В апреле 2002 года американский профессор Рафаэль Медофф написал небольшую статью под названием "Как британцы боролись с террором в Дженине". Имеются в виду события 1938 года во времена так называемого Британского мандата в Палестине.
Место действия - город в той части израильской Самарии, которая сегодня отдана под палестинскую автономию. Дженин издавна и до сих пор известен как один из центров исламистского терроризма, что особенно тревожно сегодня, учитывая близость этой точки к городам Израиля - например, к Афуле. Так что неудивительно, что именно в Дженине ЦАХАЛ проводит одну из самых масштабных контртеррористических наземных операций за последние десятилетия.
Вполне ожидаемо действия Израиля критикуют все, кому не лень. Ему приписывают чрезмерную жестокость, неразборчивость в средствах и отсутствие заботы о мирном населении. И в этом контексте довольно занятно почитать статью Медоффа о том, как действовала в свое время британская армия. Что особенно важно - в условиях гораздо меньшей террористической активности палестинских арабов.
Предлагаю вам перевод текста Рафаэля Медоффа.
"Разрушение домов мирных арабов... Расстрел заключенных в наручниках... Принуждение местных арабов проверять районы, где могли быть установлены мины ..."
Это звучит как обвинения, выдвинутые британскими и другими европейскими официальными лицами в отношении недавних действий Израиля в Дженине. Фактически, это описания из официальных британских документов, касающихся методов, использованных британскими властями для борьбы с палестинским арабским терроризмом в Дженине и других местах в 1938 году.
Документы были рассекречены Лондоном в 1989 году. В них содержатся подробности реакции правительства Великобритании на убийство английского окружного комиссара палестинским арабским террористом в Дженине летом 1938 года.
Даже после того, как предполагаемый убийца был схвачен (а затем застрелен при предполагаемой попытке к бегству), британские власти решили, что "большая часть города должна быть взорвана" в качестве наказания. 25 августа того же года британский конвой доставил в Дженин для этой цели 4200 килограммов взрывчатки.
В ходе операции в Дженине и в других случаях местных арабов заставляли водить "такси для разминирования" впереди британских автомобилей в районах, где, как считалось, палестинские арабские террористы установили мины, чтобы "уменьшить [британские] потери от наземных мин".
Британские власти часто использовали эти и подобные методы для борьбы с палестинским арабским терроризмом в конце 1930-х годов.
Британские войска отреагировали на присутствие террористов в арабской деревне Миар, к северу от Хайфы, взрывая дом за домом в октябре 1938 года.
"Когда войска ушли, от некогда оживленной деревни мало что осталось, кроме груды искореженной каменной кладки", - сообщает New York Times.
Рассекреченные документы относятся к инциденту в Яффо, в ходе которого британская полиция застрелила заключенного в наручниках.
Согласно Чрезвычайному постановлению 19b, правительство Британского мандата могло снести любой дом, расположенный в деревне, где проживали террористы, даже если этот конкретный дом не имел прямого отношения к террористической деятельности. Представитель Мандата Хью Фут позже вспоминал: "Когда мы думали, что в деревне укрываются повстанцы, мы отправлялись туда и отмечали один из больших домов. Затем, если бы инцидент был связан с этой деревней, мы бы взорвали дом, который отметили ".
Верховный комиссар по делам Палестины Гарольд МакМайкл выступил в защиту этой практики: "Положение радикальное, но ситуация потребовала решительных действий".
МакМайкл был в ярости из-за того, что он назвал "сильно преувеличенными обвинениями", которые распространяли критики Англии относительно британской антитеррористической тактики в Палестине. Утверждения арабов о том, что британские солдаты выколачивали глаза арабским заключенным, широко цитировались в нацистской немецкой прессе и в других местах.
В рассекреченных документах также зафиксированы дискуссии между должностными лицами Министерства по делам колоний относительно правильности или неправильности методов борьбы с терроризмом, используемых в Палестине. Лорд Дафферин заметил: "Гибнут британцы, и я не думаю, что мы, сотрудники службы безопасности Уайтхолла, можем брезгливо протестовать по поводу мер, принятых мужчинами на передовой".
Сэр Джон Шакбург защищал эту тактику на том основании, что британцам противостоял "не рыцарский противник, играющий по правилам, а гангстеры и убийцы".
Интересно, не правда ли?
Никакого либерализма, никакой терпимости, никакой "глубокой озабоченности". Британцы делали то, что считали наиболее эффективным в борьбе с террором. Моральная сторона вопроса не являлась приоритетной.
Хотя это вообще большой вопрос, насколько морально давать жесткий ответ, когда борешься с гангстерами и убийцами, которых не сковывают ни нравственность, ни человечность, ни законы, ни международное общественное мнение.
Я далек от того, чтобы называть британцев примером для подражания. Их колониальная политика, их чувство морального превосходства и пренебрежение ко всему небританскому заслуженно подвергается жесткой критике. Один тот факт, что именно британцы придумали и впервые использовали концлагеря, говорит о многом.
Однако их методы борьбы с террором - жесткие, беспощадные - приносили свои плоды. Что неудивительно, учитывая, что им приходилось иметь дело с темии, кто принимает сострадание и попытки найти компромисс за признак слабости и повод усилить акции устрашения.
Сегодня сложилась поразительная ситуация, когда продолжение фразы "Когда враг не сдается..." уже не выглядит очевидным. Так что же делать с врагом, который не идет ни на какие соглашения?
Задобрить его? Завалить деньгами? Дать ему бесплатно электричество, интернет, чистую воду?
Постоянно повторять, что мы готовы помириться с ним любой ценой?
Можно попробовать, конечно. Но вот вопрос, если вы готовы получить желаемое любой ценой, то почему бы врагу не поднимать эту цену до бесконечности? Ведь это он контролирует ситуацию, а вы согласитесь на что угодно.
Враг понимает, что если он не сдается, то сдадитесь вы. Это бы означало, что террор отлично работает, что нужно его практиковать и совершенствовать.
Если только у вас не хватит решимости применить в ответ те методы, которых террористы по-настоящему боятся. Ведь когда они поймут, что ни силой оружия, ни лживой статистикой, ни воззваниями к мировому сообществу они ничего не добьются, вот тогда чаши весов качнутся в противоположную сторону, и контролировать ситуацию будете уже вы.
Да, нельзя бездумно копировать британский опыт, там было гораздо меньше разборчивости в методах, чем может себе позволить израильская армия. Однако разрушение домов террористов, уже практикующееся ЦАХАЛом, вполне адекватная мера. Более того, вся семья убийцы должна лишаться прав проживания как в Израиле, так и автономии. С голоду они не умрут, учитывая, какие щедрые выплаты отваливает семьям террористов палестинская администрация.
Все преступники с кровью на руках, выпускаемые из израильских тюрем по условиям сделок с террористическими организациями, должны предварительно чипироваться, как животные. Чтобы ликвидировать их немедленно в случае, если решат снова взять в руки оружие. Не хотят, чтобы к ним относились, как к животным - пусть ведут себя, как люди.
Давайте уже признаем непреложный факт: если враг не сдается, его уничтожают. Это не геноцид, не нарушение законов войны. Это и есть суть войны, которая не предлагает никаких других альтернатив - либо капитуляция, либо полный разгром. Третьего не дано.
А подкармливание, снабжение террористов, признание их легитимности, надежда, что они сдержат слово и станут действовать по правилам, - это не война, а самоубийство.
Так что выбор тут простой. Если хотим победить, нужно вести жесткую войну до полного уничтожения противника. Если хотим всем понравиться, уничтожат нас. А вспоминать это поражение (даже те, кто нас сегодня критикует, включая британцев) будут как предельно глупое.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.