Найти тему
Балканист

Буду резать, буду бить: как румыны используют ножи и топоры против нечисти

freepik.com
freepik.com
Юлия Горноскуль | Балканист

Железо оберегает от нечистой силы - это универсальное знание, дошедшее до нас из древних времён. По этой причине всевозможные железные предметы, от иглы до подковы, имеют особый статус в народной магии. Но сегодня мы остановимся на двух орудиях, которые играют ключевую роль в лечебной и защитной магии румын. Это нож и топор.

Ион Крянге, крупнейший молдавский писатель XIX века, приводит в своих мемуарах такой эпизод: когда собирался ливень, его мать выходила во двор и вонзала топор в землю прямо перед дверью. Тем самым она отгоняла грозовые тучи («она умела творить большие чудеса»).

Подобная практика зафиксирована этнографами по всей Румынии: «Когда гремит гром и сверкают молнии, нужно вонзить топор за порогом дома».

Фото: pikist.com
Фото: pikist.com

Почему именно топор? Он осуществляет здесь несколько функций:

Во-первых, охранную. Славяно-балканская картина мира сформирована с учётом христианского представления о том, что воздух находится в ведении «князя власти воздушной» и наполнен «духами злобы поднебесной». Именно они вызывают сильные бури, град - всё, что наносит урон крестьянскому хозяйству. Там же мечутся души висельников (в отличие от утопленников, они принадлежат воздушной стихии). По этой причине гроза, шквалистый ветер, ураган осмысляются как полёт или пляска нечистых сил. Кроме того, непогоду наводят особые колдуны - соломонары.

На все эти демонические козни есть управа - это Илья Пророк, который «грозы и громы держит». Разгневанный, он с грохотом мчится по небу в своей колеснице, хлеща бичом и побивая бесов. Они прячутся от него повсюду, в том числе могут юркнуть в двери или окно - а топор препятствует нежелательным гостям.

Топор и каравай за порогом, через который должны перешагнуть молодожены во время свадьбы.
Топор и каравай за порогом, через который должны перешагнуть молодожены во время свадьбы.

Во-вторых, топор выполняет магико-метеорологическую функцию - он в буквальном смысле останавливает разгул стихии, поскольку сам непосредственно связан с грозой. Как и молот и стрела, топор является атрибутом и символом небесного мужского начала, оплодотворяющего землю дождём. Древнегреческий историк Геродот отмечал, что гето-даки (предки румын) разгоняли грозовые тучи, выпуская в них стрелы. В данном случае мы можем говорить о т.н. симпатической магии - similia similibus curantur, подобное лечится подобным. В этом же ключе следует трактовать и такие предписания, как «закопать топор остриём вверх, вонзить в землю два топора крест-накрест, подбросить топор остриём вверх» - или, как вариант, «закрестить тучи ножом». Буря пройдёт стороной, поскольку «духи злобы поднебесной» разлетятся в страхе быть изрубленными. Что касается крестного знамения, то здесь очевидна его охранная функция. В народной магии языческие по сути действия часто содержат более поздний христианский элемент - для усиления эффекта.

Эти пёстрые осколки архаичного сознания сохранились в детском фольклоре, в закличках на погоду:

Прочь, дождь-странник, ты беги!
Живо ноги уноси!
Свято Солнышко придёт
И тебе их отсечёт
Острыми ножами,
Ржавыми топорами!

Фото: vecteezy.com
Фото: vecteezy.com

Однако сильную бурю, несущую разрушение, можно рассматривать и как откат в хаос. И в этом случае топор выполняет третью функцию, космогоническую.

Для понимания этой функции обратимся к концепции Мирчи Элиаде о первоначальном жесте. По мысли Элиаде, жизнь архаического человека соткана из действий, которые повторяют жесты богов (например, охота, вспахивание земли): «…работа имеет смысл и ценность только в той мере, в которой она повторяет божественный акт… Не существует ничего реального кроме того, что было сотворено божеством. Таким образом, чтобы жить в реальности, человеку остаётся лишь имитировать божественные действия столько раз, сколько того требуют обстоятельства. Ритуал повторяет первоначальный акт, но это действие происходит в «ином» времени, первоначальном». (Мирча Элиаде, «Комментарии к легенде о мастере Маноле»)

Наипервейший акт - сотворение мира, когда Демиург преобразовал Хаос в Космос при помощи оружия. Это справедливо для всевозможных верований. Что касается румынской мифологии, то инструмент Создателя - это и есть топор. По легенде, земля была образована следующим образом: Бог бросил в воду топор, и тот превратился в исполинское дерево, вокруг которого Бог создал земную твердь.

По другой версии, Бог бросил в воду не топор, а посох, однако эти предметы наряду с мечом, скипетром, бичом, трезубцем относятся к одной группе, символизируя как сам маскулинный принцип, так и верховную власть. Более того: топор-посох с длинной рукоятью, известный как валашка (рус.), балта (укр.), или балтаг (рум.), является неотъемлемым элементом мужского костюма карпатских горцев и народностей сопредельных территорий. Эта сподручная модель была перенята от валашских пастухов: такой топор служит и посохом на крутых горных тропах, и колуном; он удобен в бою и позволяет держать противника на расстоянии.

Буковинские гуцулы с «валашками». Фото: visitingbucovina.ro/hutulii/
Буковинские гуцулы с «валашками». Фото: visitingbucovina.ro/hutulii/

Почему Богу приписывается именно топор, а не какое-то другое колюще-режущее оружие? Топор подразумевает разделение: он разрубает на части, делит и тем самым формирует аморфную стихию, т. е. созидает, отсекая всё лишнее. Ведь топор - это единственное в своём роде оружие-орудие: им можно изувечить и зарубить насмерть, но при помощи него строят дома, возводят мосты, рубят церкви. Стук топора маркирует пространство, обжитое человеком, пространство сотворённого им Космоса. И наоборот - там, где не слышен звук топора, начинается глушь, стихия - Хаос. Именно туда гонят в заговорах болезнь - где не слышно ни стука топора, ни колотушки попа, ни лая пса, - т. е. за пределы человеческой ойкумены.

Именно такое орудие и пристало иметь при себе Творцу, а вслед за ним - и половозрелому мужчине.

Сельский плотник, Бистрица-Нэсэуд, 1935 г.
Сельский плотник, Бистрица-Нэсэуд, 1935 г.

Для иллюстрации «космогонического» жеста с топором приведём в пример магическую практику, которая сейчас, в XXIвеке, до сих пор в ходу у пастухов в Марамуреше. Здесь нужно обязательно сделать оговорку: пастушеское дело сакрализовано по обе стороны Карпат. Комплекс ритуальных практик, связанных с сезонным открытием стана, очищение пространства, пригоном овец, разделением стада, выпасом, дойкой, стрижкой и пр. оставался неизменным на протяжении веков и начал распадаться лишь в относительно недавнее время. Чиприан Кок, этнограф-исследователь зоны Марамуреш, отмечает следующее: загнав кормящих овец в струнгу (отгороженное место), пастух вонзает топор в землю прямо за её оградой. Это ритуальное действие имитирует божественный жест, буквально показывает, «кто в доме хозяин»; оно призвано отвадить как диких зверей, так порчу и сглаз. Напомним: Бог бросает топор в воду, чтобы создать мир. Пастух вонзает топор в землю, чтобы создать микромир, пастуший стан.

Чиприан Кок приводит пояснения самих информантов, которые вряд ли знакомы с теорией Элиаде, но при этом озвучивают ту же мысль:

«Вонзил топор в землю - стало быть, ты здесь хозяин… злые духи побегут прочь… топор показывает, что это место занято…»

«Так делали деды и прадеды… так у нас заведено… так Господь нам положил… так исстари повелось. Обряд проводится безотчётно, почти что бессознательно. Это закон места».

Фото: delicesucre.ru
Фото: delicesucre.ru

Повторимся, что по сути своей топор - инструмент сугубо маскулинный, так как он подразумевает силовую мужскую деятельность (рубка леса, строительство, исполнение казни, разбойное нападение и пр.). В румынских заговорах против стригоев и прочих зловредных персонажей в роли защитника выступает «красный мужчина с красным топором» (красный - защитный цвет в народном сознании). В ритуальных песнях, от колинд до погребального репертуара, мужчины с топорами упоминаются как решающий аргумент в спорах с обитателями стихии, как прямая угроза и воплощение человеческой власти.

А вот нож, наделённый той же гендерной символикой, часто используется и в женских практиках.

Прежде нож сопровождал человека с зачатия до смерти.

С его помощью могли навлечь на ребенка уродство, просто вонзив его в землю перед беременной женщиной. Его клали под простыню роженице. Им перерезали пуповину. Он охранял новорожденного под колыбелью, и он же мог предсказать ему насильственную смерть, упав с пояса кого-то из гостей во время крещения. Перед тем как надеть на ребенка новую рубашку, матери роняли нож через ворот - чтобы, падая, он «отсёк» злых духов. С его помощью отводили любовную тоску и, наоборот, привораживали возлюбленных. На нём гадали о суженом. Его несли в голенище сапога на свадьбу. Им резали свадебный каравай, намекая на брачную ночь. Им закрещивали многочисленные болезни и его же вбивали в притолоку, чтобы умирающий легче отдал душу Богу.

Крестьянский нож
Крестьянский нож

Нож и топор обладают схожими свойствами: они режут и отсекают, поэтому в плане защиты от нечисти они взаимозаменяемы. Но в остальном их функции расходятся. Нож - обязательный атрибут как «бытовой магии», так и профессиональных ворожей, особенно в сфере черного колдовства. Различают несколько видов ножей для разных целей соответственно: краденый, найденный, порченый, венчанный. Последний представляет собой особую ценность: это нож, который во время венчания либо висел на поясе жениха, либо лежал за пазухой у невесты. Напомним, что речь идёт о таинстве брака, одном из семи таинств православной церкви, во время которого на супругов нисходит Божья благодать. Соответственно, нож, «венчанный» девять раз девятью священниками на девяти венчаниях, сменивший девять невест или женихов (как вариант, встречается число шесть/семь), обладает колоссальной силой. Корпус румынских заговоров и заклятий для венчанного ножа впечатляет своими объёмами.

Нож как орудие работает в обе стороны: согласно законам уже упомянутой симпатической магии, при помощи ножа насылают болезни, связанные с острыми режущими и колющими болями. Им же отчерчивают, закрещивают и «отрезают» болезнь. После заговора на ноже его обычно всаживают в землю и вытаскивают через три дня - если на лезвии возникла ржавчина, значит, больной неисцелим, поскольку на него наложено заклятье другим ножом. Что интересно, подобный мотив ржавчины на ножах, оружии, кольцах как знак близкой смерти упоминается в толкованиях сновидений на всем балкано-славянском пространстве.

Фото: blades.ro
Фото: blades.ro

Недуг, который невозможно «вырезать» ножом, обыгрывается в любовных песнях со всевозможными вариациями (как и само магическое действие):

Лист зеленый сор-травы,
Сердце мое гложет гниль,
И не вырезать ножом,
Не узнать, что ноет в нем.
Кровь спеклась, черным-черна:
От любви моя беда.

Мы рассмотрели лишь малую долю практик, связанных с топором и ножом в различных регионах Румынии. Но это тот случай, когда по части можно судить о целом. Топор всегда выполняет три основные функции орудия-оружия: он созидает, защищает и освящает. Нож защищает, режет как человеческое тело, так и демоническую плоть, и активно используется в женской магии. Основной интерес представляет тот факт, что некоторые из вышеприведённых практик существуют до сих пор, несмотря на торжество разума. Это говорит о неистребимой архаичной ментальности, крупицы которой в той или иной мере присутствуют у наших современников, путь даже мы живём в «расколдованном мире».