Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Шерлок Холмс Советский VS Британский. Психразбор главного героя.

Недавно я с огромным удовольствием пересмотрела цикл фильмов "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона", снятый в 80-х — 90-х годах прошлого столетия в Советском Союзе.

После этого я хотела так же пересмотреть Британский сериал "Шэрлок" с Камбербэтчем в главной роли, но где-то через 10 минут я остановила просмотр и выключила фильм — он не шёл ни в какое сравнение. Получается, британский Шэрлок лично мне не годится для повторного просмотра, хотя первый раз было увлекательно.

Чем же так хорош для меня советский Шерлок, чем плох британский, и чем они вообще объективно отличаются?

Разумеется я понимаю, что британский фильм — более вольная и современная интерпретация, и наверняка режиссёры ставили перед собой разные задачи, и с блеском достигли их. Понимаю так же, что у кого-то может быть противоположные симпатии и мнение. В этом нет никакой проблемы — дело вкуса.

Но лично для меня советский Шерлок в разы милее по главной причине — он показывает психически здоровую личность, достигшую пика индивидуации, в то время как британский Шерлок демонстрирует эмоциональную инвалидность главного героя.

Под индивидуацией я понимаю психологическое развитие личности, при котором реализуются и раскрываются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. А под инвалидностью — непоправимые паталогии личности.

Посмотрим на героя Ливанова: при том, что он осознаёт свои сильные стороны и безусловный талант, он так же видит таланты других людей (например писательский дар Ватсона), осознаёт свои ограничения (я оказался никудышным преступником!), замечает порой собственные тщеславные порывы и старается их искоренить. ("Вместо того, чтобы демонстрировать наши семейные таланты Ватсону, нам следовало быть внимательнее").

Его самооценка устойчива и адекватна, базируется на реальных действиях и достижениях. Он скромен, он искренне любит Ватсона и свою квартирную хозяйку, отношения с братом так же не лишены теплоты (Майнкрафт называет Шэрлока "мой мальчик"). Он умеет выражать чувства и способен на глубокую привязанность. У него адекватные ожидания от мира, он не ждёт всеобщего одобрения и признания, хотя вполне их заслуживает.
Он выстроил свою жизнь так, что его ценности гармонируют с образом жизни, а таланты служат и заработку, и уважению в обществе. Шэрлок поистине нашёл свой Икигай. Хотя его отношения с женщинами говорят нам о том, что это часть жизни как раз таки является его слабостью, тем не менее советский Холмс счастлив в других близких отношениях — как брат и как друг.

В противоположность герою Ливанова, Шэрлок-Камбербэтч даже сам говорит о себе как о социопате, хотя психиатры относят его к психопатам — то есть у героя серьёзнейшее расстройство личности, и в фильме это проявлено довольно достоверно: Британский Шэрлок показывает эмоциональную бедность (восновном он переживает маниакальный азарт/радость, любопытство/интерес, либо депрессивную скуку). На лицо серьёзный недостаток эмпатии, уважения к другим людям, он сильно нарциссичен, тщеславен, демонстративен, много лжёт, манипулирует другими и использует людей как функции, не придавая малейшего значения их чувствам. Его эмоциональная бедность помогает ему в работе — он способен мыслить хладнокровно в самых стрессовых ситуациях, легко и даже с радостью идёт на риск, ему не знакомы чувства вины или стыда.

Если советского Шэрлока я бы хотела видеть в числе своих друзей, то от Шэрлока британского я предпочла бы по возможности держаться подальше, не смотря на его в целом благие намерения и то, что он на стороне добра и закона.

Вот такие мои размышления. А вы больше любите смотреть на психопатов или психически здоровых главных героев?

Автор: Полина Йоркувайт
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru