффективнее вкладывает пожертвования.
Ещё одна причина, по которой некоммерческий сектор растёт – новое мировоззрение молодых людей, которые нацелены отдавать, заниматься волонтёрством, интересоваться экологической повесткой. На мой взгляд, это у нового поколения проявляется сильнее, чем у предыдущего.
Третья причина в том, что государство создаёт инфраструктуру для НКО. Проводит грантовые конкурсы, создаёт организации – такие, как Добро.рф. Эти инструменты создают благодатную почву для развития благотворительности.
Что делать, чтобы больше людей в России заинтересовались благотворительностью?
В это стоит вкладываться всем. Лидеры фондов могут больше работать над тем, чтобы правильно упаковывать и доносить до людей смысл своей работы. Государство может вводить образовательные программы для НКО, популяризировать сектор. Но главное – развивать культуру благотворительности.
Я верю, что скоро вырастет поколение людей, которые смогут сказать: «Я жертвую этому фонду, потому что так делала моя бабушка». Но для этого нам всем предстоит большая работа.
Ранее Добро.Медиа публиковало подборку фондов, которые помогают беженцам и трудовым мигрантам.