Завершаем наше экспертное обсуждение подоплеки расширения границы Арктической зоны РФ на территории регионов УрФО с ученым секретарем Научного совета АНО НКЦ «Север» Михаилом Жуковым. Часть пятая.
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» перечисляются в обобщенной форме категории критериев отнесения территорий к АЗРФ, применение которых требует производства обширных исследований с результатом в форме объемного манускрипта.
В 2013 году в документе Арктического и Антарктического института Росгидромета были предложены конкретные критерии, рекомендованные к использованию протоколом совещания 18.06.2013 у профильного зампредседателя правительства. И уже десять лет отнесение территорий к АЗРФ осуществлялось в соответствии с этими критериями.
Равноправие регионов — конституционный принцип федеративного устройства нашего государства. Конституционный суд в 1996 году пояснил, что оно выражается во взаимоотношениях с федеральными органами власти и должен распространяться на все сферы общественных отношений.
Соответственно, если территории с определенными характеристиками отнесены к арктическим, территории с аналогичными характеристиками также имеют все основания претендовать на включение в состав АЗРФ. Равноправие регионов обеспечивается учетом сложившейся практики государственного управления. Также должны учитываться соображения удобства государственного управления — целесообразно включать в состав АЗРФ целостные административные и муниципальные образования с минимальным дроблением с целью обеспечения внутренней экономической связности.
Проблемным моментом текста заключения института Росгидромета является наличие в нем как однозначно трактуемых критериев, применимых ко всем территориям, которые претендуют на включение в состав АЗРФ, так и обобщенных характеристик, не имеющих четко очерченных границ применимости.
По географическим и вещественно-структурным признакам ученые выделили на территории АЗРФ две физико-географические области: арктическая природная территория с арктическими ландшафтами (тундры) и субарктическая природная территория, охватывающая зоны лесотундровых и северотаежных ландшафтов. Среди всех элементов ландшафтов зональное распределение свойственно растительности и именно растительность является индикатором зонального положения территории — критерием, который применим повсеместно.
Критерий зонального распределения растительности очень удобен для интегральной оценки всей суммы природных условий территорий. Растительность устойчива относительно краткосрочных флюктуаций климатических процессов и отражает климатические сдвиги среднесрочного характера.
На востоке страны в условиях низкогорий северная тайга распространяется далеко на юг, поэтому Арктический Совет применяет предложенную рабочей группой по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) — CAFF-границу арктической природной зоны. Критерии выхода на побережье морских арктических акваторий, могут рассматриваться как дополнительные, так как применимы ограниченно.
Дополнительно еще в первой половине ХХ века предлагалось использовать температурные критерии, такие как средняя температура июля ниже 10-12 градусов Цельсия и средняя температура самого холодного месяца (январь) не выше минус 20 градусов. Если принять эти критерии, то в первом случае в составе АЗРФ должна оставаться только узкая приморская полоса, а во втором случае — нужно исключать из состава АЗРФ все, что западнее Уральских гор.
При этом социально-экономические критерии применять нельзя, так как они неустойчивы во времени, а среди медико-биологических критериев широтное положение территории влияет на ультрафиолетовый дефицит, применение которого в этом качестве обосновано в публикациях АНО «НКЦ «Север».
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд
Критерии включения в состав АЗРФ
3 минуты
3 сентября 20243 сен 2024