Фортунато Деперо, выдающийся итальянский художник и скульптор, был ярким представителем футуризма — движения, стремившегося к радикальному переосмыслению искусства и его роли в мире. Его работы выделяются не только смелостью идей, но и сочетанием необычных материалов и форм, с помощью которых он создавал совершенно новое художественное выражение, которое до сих пор вызывает интерес и восхищение.
Деперо начал свой творческий путь в 1914 году, и с самого начала его вдохновляла идея создания "искусственных существ", наделенных движением и звуком. Он стремился выйти за пределы традиционной "мертвой" скульптуры, и это стремление нашло отражение в его манифесте "Футуристическая реконструкция Вселенной", написанном вместе с Джакомо Балла в 1915 году. В этом манифесте Деперо и Балла мечтали о мире, в котором искусство будет динамичным, полным энергии и жизни, а не застывшим в неподвижности.
В живописи Деперо комбинации абстрактных форм, напоминающие вращающиеся механические системы (турбины, пропеллеры и т. п.), чередуются с фигуративными построениями по мотивам ярмарочного театра, кукол-марионеток («Абстрактная живопись», 1915, Музей-галерея Деперо, Роверето; «Автоматы», 1916, частное собрание, Милан; «Балерина-идол», частное собрание, Рим).
Одно из самых известных произведений Деперо — гобелен "Война-Фестиваль" (1925), который стал ярким примером художественной пропаганды. На этом произведении солдаты, убивающие друг друга, изображены на фоне разноцветных взрывов, напоминающих пиротехническое шоу. Этот гобелен не только принес Деперо золотую медаль на Парижской международной выставке декоративного искусства, но и символизировал его личную приверженность идеям футуризма. Несмотря на последующее признание "ошибок", допущенных в военное время, этот гобелен остается мощным напоминанием о политической и художественной смелости Деперо.
Однако настоящая инновация Деперо проявилась в его картонных сборках. Это работы, выполненные в виде жестких геометрических форм. Они привлекли внимание Сергея Дягилева — основателя Ballets Russes. Дягилев увидел в этих работах потенциал для создания футуристических декораций и костюмов для балета Стравинского "Песнь соловья". Однако, несмотря на этот интерес, эксперименты Деперо в области механизированного движения так и не были реализованы. Балет был отложен, а позже поставлен в декорациях Анри Матисса.
Тогда Деперо начал работать с кукольным театром, куда привнес немало изменений. Он заложил основы поэтики материала в кукольном театре, использовав металл, резину и ткань для создания уникальных театральных постановок. Вместе с швейцарским писателем Жильбером Клавелем он создал серию комических пантомим. Эти постановки представляли собой фантастический мир, в котором оживали декорации, а деревянные фигурки геометрической формы выполняли всевозможные трюки и комические перевоплощения.
Фортунато Деперо оставил после себя богатое наследие, которое продолжает вдохновлять художников и исследователей. Его стремление к динамике, новаторству и эксперименту делает его одним из самых значимых представителей футуризма, а его работы — настоящими шедеврами искусства XX века.
*Все изображения взяты из открытых интернет-источников: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1948251
https://artsandculture.google.com