Найти в Дзене
Герман Геншин

Неудачный запуск Concord не так сложен, как вы думаете

Оглавление

Почему игра не стала free-to-play? Должна ли была Sony предлагать ее бесплатно через PS Plus? Погубило ли ее требование входа в PlayStation? Продалась бы она миллионными тиражами, если бы у ее персонажей не было местоимений?

Всю прошлую неделю игровая общественность задавалась подобными вопросами - от глубокомысленных до нелепых - относительно последнего релиза Sony, Concord. Шутер с живым сервисом, который вышел одновременно на PS5 и PC, стартовал нехарактерно для крупнобюджетной игры Sony. В то время как статистика по PS5 недоступна, игра с трудом находит игроков в Steam. По данным SteamDB, в день запуска в «Конкорде» было всего 697 одновременных игроков. На момент написания статьи, около 17:00 по восточному времени в среду, в игре всего 171 игрок. Для сравнения, в сильно раскритикованную Skull and Bones от Ubisoft в Steam сейчас играют более 1 600 человек.

Даже если на PS5 игра чудесным образом идет гораздо лучше, можно с уверенностью сказать, что Concord с трудом находит свою аудиторию. У каждого, кажется, есть своя причина, но, возможно, это не такая уж и загадка, как кажется игрокам. Возможно, «Конкорд» не взлетает, потому что игрокам он просто неинтересен.

Что случилось?

Данные о запуске Concord могут показаться шокирующими в вакууме, но они вполне логичны для тех, кто обращал внимание на маркетинговую историю шутера. Проект является дебютом Firewalk Studios, новой студии Sony. Хотя в ее составе есть несколько ветеранов мультиплеерных разработок, включая тех, кто работал над серией Destiny, это не та студия, у которой есть узнаваемость имени или послужной список, по которому можно судить. Не имея истории, игроки могли бы судить об игре только по внешним признакам. Ее выход будет иметь решающее значение.

Этот ключевой момент наступил в мае этого года, когда Sony расстелила красную дорожку для Concord в рамках стрима State of Play. К сожалению, все началось не с той ноги. В начале стрима было решено показать длинную кинематографическую сцену для игры, в которой нет однопользовательского режима. Многие зрители не впечатлились, отметив, что это выглядело и звучало как рифф на марвеловские «Стражи Галактики». Хотя после этого длинного вступления Sony показала геймплей, первое впечатление осталось не очень приятным.

Месяц спустя в Интернете появилась небольшая волна предварительных обзоров, и впечатления от них были неоднозначными. Хотя некоторые отзывы были положительными, больше всего разговоров вызвал обзор от IGN, пожалуй, главного обозревателя игрового мира. Автор Стелла Чанг, специализирующаяся на шутерах, нарисовала картину средней многопользовательской игры, отчаянно нуждающейся в доработке. Негативные впечатления от такого крупного издания, как IGN, имеют свою силу: сайт также опубликовал плохие впечатления об игре Suicide Squad: Убить Лигу Справедливости» до ее выхода, что способствовало ухудшению ее общественного мнения.

В июле последовало публичное бета-тестирование, которое вызвало столь же неоднозначные впечатления как у прессы, так и у игроков. Помимо опасений по поводу баланса, все сходились во мнении, что у Concord не так уж много оригинальных идей. Веселых игр в 2024 году - на десяток центов, и Sony не смогла показать, что именно делает ее предложение таким особенным.

Кульминацией этих вихревых месяцев стал тихий запуск игры 23 августа. Волна посредственных рецензий захлестнула игру, а количество игроков на ПК так и не выросло. Игра была фактически мертва в воде, так и не успев начаться.

Что в этом виновато?

Такая хронология событий не должна оставлять места для недоразумений. Sony работала с новым IP, вокруг которого не было заранее созданного ажиотажа, и каждый месяц, предшествовавший его выходу, приносил очередную порцию кислого маркетинга. Общественность считала, что «Конкорд» вышел из моды. Он выглядел как Overwatch и звучал как Guardians of the Galaxy - два культурных ориентира, пик популярности которых пришелся на конец 2010-х. Создавалось впечатление, что Sony гонится за устаревшими трендами, тратя на это огромные деньги. Многих игроков просто не интересовало то, что она продавала.

Как могло произойти то, что настолько не соответствовало модным тенденциям? Можно списать это на неустойчивость раздутых сроков разработки. По словам ведущего дизайнера персонажей Джона Вайсневски, Concord находилась в разработке восемь лет. Это означает, что он начал свою жизнь в тот же год, когда вышла Overwatch, что объясняет, почему у него так много внешних сходств. Тренды в видеоиграх - движущаяся мишень. Каждые три-четыре года появляется новинка, которая полностью меняет представление о популярности мультиплеера. Concord опоздала на вечеринку героических шутеров на несколько лет.

Но даже в этом случае любые подобные рассуждения в конечном итоге возвращаются к гораздо более простому объяснению - игрокам просто неинтересно. Marvel Rivals выглядит еще более прямым риффом Overwatch, чем Concord, которая черпает больше идей из Destiny. С момента выхода игра набрала обороты благодаря связи с популярным IP, положительным впечатлениям от прессы и создателей контента, а также сильным результатам закрытой беты. Жанр не выходит из моды.

Некоторые утверждают, что Concord - это доказательство того, что игроки не хотят, чтобы им впихивали живой сервис. Возможно, для кого-то это и так, но постоянный успех таких игр, как Fortnite, опровергает эту логику. Игроки все равно будут толпами приходить на игру с отличным живым сервисом, если она им интересна или если о ней хорошо отзываются. У Concord не было ни того, ни другого.

Другие попытки объяснить трудности Concord наталкиваются на аналогичные логические дыры. Распространенное объяснение сводится к тому, что цена на Concord составляет 40 долларов. Аргумент заключается в том, что игра лучше бы работала как free-to-play. Хотя это, вероятно, помогло бы ее игрокам, премиальный ценник не является смертным приговором. Мегапопулярная игра Helldivers 2 от Sony вышла по той же цене в 40 долларов, и игроки не раздумывали, чтобы ее купить.

Некоторые утверждают, что Concord должна была стать бесплатной для подписчиков PS Plus. Это тоже могло бы помочь, но трудно отнести это решение к успеху или провалу. Helldivers 2 не запускалась на PS Plus, и она добилась успеха. С другой стороны, Foamstars изначально предлагалась бесплатно через сервис, и это не превратило игру в сенсацию. PS Plus может сделать такую игру, как Fall Guys, но не сломать ее.

Самая абсурдная теория заговора гласит, что «Конкорд» провалился, потому что «проснулся» из-за разнообразного состава персонажей. Подобные недобросовестные аргументы активно использовались в этом году для объяснения провала таких игр, как Suicide Squad: Kill the Justice League, но они не основаны на реальности. Overwatch добилась успеха, сохранив разнообразный состав игроков. Baldur's Gate 3 стала хитом 2023 года и дала игрокам возможность вступать в отношения с квирами. Игра Marvel «Человек-паук 2» разошлась тиражом 11 миллионов копий, несмотря на то, что некоторые онлайн-комментаторы жаловались на то, что в сюжете не хватает представительства. Нет никаких устойчивых данных, свидетельствующих о том, что игроки не хотят играть в игру, которая, по мнению очень громкой группы, «разорится» на инклюзивном дизайне - даже если случайные провалы вроде Redfall открывают дверь для предвзятости подтверждения.

-2

Правда в том, что успех и неудачи видеоигр иногда имеют очень простые объяснения. Игра Palworld на протяжении многих лет вызывала интерес еще до выхода в ранний доступ благодаря трейлеру «WTF!», в котором покемоноподобные существа были показаны в потогонных цехах. Этот интерес привел игру к успеху. У Black Myth: Wukong было несколько громких размещений на таких выставках, как Summer Game Fest, где она получила положительные отзывы. Кроме того, за ней стоял огромный маркетинговый бюджет и добрая воля очень взволнованного китайского рынка, который с нетерпением ждал, когда популярная Journey to the West превратится в первую китайскую ААА-видеоигру. Вы даже могли предвидеть неожиданный успех Balatro, если бы следили за ее хорошо принятой демонстрацией в Steam и шумом от влиятельных создателей контента до ее запуска.

Провалы иногда так же легко предсказать. Отряд самоубийц: Kill the Justice League» плохо стартовала после того, как был показан первый геймплейный трейлер, вызвавший негативную реакцию. Задержка до 2024 года усилила тревогу вокруг проекта, а вирусное распространение плохих превью на таких сайтах, как IGN, укрепило ее. Skull and Bones страдала от долгой и проблемной истории разработки, которая стала печально известной. Слухи о том, что Ubisoft хотела отменить игру из-за плохих фокус-тестов, в сочетании с плохими отзывами привели ее к логическому завершению.

Мало кто мог предположить, насколько сложным окажется запуск Concord, но уже в мае стало ясно, что он не оставляет желать лучшего. Такие решения, как ценообразование, безусловно, повлияли на ее проблемы, но они не затрагивают суть проблемы. Если бы игроки были заинтересованы, игра могла бы преодолеть любое количество препятствий, как это сделали многие другие.

Что дальше?

Первые данные говорят о том, что Concord уже обречена, даже если на PS5 она идет лучше. Такое низкое количество игроков на ПК грозит длинными очередями на матчмейкинг, которые отталкивают игроков. Игра рискует попасть в спираль смерти, поскольку ее проблемы грозят перерасти в более серьезные. Обычная мудрость подсказывает, что игру постигнет та же участь, что и фиаско живого сервиса вроде Babylon's Fall.

Однако у Sony еще есть надежда. Несмотря на то, что Concord пережила несколько месяцев плохой прессы, на расстоянии уже формируется положительная молва. Если верить социальным сетям, то, похоже, есть аудитория, которой нравится геройский шутер. Даже в собственном обзоре Digital Trends я отметил, что основной геймплей Concord многообещающий. Его проблемы заключаются скорее в отсутствии оригинальных идей, непроверенной идее еженедельных сцен и скудном стартовом пакете.

-3

Мы знаем, что Firewalk Studios намерена развивать Concord и дальше. Студия запланировала три сезона, которых она намерена придерживаться, что даст ей немного времени для восстановления темпов развития за счет сильных обновлений. Такие игры, как Splitgate и No Man's Sky, вернулись после неудачных стартов, сохранив курс и удвоив свои силы. Concord может сделать то же самое, хотя трудно представить, что такое высокобюджетное производство получит от Sony большую свободу действий.

Из «Конкорда» можно извлечь много уроков, независимо от того, в каком направлении он в итоге пойдет. Главное, чтобы шумные разговоры не сбили вас с толку, когда игроки пытаются подстроить повествование под себя. Объяснение лежит на виду.

Concord уже доступна на PS5 и PC.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на нее, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Вы также можете читать меня в: