Найти тему
Lace Wars

Как обычные девушки становились фаворитками султанов?

Оглавление

Гаремная академия: от наивных одалисок к искусным обольстительницам

В Османской империи существовал уникальный институт наложниц, который можно сравнить с академией гетер, готовивших девушек для одного конкретного мужчины - султана. Юных одалисок обучали не только искусству любви, но и другим наукам и искусствам. Главной целью этого обучения было воспитать девушку, способную в любой момент исполнить любое желание повелителя.

В османском гареме девушек размещали в различных комнатах дворца в зависимости от их возраста и достоинств. Днем их обучали турецкому языку, рукоделию и музыке. На каждые десять наложниц приходилась одна наставница. Помимо обучения, девушкам предоставлялись возможности для отдыха и развлечений как в самом гареме, так и в окружающих его садах.

Интересно, что в поздний период существования Османской империи статус наложниц изменился. Они перестали быть рабынями и превратились в свободных женщин, многие из которых поступали в гарем с согласия родителей с целью сделать карьеру. После запрета работорговли в XIX веке представители разных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем. Наложницы получили право при определенных обстоятельствах покинуть гарем, выйти замуж, получив особняк, земли и денежное вознаграждение от султана.

Невольничьи рынки: от открытой торговли к тайным сделкам

Одним из основных источников пополнения гарема были невольничьи рынки. Здесь продавались девушки разных национальностей, но особенно ценились черкешенки и белокожие славянки. Цены на невольниц варьировались в зависимости от их красоты и предполагаемого назначения. Как писала Мелек-ханум: "Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты".

Жерар де Нерваль, посетивший невольничий рынок в Каире, оставил яркое описание этого места: "В квадратный двор, где прогуливалось множество нубийцев и абиссинцев, выходили верхние галереи и портик... Во дворе уже собралось много покупателей, разглядывавших совсем черных или более светлых негров. Их заставляли ходить, им стучали по спине и по груди, им велели показывать язык".

Официально невольничьи рынки были закрыты в конце XIX века под давлением европейских стран, считавших работорговлю варварским пережитком. Однако на практике торговля людьми не исчезла, а ушла в подполье. Рынки переместились в потаенные уголки города, в специальные кафе и дома самих работорговцев. Одним из способов продажи невольниц стал их "вывоз на прогулку" в открытых экипажах, когда потенциальные покупатели могли оценить товар и договориться о цене.

Гаремная жизнь: между роскошью и интригами

Жизнь в султанском гареме была полна контрастов. С одной стороны, наложницы жили в роскоши, окруженные красивыми садами, фонтанами и всевозможными удобствами. Как писал венецианский посол XVII века, дворец Топкапы, где располагался гарем, включал множество зданий и павильонов, соединенных террасами. Сам гарем напоминал огромный монастырь с спальнями, трапезными, ванными и другими помещениями.

В некоторых дворцах были собственные театры, балетные труппы и оркестры. Наложницы могли гулять по кипарисовым аллеям, наслаждаться прохладой фонтанов и участвовать в различных развлечениях. Как отмечает историк, "праздная жизнь обитательниц гаремов во многом была похожа на вечный праздник".

Однако за этим фасадом роскоши скрывалась жестокая борьба за власть и влияние. Особенно острым было соперничество между матерями наследников престола - шах-заде. Каждый сын султана, независимо от того, был он рожден от жены или наложницы, имел право претендовать на трон. Поэтому в гареме шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями, мечтавшими получить титул валиде-султан (королевы-матери).

Эта борьба могла иметь трагические последствия. В XV-XVI веках было обычной практикой, когда новый султан, взойдя на престол, приказывал казнить всех своих братьев. Например, султан Мехмед III после восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев. Позже эта жестокая традиция была смягчена, и потенциальных соперников стали просто заключать в так называемую "золотую клетку" - изолированные покои во дворце.

Любовь и секс в исламской традиции: между запретами и удовольствием

Отношение к сексу в исламской культуре кардинально отличалось от европейского. Если в христианском мире физическое удовольствие от любви даже с законной супругой часто воспринималось как нечто греховное, то в исламе секс представлялся естественным продолжением духовной любви. Известный толкователь священных текстов аль-Газали писал, что без соития любовь ущербна, а отказ от него является оскорблением дара, ниспосланного Всевышним.

Однако это не означало полной свободы в сексуальной сфере. В гареме строго соблюдались все ограничения, налагаемые Кораном. Запрещались анальный, групповой и однополый секс, а также другие формы "извращений". Существовали и другие табу: например, нельзя было смотреть на половые органы партнера во время соития (в остальное время это было разрешено). Султаны даже укрывали свое достоинство парчовым покрывалом, веря, что иначе зачатый ребенок может родиться слепым.

Интересно, что в XVI-XVII веках в Османской империи появились "Бахнаме" - своеобразные энциклопедии сексологии. Эти богато иллюстрированные книги содержали информацию об афродизиаках, половом здоровье, методах контрацепции и даже о сексуальных позах, приносящих наибольшее удовольствие.

Важным аспектом гаремной жизни было предохранение от нежелательной беременности. Наложницы использовали различные методы контрацепции, известные с древних времен. Например, применялись тампоны, изготовленные из хлопка, меда и экскрементов животных. Современные исследования подтвердили эффективность этого метода: экскременты усиливают выделение молочной кислоты, которая убивает сперматозоиды.

Султаны и их фаворитки: от многоженства к моногамии

Хотя ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, многие османские султаны предпочитали моногамные отношения. Самым известным примером является любовь султана Сулеймана Великолепного к наложнице, а затем жене Роксолане (Хюррем Султан). Сулейман нарушил вековые традиции, сделав Хюррем своей официальной супругой и даже присвоив ей титул королевы-матери еще при своей жизни.

Другой пример - султан Абдул-Хамид I, правивший в 1774-1789 годах. Он влюбился в наложницу по имени Рухшах и, по сути, сам стал ее рабом. Когда Рухшах обиделась на султана и стала его игнорировать, Абдул-Хамид написал ей трогательное письмо с мольбой о прощении: "Я на коленях, умоляю, прости. Позволь мне видеть тебя этой ночью; если хочешь, убей, я не буду противиться, но, пожалуйста, услышь мой крик, или я умру".

Интересно, что по законам шариата жены султана имели больше прав, чем наложницы. Жерар де Нерваль отмечал: "Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта". Кроме того, мусульманская жена могла инициировать развод, если муж плохо с ней обращался.

Таким образом, жизнь в османском гареме была полна противоречий. С одной стороны, это был мир роскоши и удовольствий, с другой - арена жестокой борьбы за власть и влияние. Наложницы могли стать всемогущими фаворитками или остаться незамеченными в толпе других красавиц. Но даже став женой султана, они не могли быть уверены в своем положении, ведь в любой момент могла появиться новая фаворитка, способная затмить их красотой и обаянием.