Предстоящий Восточный экономический форум придаст новый импульс сотрудничеству между Анкарой и Москвой в сфере судостроения, надеется журналист dikGAZETE. Турция стремится к научной деятельности в Арктике и хочет получить доступ к ее ресурсам, а без российской технологии производства ледоколов это вряд ли возможно.
На днях министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью РИА Новости заявил: "Турецкие компании проявляют интерес к участию в строительстве объектов города-спутника Владивостока".
Далее Чекунков отметил, что в прошлом году в Восточном экономическом форуме приняли участие 62 страны. "Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы проекты такого масштаба были доступны, привлекательны для инвесторов из максимально широкого круга стран. Я думаю, что форум в этом году может дать новый импульс этим переговорам", — добавил министр.
На самом деле, хотя о турецко-российских отношениях в бизнесе в Турции говорят не так много, как об отношениях с Западом, и не упоминают ни о негативных, ни о крайне позитивных сдвигах, турецкая судостроительная отрасль сейчас высоко ценится за выполнение заказов Москвы. В этой сфере между странами идет активное сотрудничество.
26 апреля в Турции на верфи "UBM Marine" состоялся спуск на воду сухогрузного судна "Арктида", построенного для российской судоходной компании "АРК". На этом фоне предстоящий Восточный экономический форум (ВЭФ) может придать дополнительный импульс турецко-российскому сотрудничеству в судостроении. Более того, ВЭФ-2024 предоставит Турции прекрасную возможность обсудить с ключевыми партнерами реализацию целей по проектам, которые она хочет осуществить в Арктике.
С экономической точки зрения важно, что Арктика открывает большие перспективы турецким компаниям для использования их промышленного потенциала.
Турецкая верфь "Kuzey Yıldızı" активно участвует в строительстве судов для Северного морского пути, и это во многом способствует укреплению партнерства с российской стороной. Предприятие получило от "Росатома" заказы на строительство плавучих доков и двухтопливных ледоколов, необходимых для обеспечения эффективной эксплуатации Северного морского пути.
Учитывая трудности, с которыми сталкивается турецкая экономика, становится очевидно: если нашим дальновидным руководителям удастся убедить соответствующие инстанции, Анкара не сможет игнорировать тенденцию к экономическому развороту с глобального Юга на Восток.
В последние годы все больше и больше говорится о турецкой научной дипломатии в Арктике. Все более частые выступления и публикации на эту тему и, конечно же, участие в Восточном экономическом форуме станут естественной составляющей данной внешнеполитической концепции.
Научная деятельность Турции в арктическом регионе — эффективный инструмент, который позволит нашей республике укрепить свой арктический статус, получить доступ к богатым ресурсам региона и использовать возможности новых транспортных коридоров.
Турция планирует добиться от мировой общественности признания права на более активное присутствие в регионе, чтобы в большей степени использовать потенциал Арктики и совершенствовать свои научные компетенции.
Анкара стремительно развивает арктическую научно-исследовательскую инициативу. От нашей страны, как правило, наблюдается низкий уровень участия в научных мероприятиях, международных конференциях и других форумах, которые привлекают интерес не только ученых, но и представителей бизнеса. Однако нам необходимо над этим работать.
В то же время Россия как арктическая держава обладает уникальной технологией производства ледоколов, без которой Турции будет сложно вести научную деятельность в Арктике. Таким образом, ВЭФ-2024 должен способствовать эффективной реализации арктического вектора турецкой внешней политики.
Надеюсь, Турция не упустит возможности использовать этот полюс на вершине формирующегося многополярного мира и станет страной-партнером в Арктике в научной, геополитической и торговой сфере, а компетентные официальные лица заключат выгодные соглашения на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Автор статьи: Джем Кыран (Cem Kıran).