Найти тему
Мастер Творцов

Лучшие Картины Аркадия Рылова. Наш выбор

Аркадий Александрович Рылов (годы жизни 1870-1939) родился в небогатой семье, которая проживала в Истобенском селе Кировской области. Его родной отец, хотя и не имел художественного образования, с увлечением рисовал карандашом и акварелью. К сожалению, мальчик недолго видел этот положительный пример: когда ему было шесть лет, папу поместили в лечебницу для душевнобольных, где тот вскоре скончался. Новый муж матери по счастливому совпадению тоже увлекался рисованием и всячески поощрял начинания пасынка.

Несмотря на опасения родных, Аркадию не передалась душевная болезнь отца, и единственным пунктом, в чём он огорчал своих близких, была его неудовлетворительная учёба. Мальчика исключили из гимназии и определили в реальное училище, где он продолжил учиться также плохо. Но был единственный предмет, где юный Рылов показывал блестящие способности – рисование. Убедившись в его одарённости, в 1888 году отчим отвёз Аркадия в Петербург, где тот поступил в училище рисование барона Александра фон Штиглица. Рылов начинает успешно учиться живописи, поступив в класс Константина Крыжицкого, а в 1893 выдерживает экзамен в Академию Художеств. Сбывается давняя мечта: Архип Куинджи принимает его в свою мастерскую.

Прославленный художник навсегда становится для Аркадия непререкаемым авторитетом, и вскоре мастер с учениками предпринимают крымский поход, где Рылов написал картины «Крым. Камни» и «Скала Узун-Таш» (обе датированы 1895 годом). Через два года Аркадий Александрович окончил Академию, получив звание художника и представив работу «Набежали Злы Татаровья». В 1898 Рылова ожидает первый коммерческий успех: картина «Догорающий Костёр» понравилась меценату Павлу Третьякову, и с его лёгкой руки к художнику приходит признание. В 1902 его работа «С Берегов Вятки» получает золотую медаль в Венском Сецессионе, и вследствие этого Рылову также достаётся место члена жюри в Парижском Салоне.

Лучшие Картины Аркадия Рылова
Лучшие Картины Аркадия Рылова

Несмотря на зарубежное признание, художник остаётся в России и предпочитает писать родные пейзажи. Придя преподавать в Общество Поощрения Художеств, он стал вести рисовальный класс животных, который директор открыл специально ради Рылова. Его произведения: «Чайки. Закат», «Лебеди над Камой», «Полевая Рябинка» – подтверждают благоговение художника перед природой и его стремление ограничиваться северными пейзажами. Помимо русских видов, Рылов нередко рисовал Финляндию, совсем немного отличающуюся художественными образами от Петербурга. Политические волнения внесли новый поворот в сюжеты полотен: повестка дня требовала реализма. Поэтому Аркадий Александрович в 1930-ые годы писал портреты Владимира Ленина, а также сельскохозяйственную технику. Мастерство художника не подвело, и новая власть благосклонно отнеслась к его работам.

В 1934 была устроена его персональная выставка, где была показана картина «Владимир Ильич Ленин в Разливе в 1917 Году», ставшая одной из ключевых работ в творческой карьере художника, а уже в следующем году ему присудили звание заслуженного деятеля искусств. Аркадий Александрович Рылов скончался в Ленинграде в 1939 году в возрасте 69 лет, так и не оставив после себя наследников. Его семьёй были племянники, которых он обучал рисовать. После него осталась мастерская, где жили выхоженные им дикие звери, что в очередной раз подтвердило искренность художника в любви к природе.

1 картина. «В Голубом Просторе»

«В Голубом Просторе»
«В Голубом Просторе»
  • Дата создания: 1918 год
  • Размеры: 109 х 152 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Светлая и поэтичная картина «В Голубом Просторе» написана Аркадием Рыловым в трудное время. Шёл 1918 год, в революционном Петрограде было голодно и холодно, но тяжёлые условия совершенно не отразились на радостном и свободном настроении произведения. Поскольку это жизнеутверждающее полотно написано на заре зарождения СССР, критики к нему отнеслись по-особенному благосклонно, увидев в нём символ нового пути. Конечно, это субъективное восприятие связи весеннего полёта прекрасных птиц и утверждения новой власти несколько притянуто. Но, так или иначе, с лёгкой руки искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова картину стали называть произведением, с которого «принято начинать историю советской эпохи».

Что же на самом деле изображено художником? Конечно, на картине нет ни единого политического образа: здесь изображено, как на фоне слоистого бело-синего неба и кучевых облаков летит стая лебедей, поднимаясь над тёмными морскими волнами. На заднем плане произведения возвышаются заснеженные скалы необитаемого острова, а также виднеется небольшой парусник. Кругом ни души, только бескрайняя рябь волн. Картина пронизана бесконечно ярким светом и ощущением свежего морского воздуха.

Изображение птиц было привычным сюжетом для Аркадия Александровича, страстно любившего природу и выхаживавшего животных. Полотно «В Голубом Просторе» нередко сравнивают с его работами «Лебеди над Камой» и «Чайки», где также показаны белоснежные птицы на фоне ослепительных солнечных лучей и бескрайних волн. Нынче картина выставляется в московской Третьяковской Галерее, в 1972 году она была удостоена выпуска в памятном филателистическом блоке учреждения.

2 картина. «Зелёный Шум»

«Зелёный Шум»
«Зелёный Шум»
  • Дата создания: 1904 год
  • Размеры: 107 х 146 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Аркадий Рылов написал картину «Зелёный Шум» в 1904 году. Название содержит в себе отсылку к строкам Николая Некрасова:

«Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, Весенний Шум».

Очевидно, что художник воссоздавал образ яркого весеннего дня во всём буйстве и многообразии пышной зелени. Автор сообщал, что у него не было цели проиллюстрировать данное стихотворение, он не задумывал картину программной. Ему хотелось написать пейзаж, часто виденный им в то лето на берегах родной Вятки: широкую взволнованную реку, шумящие от сильного ветра берёзы, тёмные леса на заднем плане творения.

Когда полотно было полностью окончено, близкий друг художника – живописец Константин Богаевский – лишь взглянув на работу, продекламировал именно эти строки Некрасова. Так с лёгкой руки товарища картина и получила сие название. Несмотря на конкретное упоминание цвета в названии полотна, «Зелёный Шум» отнюдь не монохромный. Даже если не принимать во внимание серые тучи, белые стволы берёз и жёлтый песок, видно, что листья деревьев выполнены в различных тонах. Та сторона листвы, на которую падает солнечный свет, отсвечивает красным и жёлтым цветами. А противоположная, находящаяся в тени, синим и голубым. Оттенки яркие, насыщенные и контрастные, благодаря чему зритель чувствует мощь и разгул стихии.

Полотно было настолько благосклонно воспринято публикой, что Аркадий Александрович создал ещё две копии этой работы. Теперь все три картины прославленного пейзажиста и певца родной природы украшают экспозиции Русского Музея в Санкт-Петербурге, Третьяковской Галереи в Москве и Киевской Картинной Галереи в Киеве. «Зелёный Шум» является одним из наиболее известных и узнаваемых полотен, созданных кистью Рылова.

3 картина. «Закат»

«Закат»
«Закат»
  • Дата создания: 1917 год
  • Размеры: 100 х 129 сантиметров
  • Место нахождения: Смоленский Государственный Музей-Заповедник (Смоленск, Россия)

Картина Рылова под названием «Закат» написана в революционном 1917 году. Кроваво-красные небеса символизируют собой багряное знамя нового мирового порядка, которому искренне симпатизировал сам художник. Как не вспомнить строки поэта Александра Блока:

«Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!».

Более того, под закатом можно понимать и окончание прежней эпохи. Так или иначе, картина трактовалась и продолжает пониматься искусствоведами сугубо как символистская и связанная с политической подоплёкой.

Если не принимать во внимание символизм полотна и взглянуть исключительно на образы природы, на цвета и общее настроение картины, можно сказать, что произведение навевает безотчётное чувство страха. Чёрно-красный колорит, несущиеся по небу тёмные облака, гнущиеся ветви, ядовито-жёлтые проблески между тучами настраивают нас на мысль о некоем стихийном бедствии. Но если вглядеться, окажется, что подчёркнуто яркие и неестественные тона, вызывающие тревогу, являются всего лишь игрой света. Заходящее солнце освещает багрянцем голубое небо и синюю реку, а на чернеющие иголки сосен свет уже не попадает.

Перед зрителем традиционный северный пейзаж. Открывается вид с высокого берега, поросшего хвойными деревьями, на более низкий, за который и заходит солнце. На заднем плане полотна находятся луга, низкие холмы, перелески. Не видно только ни одного живого обитателя. На данный момент картина хранится в Смоленском Музее-Заповеднике. К столетию со дня написания она была отреставрирована и выставлена в Третьяковской Галерее. По отзывам современных зрителей, посетивших выставку, она вызвала не тревогу, а напротив, ощущение яркого света, лета и тепла.

4 картина. «Цветистый Луг»

«Цветистый Луг»
«Цветистый Луг»
  • Дата создания: 1916 год
  • Размеры: 62 х 116 сантиметров
  • Место нахождения: Тверская Областная Картинная Галерея (Тверь, Россия)

Пейзаж «Цветистый Луг» был создан Рыловым в 1916 году. Несмотря на беспокойное революционное время, когда была написана картина, а также весьма стеснённые бытовые условия, в которые был тогда помещён сам автор, сия пастораль дышит абсолютным спокойствием и чистотой. Высказывается мысль, что данная картина имела умеренно-агитационную подоплёку, так как показывает типично русскую идиллию с берёзами, и была адресована защитникам Родины, участвовавшим в Первой Мировой войне.

На полотне изображён поэтичный образ среднерусского луга, густо усеянного ромашками. Кажется, что можно даже почувствовать густой аромат пряной листвы и нежных лепестков. В гамме доминируют белый и зелёный цвета. На переднем плане творения раскидывается зелёное разнотравье, усыпанное буйным цветением, а на заднем можно наблюдать такие же бело-зелёные берёзы, будто рифмующиеся с ромашками по колориту. Но травы, занимающие собой большую часть композиции, не монохромны: какие-то из них, высохнув на солнце, пожелтели, а другие, напротив – неравномерно освещаясь, кажутся почти чёрными.

По голубому небу плывут розовые облака, эти оттенки можно встретить на рассвете. Лес, стоящий позади, хорошо освещён солнцем, и можно предположить, что художник изобразил начало жаркого летнего дня. Впрочем, некоторые искусствоведы придерживаются противоположной точки зрения: судя по длинным ложащимся теням, это может быть и безветренный летний вечер. На картине не изображено ни одной живой души, а также нет намёков на косвенное присутствие человека: даже вдалеке не показывается какое-либо жильё. Луг, залитый солнцем и усыпанный цветами, самодостаточен и прекрасен без влияний извне.

5 картина. «Чайки. Закат»

«Чайки. Закат»
«Чайки. Закат»
  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 83 х 131 сантиметр
  • Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)

Картина «Чайки. Закат» написана Рыловым в 1922 году. Оба образа, отражённые в её названии, весьма характерны для творчества художника. Можно сказать, что это полотно аккумулирует его самые известные работы, созданные незадолго до написания сего творения и в работе «В Голубом Просторе». Вольные птицы, стаей летящие над морем, и инфернально-яркие, зловещие цвета садящегося солнца – в этой картине получилась некая квинтэссенция сформировавшегося стиля. Солнце уже почти зашло за горизонт и видно лишь как маленькая жёлтая точка, отсвечивающая багрянцем. На воде можно видеть золотую дорожку: ещё немного – и солнце окончательно скроется за горизонтом. Небо, тем не менее, ещё окончательно не потемнело, напротив, оно пока ещё чисто и ярко, отливает золотом.

По-видимому, погода на картине изображена хорошая, относительно безветренная, так как волны небольшие, а фигуры чаек не производят впечатления напряжённой борьбы со стихией. Птицы парят в небе, сидят на берегу и взмывают ввысь, их несколько десятков, и оперение чаек гармонирует с маленькими белыми «барашками» волн. Яркие, насыщенные, контрастные цвета, играющие всевозможными оттенками и переливами, использованы для изображения моря, берега и неба. Извилистая кромка берега, на которую приземлились чайки, кажется тёмно-фиолетовой, а вода переливается всеми тонами красок: от оранжевого до зелёного. Являясь большим мастером в области свето- и цветопередачи, Аркадий Александрович создал великолепный пейзаж, казалось бы, на тривиальную тему, но передал образ так, что и спустя сотню лет со дня написания картины зритель замирает в восхищении перед этим мастерски написанным образом.

6 картина. «Полевая Рябинка»

«Полевая Рябинка»
«Полевая Рябинка»
  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 38,5 х 46 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Аркадий Рылов написал пейзаж «Полевая Рябинка» в 1922 году. Несмотря на название, на переднем плане картины преобладает зелёно-жёлтое разнотравье, всё застилают цветы пижмы, клевера и медуницы, на заднем плане произведения покачиваются тонкие бело-лимонные берёзки, а рябины не видно. Зритель в недоумении всматривается в композицию, пытаясь отыскать полыхающие багровые грозди и тёмно-зелёные узкие листья знакомого дерева, но всё тщетно. Неужели художник забыл, что хотел запечатлеть? Оказывается, в Вятской губернии (на родине художника) пижма и называется полевой рябиной. Видимо, это название произошло из-за схожести перистых листьев обоих растений и зонтичных цветков. Многочисленные круглые соцветия пижмы, усыпающие кустарник, в чём-то напоминают богатый урожай рябиновых деревьев.

На картине изображено знойное лето, возможно, клонящееся к завершению – об этом свидетельствуют уже желтеющие травы. Как и на многих других пейзажах Аркадия Александровича, вдали течёт чистая синяя речка, а по небу плывут кучевые облака. Больше ни одного образа на полотне нет: ни животных, ни людей, ни намёка на какую-либо архитектуру. Художник любил изображать нетронутую, первозданную красоту северного края во всей её простоте и чистоте. Как и о многих других его летних образах, об этом также можно сказать, что здесь природа изображена идиллически. Для узнаваемого почерка художника на этом полотне характерны глубокие цвета с многообразием переливающихся оттенков: сине-голубое небо с розово-фиолетовыми облаками, всевозможные подтоны жёлто-зелёного в живописании трав, река цвета индиго и серо-зелёные молодые ивы, гнущиеся по берегу. Красочность, любовь к живой природе, внимание к деталям – вот характерные черты творчества Рылова, которые можно увидеть в его знаменитой «Полевой Рябинке».

7 картина. «Владимир Ильич Ленин в Разливе в 1917 Году»

«Владимир Ильич Ленин в Разливе в 1917 Году»
«Владимир Ильич Ленин в Разливе в 1917 Году»
  • Дата создания: 1934 год
  • Размеры: 126,5 х 212 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Картина «Владимир Ильич Ленин в Разливе в 1917 Году» написана Рыловым в 1934 году. Художник поддерживал советскую власть, был сторонником революции и марксистско-ленинской идеологии, поэтому нет ничего удивительного в том, что он смог так талантливо передать образ вождя мирового пролетариата. Картина была создана в двух вариантах, весьма друг на друга похожих, и оба полотна хранятся в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Композиционно она представляет собой портрет Владимира Ильича на фоне пламенеющего заката и насыщенно-зелёного речного берега. Как обычно бывало на картинах Рылова, цвета чрезвычайно ярки и контрастны, небо играет всеми возможными оттенками и природа поражает своим сдержанным великолепием.

Готовясь написать портрет Ленина – столь значительного для советского зрителя – Аркадий Александрович предпринял многочисленные поездки на озеро Разлив. Он смотрел на эту местность с берега и с лодки, доплывал до места, на котором стоял шалаш. Но само временное жилище художник решил не изображать, потому что, по его словам, получился бы штамп из учебника по истории. Поэтому Ленин изображён идущим по берегу, погружённый в свои мысли – как сказал сам Рылов:

«Прямо навстречу буре».

Как известно, в 1917 году идеолог советской власти скрывался вместе с Григорием Зиновьевым от Временного правительства и подвергался смертельной опасности. Некоторые источники свидетельствуют о том, что при обнаружении он должен был быть расстрелян на месте. И только неподалёку от Разлива, где местные рабочие удерживали вооружённое самоуправление, он мог не обнаруживать своё истинное местоположение. По словам художника, Ленин запечатлён на полотне в то время, когда ожидает товарища, прибывающего из города с вестями. И его волнение, драматизм момента, хорошо чувствуются в ветреном пейзаже с темнеющим на горизонте небом и напряжённой позе главного героя.

8 картина. «На Природе»

«На Природе»
«На Природе»
  • Дата создания: 1933 год
  • Размеры: 80 х 126 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Аркадий Рылов написал картину «На Природе» в 1933 году, в возрасте 63 лет. Всю свою жизнь он воспевал красоту северного края, писал десятки пейзажей, выхаживал и лечил лесных зверей. Его перу принадлежит и проза, где он вспоминает высоким литературным языком образы родной Вятки и закоулков многих других русских провинций. Поэтому данная картина – один из подведённых итогов творческого пути человека, наделённого великим талантом замечать красоту природы и рассказывать о ней миру. Сам автор рассказывал, что он предпочитал жить в спартанских туристических условиях, у воды и при свете костра, созерцая нетронутую человеком природу – и именно это воспитало, по его признанию, в нём художника-пейзажиста.

Картина «На Природе», как и остальные пейзажи Рылова, очень яркая, необычная по освещению и игре оттенков, с насыщенными цветами. Подобно многим другим его работам, она не содержит в себе других образов, кроме величественной природы: ни домов, ни людей, ни даже присутствия диких зверей и птиц. По центру картины располагается совсем небольшой остров, окаймлённый рвом (возможно, вырытым искусственно, так как образуется идеальный полукруг) и совсем узенькой извилистой речкой. На острове растут высокие деревья и небольшие кусты, которые отражаются в прозрачной реке.

День, видимо, безветренный, так как вода не кажется возмущённой, скорее, наоборот, она гладкая как зеркало. Отражение играет всевозможными оттенками: свет преломляется таким образом, что берег кажется красным, а густая зелень отдаёт чёрным. На дальнем плане полотна стоит высокий густой лес, уходящий вглубь картины. И сверху на это великолепие природы смотрят жёлтые облака, плотно напитанные солнечным светом, плывущие по ясно-голубым небесам.